Чикагская медь во всей красе

Симфонический центр, 17-29 декабря 2024 года

Джей Фридман. Фото - Тодд Розенберг
Джей Фридман. Фото - Тодд Розенберг

17 декабря, 7.30 pm. Традиционный новогодний концерт секций медных духовых инструментов Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) — CSO Brass. В программе: аранжировки симфонических произведений для медных духовых инструментов композиторов разных эпох — от итальянского органиста и композитора Джованни Габриели (1555-1612) до валторниста, композитора, профессора Лондонской школы музыки и драмы Ричарда Биссилля. В финале программы прозвучит музыка из оперы “Турандот” Дж.Пуччини (оранжировка Джеффри Бойда). Дирижер — тромбонист ЧСО Майкл Мулкахи.

Сегодня оркестры все больше и больше унифицируются, и отличить один хороший оркестр от другого гораздо сложнее, чем это было полвека назад. На протяжении десятилетий главной отличительной особенностью ЧСО были медные духовые инструменты, именно они составляли славу чикагского оркестра. Чикагская медь ценилась величием звука, абсолютной, даже какой-то демонической силой. “Архитекторами” чикагского звука были концертмейстер группы туб с 1944 до 1988 года Арнольд Джейкобс и концертмейстер группы труб с 1948 до 2001 года Адольф (“Бад”) Херсет. Оба музыканта преодолели физические особенности, чтобы стать лучшими. Объем легких у Джейкобса резко сократился из-за различных заболеваний, и он разработал специальные дыхательные техники, которые потом передавал новым поколениям музыкантов. “Мы хотим, чтобы в теле было как можно меньше напряжения, поэтому торс становится резонирующей камерой”, — говорит концертмейстер группы тромбонов Джей Фридман, объясняя технику Джейкобса. Виртуоз-трубач Адольф Херсет, фактически руководивший группой духовых инструментов в течение более чем полувека, в 1952 году попал в автомобильную аварию, сломал зубы и повредил губу. Это могло стать катастрофой для музыканта. Херсет не знал, будет ли он когда-нибудь снова играть, но сумел восстановиться.

От концертов Рафаэля Кубелика и Фрица Райнера, через модернизацию оркестра эпохи Георга Шолти до более тонких подходов, предпринятых Даниэлем Баренбоймом и Риккардо Мути, медь долгое время была центральной в звучании ансамбля. Шутники говорили, что когда в ЧСО в полную силу играют медные духовые, на Мичиган-авеню дрожат мосты. “Поначалу Георг Шолти не мог заставить медную секцию играть достаточно громко для него, — вспоминает Фридман. — Даже симфонии Шуберта.” Альтист оркестра Макс Рейми шутил, что некоторые записи Шолти “сводят струнную секцию к шипению ленты”. После волны критики Шолти перестал требовать громкий звук, сосредоточившись на том, что Фридман назвал “великим diminuendo”. Однажды на исполнении хоров Верди запись была остановлена, и инженер звукозаписи пожаловался, что не слышит духовые инструменты.

Музыкальный руководитель ЧСО с 1991 до 2006 года Даниэль Баренбойм говорит: “Чикагская медь всегда была частью оркестра и его уникального способа игры”. Нынешний музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути вспоминает: “Чикагская медь была отличительной особенностью ЧСО еще в те годы, когда я был студентом Миланской консерватории”. На одной из первых репетиций в должности руководителя маэстро Мути сказал музыкантам: “То, что вы умеете играть громче всех, знает весь мир. Теперь давайте покажем, что вы умеете играть тоньше всех”. Спустя десять лет руководства ЧСО Риккардо Мути говорил уже по-другому: “На мой взгляд, медные духовые по-прежнему являются номером один в мире, но сейчас они лучше способны объединяться с другими группами оркестра. Не доминировать, а звучать в ансамбле, добиваясь идеального баланса”.

Джин Покорны. Фото - Тодд Розенберг
Джин Покорны. Фото — Тодд Розенберг

Старый звук все еще жив в оркестре — и не только в символическом смысле. По-прежнему в блестящей форме концертмейстер группы туб с 1989 года Джин Покорны. Мы по-прежнему слышим величественный звук первого тромбониста оркестра с 1965 года Джея Фридмана. Он объявил, что уходит на пенсию в конце этого сезона. Летом ЧСО объявил о прослушивании кандидатов на пост концертмейстера группы тромбонов.

К удивлению многих, в начале августа Филадельфийский симфонический оркестр объявил, что концертмейстером группы труб становится Эстебан Баталлан. На протяжении пяти сезонов он занимал подобную должность в ЧСО. Баталлан пока не ушел окончательно из чикагского оркестра, а взял годичный отпуск. При этом он будет участвовать в нескольких программах, включая июньскую 2025 года с Риккардо Мути. Баталлан солирует в концертах Г.Ф.Телеманна и (впервые в истории ЧСО) Майкла Гайдна (1737-1806) для трубы с оркестром. Что будет дальше — пока неизвестно. Будем следить, как сложится творческая судьба Баталлана в Филадельфии.

Во время пребывания в Чикаго Баталлан играл на трубе Херсета. Покорны играет на тубе Джейкобса, музыканты группы валторн — на инструментах чикагского мастера Льюиса, созданных специально для Симфонического центра, звук которого сам Льюис называет “мертвым”.

Херсета и Джейкобса я не застал, а вот концертмейстера группы валторн с 1966 до 2013 года замечательного Дейла Клевенджера слышал часто. После него обязанности концертмейстера секции валторн занимал Даниэль Гингрич. В 2019 году решением Риккардо Мути Гингричу присвоено почетное звание Пожизненного концертмейстера секции валторн. Имена Клевенджера и Гингрича я бы тоже включил в список тех, без кого невозможно представить себе звук чикагской меди.

Даниэль Гингрич. Фото - Тодд Розенберг
Даниэль Гингрич. Фото — Тодд Розенберг

С сезона 2023-24 годов в оркестре появился новый концертмейстер группы валторн — доктор Марк Олмонд. Он родился в городе Болтон (Великобритания). С девяти лет играл на валторне в местных духовых ансамблях. Изучал медицину в Кембриджском и Оксфордском университетах. В девятнадцать лет состоялся его профессиональный дебют, и сразу — с Лондонским симфоническим оркестром. Получил докторскую степень по вирусологии в Имперском колледже в Лондоне. Работал врачом, лечащим респираторные заболевания, после чего решил сконцентрироваться на музыке. До приезда в Чикаго работал вторым валторнистом Сан-Францисского симфонического оркестра, одним из концертмейстеров секции валторн Сан-Францисской оперы и третьим валторнистом лондонского оркестра Филармония. Преподает в консерватории Сан-Франциско и в Roosevelt University’s Chicago College of Performing Arts. Приглашенный профессор Лондонской королевской академии музыки.

18 и 20 декабря, 7.30 pm; 21-23 декабря, 1.00 pm; 22 декабря, 4.30 pm. Традиционная новогодняя программа “Merry, Merry Chicago!” Восьмой год подряд в Симфоническом центре проходят концерты с таким названием, и каждый год в программе что-то меняется. В этом году среди прочих произведений прозвучат песня “Внемлите! Ангелы-вестники” Ф.Мендельсона (аранжировка Басса), кантата “Глория” А.Вивальди, песня “Alla Marcia” Я.Сибелиуса, вальс “Золото и серебо” Ф.Легара, увертюра к оперетте “Графиня Марица” И.Кальмана, пьеса “Катание на санях” Л.Андерсона, песня “Белое Рождество” И.Берлина. Музыкантами ЧСО и Чикагским симфоническом хором (хормейстер — Шерил Фрейзес Хилл) дирижирует Аластар Уиллис. Он является музыкальным руководителем Симфонического оркестра города Саут-Бенд (штат Индиана), главным дирижером и артистическим советником Симфонического оркестра города Бока-Ратон (штат Флорида). Концерты рекомендованы для детей от пяти лет и старше.

19 и 21 декабря, 7.30 pm; 20 декабря, 1.30 pm. Концерты ЧСО под управлением маэстро из Израиля Лахава Шани. В программе: увертюра “Эгмонт” Л.ван Бетховена, Второй фортепианный концерт Д.Шостаковича (пианист — Л.Шани), Первая симфония И.Брамса.

Второй фортепианный концерт Д.Шостаковича — сочинение 1957 года. Композитор посвятил это произведение сыну Максиму, учившемуся тогда в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.

Лахав Шани дирижирует ЧСО. Чикаго, 20 июня 2024 года. Фото - Тодд Розенберг
Лахав Шани дирижирует ЧСО. Чикаго, 20 июня 2024 года. Фото — Тодд Розенберг

Лахав Шани родился в Тель-Авиве в 1989 году. Музыка звучала в доме с рождения, отец Лахава — дирижер Михаэль Шани. С шести лет Лахав учился игре на фортепиано, потом пришла очередь контрабаса. Выпускник Берлинской высшей школы музыки. Выступал как пианист и контрабасист. После победы на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Малера в 2013 году остановился на дирижировании. Его карьера была стремительна. В июне 2016 года Шани дебютировал с Роттердамским филармоническим оркестром, а спустя два месяца оркестр выбрал его в качестве своего нового главного дирижера. Контракт начался с сезона 2017-18 годов. В марте 2020 года оркестр объявил о продлении контракта до августа 2026 года. С сезона 2020-21 годов, после сорока двух лет правления Зубина Меты, Шани возглавил Израильский филармонический оркестр. Кроме этого, недавно он стал избранным главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра. В свои права он вступит в сентябре 2026 года.

Шани выступал в фортепианных дуэтах с Юджи Ванг и Мартой Аргерих, играл в секции контрабасов оркестра “Западно-восточный диван” под управлением Д.Баренбойма. Долгие годы жил в Берлине, с 2020 года — в Тель-Авиве. Дебют с ЧСО у Шани состоялся в феврале 2023 года с программой, посвященной стопятидесятилетию со дня рождения С.Рахманинова. В июне этого года он вернулся в Чикаго с песней для оркестра “Молитва” израильского композитора Цви Авни, Фортепианным концертом М.Бейтса (первое исполнение ЧСО, солист — Даниил Трифонов) и Шестой (“Патетической”) симфонией П.Чайковского. В свой третий приезд в Чикаго маэстро дебютирует в качестве солиста-пианиста, одновременно дирижируя оркестром.

19 и 21 декабря в 6.15 pm; 20 декабря в 12.15 pm на втором этаже Симфонического центра состоятся беседы альтиста ЧСО Макса Рейми об исполняемых произведениях.

29 декабря, 2.30 pm. Вот уже более двадцати пяти лет подряд музыкальный год в Чикаго закрывается концертом “Салют Вене” (Salute to Vienna New Year’s Concert). В программе: вальсы и польки композиторов семьи Штраус, а также любимые мелодии из классических оперетт. Исполнители: сопрано из Будапешта Моника Фишл, тенор из Вены Мартин Пискорски, Bogdán Ballet из Будапешта и оркестр Strauss Symphony of America под управлением венгерского дирижера Имре Коллара. Подробности концерта — на сайте salutetovienna.com.

Первый концерт в 2025 году пройдет 10 января. Будем смотреть кино — “Крадущийся тигр, затаившийся дракон” (“Crouching Tiger, Hidden Dragon”, 2000) Энга Ли — и слушать музыку Тань Дуня из этого фильма в исполнении ЧСО. 19 января в Симфоническом центре состоится сольный фортепианный концерт французского пианиста Жана Ива Тибоде, 25 января нас ждет вечер Джазового оркестра Уинтона Марсалиса. Первые концерты ЧСО в 2025 году в Чикаго состоятся 30 января — 1 февраля… Но я забежал вперед. Об этих концертах я расскажу уже в Музыкальных обозрениях 2025 года. Прямой эфир из Симфонического центра продолжается!

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*