Сорок пятый сезон Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ) продолжается. Нас ждет опера американского композитора Стефана Вайсмана “Алый ибис” (“The Scarlet Ibis”). В основе оперы – либретто Дэвида Коута по рассказу Джеймса Херста, написанного им в 1960 году. Действие оперы происходит в Северной Каролине во время Первой мировой войны. В центре сюжета – взаимоотношения мальчика-инвалида с братом.
Дирижер – специалист по современным операм Дэвид Хенлон. Режиссер – Элизабет Моргулис. В главных партиях: Дадли – контртенор из Нью-Йорка Джордан Раттер, Брат – выпускница Центра оперного пения Райана при Лирик-опере Чикаго Энни Розен, Мать – Куинн Миддлман, тетя Найси – Шарме Мусаччо, Отец – Билл Макмюррей.
Впервые оперу “Алый ибис” услышали в 2015 году в Нью-Йорке на фестивале “Прототип”. После премьеры критики писали о красоте и поэтичности музыки Вайсмана. ЧОТ представляет первую полноценную постановку оперы. За час до начала спектакля в зале театра состоится беседа об опере (Pre-Opera Talk).
Опера идет на английском языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля – 90 минут без антракта.
Сезон завершится оперой американского композитора Джека Хегги “Моби Дик” (“Moby-Dick”). В основе оперы – либретто Джина Шира по эпическому роману классика американской литературы Германа Мелвилла “Моби Дик, или Белый кит”. Мировая премьера оперы с Беном Хеппнером в главной партии состоялась в Опере Далласа в мае 2011 года. В создании спектакля принимали участие оперные театры Сан-Франциско, Сан-Диего, Лос-Анджелеса, Опера Калгари и Австралийская опера. Во всех этих спектаклях прошла одна и та же постановка. В Чикаго мы увидим новый спектакль – совместную постановку Оперы Юты, Питтсбургской оперы, Оперы Сан-Хосе, Оперного театра Лисео (Барселона, Испания) и ЧОТ. Дирижер – музыкальный руководитель ЧОТ Лидия Янковская. Это – вторая опера, которой дирижирует Лидия. Ее дебютом стала “Иоланта” П.Чайковского – опера открытия сорок пятого сезона.
Режиссер – Кристин Макинтайр. В партии Ахава – героический тенор Томас Студебекер. В остальных партиях: Гринхорн – Эндрю Бидлек, Квикег – Винс Уоллес, Старбак – Майкл Майерс, Гардинер – Кристофер Магиера, Пип – Саммер Хассан, Флэск – Кайл Кнапп, Стабб – Дэвид Говертсен.
В сезоне 2014-15 годов “Моби Дик” замечательно поставили в чикагском Lookingglass Theatre (автор инсценировки и режиссер-постановщик – член труппы театра Дэвид Катлин). История погони капитана Ахава за белым китом была показана с такой степенью изобретательности, что зритель просто забывал, где он находится: в зале или на китобойном судне “Пекод”. Яркий, динамичный, запоминающийся, спектакль был невероятно сложен физически и эмоционально. Актеры, как заправские матросы, работали с канатами, забирались на корабельные мачты, выходили в открытый океан на маленьких лодках… “Моби Дик” стал самым ярким событием чикагского театрального сезона и совершенно заслуженно получил премию “Джефф” за лучший спектакль года. Но то было три года назад в драматическом театре. А вот оперы “Моби Дик” в Чикаго не было еще ни разу.
1 августа 2019 года исполняется двести лет со дня рождения Германа Мелвилла. В мире будет много мероприятий по этому поводу. “Моби Дик” в ЧОТ – прекрасная возможность вспомнить замечательного писателя и его лучшее творение.
В начале сезона руководители театра объявили о создании новой программы Vanguard Initiative, целью которой является поддержка молодых композиторов и помощь в создании новых опер. Театр гарантирует трехступенчатый подход к разработке новой оперы. Во-первых, композитор вместе с художником и всей творческой командой приобретет определенный набор навыков, необходимых для создания качественной оперы. В течение двух лет композитор будет частью оперной компании. Во-вторых, на разных этапах творческого процесса ЧОТ будет инвестировать средства в развитие сочинения. Наконец, в программе The Living Opera Series предстанет готовое произведение. В театре пройдут встречи зрителей с создателями опер и различные тематические мероприятия. На открытии сезона Лидия Янковская сказала: “Я убеждена, что наш театр находится в идеальном месте для развития молодых композиторов Чикаго и Среднего Запада, и мы готовы предоставить им все необходимые условия для творчества”.
Как часть программы Vanguard Initiative, 15 февраля 2019 года в помещении Школы музыки DePaul University пройдет оркестровая репетиция (orchestral workshop) оперы Джастин Чен “Жизнь и смерть Алана Тьюринга” (“The Life and Death(s) of Alan Turing”). Либретто Дэвида Симпатико основано на эпизодах из жизни одного из величайших ученых XX века, английского математика и криптографа Алана Тьюринга, внесшего огромный вклад в развитие информатики.
Недавно было объявлено о переменах в руководстве ЧОТ. После четырех лет работы на посту генерального директора из театра уходит Даглас Клейтон. Новый генеральный директор – Эшли Магнус, работавшая прежде генеральным менеджером.
Магнус начинала работу в Симфоническом оркестре Юты, была координатором постановок в Опере Юты. В ЧОТ работает с 2015 года. Президент Совета директоров ЧОТ Сьюзен Ирион говорит: “Благодаря усилиям Эшли в театре утроилась спонсорская помощь и увеличился сбор средств на двадцать восемь процентов. Эшли является ключевой фигурой в руководстве театра и играет важную роль в развитии стратегии компании”.
Итак, в театре сейчас новое, ЖЕНСКОЕ правление. Театром руководят две прекрасные дамы – Эшли Магнус и Лидия Янковская. Я думаю, результаты не заставят себя долго ждать. Напоминаю, что дирижер Янковская по-прежнему является единственной женщиной – музыкальным руководителем – среди пятидесяти крупнейших оперных компаний США.
Как всегда, я желаю театру удачи! Встретимся в зрительном зале!
Nota bene! Опера “Алый ибис” пройдет 16 и 21 февраля в 7.30 pm, 24 февраля в 3.00 pm в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan Avenue, Chicago IL 60605. Опера “Моби Дик” пройдет 25 и 28 апреля в 7.30 pm в помещении The Harris Theater по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago IL 60601. Билеты – по телефону 312-704-8414 и на сайте https://www.chicagooperatheater.org/.