19 декабря, 7.30 pm. Традиционный новогодний концерт ансамбля CSO Brass. В программе: аранжировки классических произведений для медных духовых инструментов. Среди композиторов — имена И.С.Баха и М.де Фальи. Дирижер — тромбонист Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) Майкл Мулкахи.
Сегодня оркестры все больше и больше унифицируются, и отличить один хороший оркестр от другого гораздо сложнее, чем это было полвека назад. На протяжении десятилетий главной отличительной особенностью ЧСО были медные духовые инструменты, именно они составляли славу чикагского оркестра. Чикагская “медь” ценилась величием звука, абсолютной, даже какой-то демонической силой. “Архитекторами” чикагского звука были концертмейстер группы туб с 1944 до 1988 года Арнольд Джейкобс и концертмейстер группы труб с 1948 до 2001 года Адольф (“Бад”) Херсет. Оба музыканта преодолели физические особенности, чтобы стать лучшими. Объем легких у Джейкобса резко сократился из-за различных заболеваний, и он разработал специальные дыхательные техники, которые потом передавал новым поколениям музыкантов. “Мы хотим, чтобы в теле было как можно меньше напряжения, поэтому торс становится резонирующей камерой”, — говорит концертмейстер группы тромбонов Джей Фридман, объясняя технику Джейкобса. Виртуоз-трубач Херсет, фактически руководивший группой духовых инструментов в течение более чем полувека, в 1952 году попал в автомобильную аварию, сломал зубы и повредил губу. Это могло стать катастрофой для музыканта. Херсет не знал, будет ли он когда-нибудь снова играть, но сумел восстановиться.
От концертов Рафаэля Кубелика и Фрица Райнера, через модернизацию оркестра эпохи Георга Шолти до более тонких подходов, предпринятых Даниэлем Баренбоймом и Риккардо Мути, “медь” долгое время была центральной в звучании ансамбля. Шутники говорили, что когда в ЧСО в полную силу играют медные духовые, на Мичиган-авеню дрожат мосты. “Поначалу Георг Шолти не мог заставить медную секцию играть достаточно громко для него, — вспоминает Фридман. — Даже симфонии Шуберта.” Альтист оркестра Макс Рейми шутил, что некоторые записи Шолти “сводят струнную секцию к шипению ленты”. После волны критики Шолти перестал требовать громкий звук, сосредоточившись на том, что Фридман назвал “великим diminuendo”. Однажды на исполнении хоров Верди запись была остановлена, и инженер звукозаписи пожаловался, что не слышит духовые инструменты.
Музыкальный руководитель ЧСО с 1991 до 2006 года Даниэль Баренбойм говорит: “Чикагская “медь” всегда была частью оркестра и его уникального способа игры”. Пожизненный музыкальный руководитель-лауреат оркестра Риккардо Мути вспоминает: “Чикагская “медь” была отличительной особенностью ЧСО еще в те годы, когда я был студентом Миланской консерватории”. На одной из первых репетиций в должности руководителя маэстро Мути сказал музыкантам: “То, что вы умеете играть громче всех, знает весь мир. Теперь давайте покажем, что вы умеете играть тоньше всех”. Спустя десять лет руководства ЧСО Риккардо Мути говорил уже по-другому: “На мой взгляд, медные духовые по-прежнему являются номером один в мире, но сейчас они лучше способны объединяться с другими группами оркестра. Не доминировать, а звучать в ансамбле, добиваясь идеального баланса”.
Старый звук все еще жив в оркестре — и не только в символическом смысле. По-прежнему в блестящей форме концертмейстер группы туб с 1989 года Джин Покорны и Джей Фридман — первый тромбон оркестра с 1965 года. Концертмейстер группы труб Эстебан Баталлан играет на трубе Херсета, Покорны — на тубе Джейкобса, музыканты группы валторн — на инструментах чикагского мастера Льюиса, созданных специально для Симфонического центра, звук которого Льюис называет “мертвым”.
Херсета и Джейкобса я не застал, а вот концертмейстера группы валторн с 1966 до 2013 года замечательного Дейла Клевенджера (1940-2022) слышал часто. После него обязанности концертмейстера группы валторн занимал Даниэль Гингрич. В 2019 году решением Риккардо Мути Гингричу присвоено почетное звание Пожизненного концертмейстера секции валторн. Имена Клевенджера и Гингрича я бы тоже включил в список тех, без кого невозможно представить себе звук чикагской “меди”.
В новом сезоне в оркестре появился новый концертмейстер секции валторн. Им стал доктор Марк Олмонд. Он родился в городе Болтон (Великобритания). С девяти лет играл на валторне в местных духовых ансамблях. Изучал медицину в Кембриджском и Оксфордском университетах. В девятнадцать лет состоялся его профессиональный дебют, и сразу — с Лондонским симфоническим оркестром. Получил докторскую степень по вирусологии в Имперском колледже в Лондоне. Работал врачом, лечащим респираторные заболевания, после чего решил сконцентрироваться на музыке. До приезда в Чикаго работал вторым валторнистом Сан-Францисского симфонического оркестра, одним из концертмейстеров секции валторн Сан-Францисской оперы и третьим валторнистом лондонского оркестра Филармония. Преподает в консерватории Сан-Франциско и в Roosevelt University’s Chicago College of Performing Arts. Приглашенный профессор Лондонской королевской академии музыки.
О дирижере предстоящего концерта, тромбонисте ЧСО Майкле Мулкахи мне рассказала известный чикагский музыкант Ирина Феоктистова: “Я работаю в классе с тромбонистами, который ведет потрясающий Мик Мулкахи. Он из Австралии, второй тромбон Чикагского симфонического оркестра. Я помню, когда попала к нему в класс пять лет назад, мы разучивали песни Рахманинова в транскрипции для тромбонов. В классе Мулкахи сначала попросил меня сыграть. “Пусть он (студент) послушает, как это надо делать.” Тромбонист настроился и стал издавать звуки. Я ничего плохого не услышала, а профессор говорит: “Ты играешь фальшиво”. Я тихо сижу, наблюдаю. Он останавливал бедного студента каждый раз, когда слышал что-то не то. Очень невозмутимо и твердо: “Нет, это у тебя неправильно, фальшиво. Сыграй еще раз”. И так всякий раз, пока не попадал в нужную ноту. (У тромбона не темперированный строй, как у рояля, тромбонистам все время надо подстраиваться во время игры.) Классы духовых инструментов здесь на высшем уровне. Потом лучшие студенты играют в ЧСО”.
Последними в этом году концертами ЧСО 21-23 декабря дирижирует многолетний музыкальный руководитель, ныне — дирижер-лауреат Лирик-оперы Эндрю Дэвис. В программе — оратория Г.Ф.Генделя “Мессия”. Об этом и многом другом читайте в следующем выпуске Музыкального обозрения.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.