Chicago Shakespeare Theater. Новый сезон

Только премьеры

Чикагский шекспировский театр. Фото - Абель Арсиниега
Чикагский шекспировский театр. Фото - Абель Арсиниега

Чикагский шекспировский театр (Chicago Shakespeare Theater) объявил репертуар сезона 2024-25 годов — инаугурационного для нового тандема лидеров: художественного руководителя Эдварда Холла и исполнительного директора Кимберли Моутс. Десять постановок, триста пятьдесят спектаклей, театры из Европы и Латинской Америки, премьеры в Северной Америке и США — все это и многое другое ждет нас в новом сезоне. Обо всем по порядку.

Новый сезон начнется с двух летних постановок, которые заинтересуют и взрослых, и детей.

18 июня — 14 июля 2024 года. “Плюшевый Мишка” (“Corduroy & A Pocket for Corduroy”) по книгам Дона Фримана. Jentes Family Courtyard Theater. Адаптация для сцены — Барри Корнхаузер. Режиссер — Амбер Мак.

Инсценировка любимых несколькими поколениями читателей детских книг о плюшевом медвежонке, который живет в магазине игрушек и мечтает, чтобы у него появился дом и друг. Премьера спектакля по шестидесятиминутной пьесе состоялась в 2018 году в Children’s Theatre Company в Миннеаполисе.

Дон Фриман (1908-1978) — американский художник, автор, иллюстратор более двадцати детских книг. В 1958 году он получил премию Калдекотта — одну из самых почетных наград в области детской литературы, а спустя десять лет придумал персонажа, обессмертившего его имя. Роман Фримана “Плюшевый Мишка” (“Corduroy”) был впервые опубликован в 1968 году и сразу стал невероятно популярным. Спустя десять лет вышло продолжение — книга “Кармашек для Плюшевого Мишки” (“A Pocket for Corduroy”). В 1997 году роман “Плюшевый Мишка” вошел в топ ста лучших книг для детей по версии Национальной ассоциации образования США (National Education Association), в 2012 году был включен в список ста лучших иллюстрированных книг всех времен и народов по версии издания School Library Journal.

Чикагский режиссер Амбер Мак возвращается в театр после хита прошлого лета — спектакля “Красавица и чудовище” (“Disney’s Beauty and the Beast”).

Чикагский шекспировский театр. Фото - Джеймс Стайнкамп
Чикагский шекспировский театр. Фото — Джеймс Стайнкамп

19 июля — 1 сентября 2024 года. Мюзикл “Властелин колец — музыкальная сказка” (“The Lord of the Rings — A Musical Tale”) А.Рахмана, фолк-группы Värttinä, К.Найтингейла по романам Дж.Р.Толкиена. The Yard. Режиссер — Пол Харт. Премьера в США. В группе композиторов солирует индийский композитор Алла Рахман, лауреат премии “Оскар” за музыку к фильму “Миллионер из трущоб”. В компании с ним — финская фолк-группа Värttinä и лауреат премии “Тони”, автор музыки к мюзиклу “Матильда” Кристофер Найтингейл.
Премьера мюзикла состоялась 23 марта 2006 года в Торонто. После оглушительного успеха спектакль в июне 2007 года перебрался на Вест-Энд. На тот момент это была самая дорогая театральная постановка в мире. Ее показывали год, она стала одной из самых коммерчески успешных. Новая жизнь мюзикла началась в 2023 году после мировой премьеры постановки Пола Харта в Watermill Theatre (Западный Беркшир).

6 сентября — 6 октября 2024 года. “Генрих V” (“Henry V”) по пьесе У.Шекспира. Режиссер — Эдвард Холл. Jentes Family Courtyard Theater.

Вторая, после новаторского “Ричарда III”, постановка Холла в качестве художественного руководителя Шекспировского театра. На этот раз британский режиссер взялся за редко ставящуюся в Америке мрачную историческую драму о времени (1413-1422 годы) правления Англией королем Генрихом V. В аннотации к спектаклю сказано о “захватывающей истории о юношеских амбициях и приключениях, исследующей разрушительную силу войны и национализм в его самых опасных проявлениях”. Режиссер говорит: “Генрих V” остается одной из самых показательных пьес о войне, национализме, последствиях того и другого и нашей потребности в общих целях, которые объединят нас. Никогда еще не было более подходящего момента, чтобы исследовать современность через призму истории, погружаясь в одно из величайших произведений, когда-либо созданных на английском языке”. Подход Холла отражает его веру в Шекспира как в писателя сегодняшнего дня, поэтому режиссер смотрит на его героев сквозь призму современности. Вспомним, что прежде чем возглавить Шекспировский театр, Холл ставил шекспировские пьесы в лондонском Вест-Энде, Нью-Йорке, других странах, будучи основателем и художественным руководителем труппы Propeller Shakespeare.

20 октября — 8 декабря 2024 года. “Периклы” (“Pericles”) по пьесе У.Шекспира. Спектакль Royal Shakespeare Company. Режиссер — Тамара Харви. Jentes Family Courtyard Theater.

После тридцатилетнего отсутствия в Чикаго приезжает Королевская шекспировская компания (Royal Shakespeare Company). Сразу после премьеры на домашней сцене в Стратфорде-на-Эйвоне мы увидим инаугурационный спектакль нового художественного руководителя театра Тамары Харви (она делит эти обязанности с Дэниелом Эвансом) — трогательная история о любви, надежде и чудесах. Спектакль знаменитой британской театральной компании станет сотой международной постановкой на сцене Шекспировского театра. Чикагский театр объявил, что с нового сезона начинается новый этап во взаимоотношениях с лондонским театром — партнерство. “Мы рады возобновить наши отношения с Шекспировским театром в 2024 году, во время трансформации обеих трупп, — говорят Тамара Харви и Дэниел Эванс. — Связь нашего театра с Чикаго восходит к 1913 году. Многие помнят, каким успехом пользовался Шекспировский театр на гастролях в Стратфорде-на-Эйвоне в 2006 году. Как новые художественные руководители, мы разделяем страстную приверженность Эдварда Холла к сотрудничеству. Показ “Перикла” знаменует собой начало новой захватывающей главы между нашими двумя компаниями”.

Подробности партнерства пока не раскрываются. Думаю, скоро мы все узнаем. Но уже сегодня можно сказать, что идея сотрудничества с одним из лучших британских театров — замечательная. Я — за!

14 января — 2 февраля 2025 года. “Прическа по-африкански” (“Jaja’s African Hair Braiding”, перевод мой) по пьесе Джоселин Био. Совместная постановка с Arena Stage (Вашингтон) и Berkeley Repertory Theatre (Беркли). Режиссер — лауреат премии “Оби” Уитни Уайт. The Yard.

Прямо с Бродвея — региональная премьера новой постановки новой пьесы. Один знойный летний день из жизни группы женщин-иммигранток из Западной Африки, которые встречаются в парикмахерской Гарлема. Мировая премьера состоялась в Manhattan Theatre Club в 2023 году. Автор Джоселин Био говорит: “Я взволнована и польщена тем, что зрители за пределами Бродвея смогут познакомиться с яркими женщинами из моей пьесы. Она много значит для меня как для коренного жителя Нью-Йорка, так и для американки из Ганы в первом поколении. Пьеса рассказывает о том, что делает нашу страну такой красивой и уникальной: о богатом разнообразии людей и культур”. С творчеством Джоселин Био мы познакомились летом 2021 года, когда в Goodman Theatre Лили-Энн Браун поставила спектакль по ее предыдущей пьесе “Девушки из школы” (“School Girls; Or, the African Mean Girls Play“, перевод мой).

21 января — 9 февраля 2025 года. “Авааз” (“Avaaz”) по пьесе и в исполнении номинанта на премию “Эмми” Майкла Шаяна. Режиссер — номинант на премию “Тони”, бродвейский режиссер Мориц фон Штюльпнагель. Carl and Marilynn Thoma Theater Upstairs. Постановка Olney Theatre Center (город Олни, штат Мэриленд).

Перед нами — еще одно исследование семьи и эмигрантского опыта, написанное и исполненное Майклом Шаяном, выпускником Гарвардского университета, американским драматургом и актером иранско-еврейского происхождения. Он играет роль своей матери Ройи, приветствующей зрителей в своем доме, чтобы отпраздновать иранский Новый год. Рейи рассказывает о путешествии из Тегерана в “Тегеранджелес”, штат Калифорния, ранее известный как “Вествуд”.

Премьера спектакля состоялась в Olney Theatre Center. Показы в Чикаго пройдут в рамках американского тура. Майкл Шаян говорит: “Для меня большая честь провести спектакль через всю страну вместе с нашей невероятной командой, особенно во время сегодняшних антииммигрантских настроений. Спектакль пытается разобраться со сложными истинами в сказочной, декадентской, грандиозной “вечеринке на сцене”. Мне не терпится поделиться волшебством “Тегеранджелеса” со зрителями в Чикаго и за его пределами!”

С творчеством Морица фон Штюльпнагеля мы могли познакомиться совсем недавно. В Шекспировском театре с большим успехом прошел спектакль “День суда” (“Judgment Day”) в его постановке, где главную роль исполнил лауреат премий “Тони” и “Эмми” Джейсон Александер.

4 февраля — 8 марта 2025 года. В серии “Short Shakespeare!” — 75-минутная адаптация комедии великого Барда “Сон в летнюю ночь” (“A Midsummer Night’s Dream”). Автор инсценировки и режиссер — Эдвард Холл. Jentes Family Courtyard Theater.

13-23 марта 2025 года. “Гамлет” (“Hamlet”) по пьесе У.Шекспира. Teatro La Plaza (Лима, Перу). Автор инсценировки и режиссер — основательница театра Чела Де Феррари. Carl and Marilynn Thoma Theater Upstairs. Дебют известного перуанского театра в Чикаго. Культовую шекспировскую пьесу разыгрывают актеры с синдромом Дауна. Смешивая текст Шекспира с анекдотами из жизни, используя поп-музыку, играя и танцуя, они создают абсолютно оригинальный и, как говорят посмотревшие, неповторимый спектакль. Показ спектакля пройдет при содействии Chicago Latino Theater Alliance (CLATA).

21-27 апреля 2025 года. “Солнечный день” (“Sunny Afternoon”). Мюзикл Рея Дэвиса по книге Джо Пенхалла. Режиссер — Эдвард Холл. The Yard. Премьера в Северной Америке. Мюзикл от первого лица рассказывает о творческом пути легендарной британской рок-группы The Kinks, поскольку Рей Дэвис был вокалистом, гитаристом и основным автором песен группы, среди которых — “You Really Got Me”, “Lola”, “All Day and All of the Night”. Мировая премьера мюзикла состоялась в Hamstead Theatre (Лондон) 1 мая 2014 года, после чего был успех на Вест-Энде. Спектакль получил четыре премии Оливье, в том числе — за лучший новый мюзикл. Режиссером тогда тоже был Эдвард Холл. Спустя одиннадцать лет он возвращается к проверенному “материалу”.

29 апреля — 25 мая 2025 года. “Гимн” (“Hymn”) по пьесе лауреата премии Оливье Лолиты Чакрабарти. Jentes Family Courtyard Theater.

Аннотация к спектаклю гласит: “Душещипательная история описывает дружбу двух чернокожих мужчин средних лет и исследует преданность и предательства братьев, отцов и сыновей”. Мировая премьера состоялась в Almeida Theatre (Лондон). Тогда действие спектакля проходило в Лондоне. Специально для постановки в Шекспировском театре автор перенесла действие в Чикаго. Лолита Чакрабарти говорит: “Я хотела написать историю о двух чернокожих мужчинах, которые полюбили друг друга. Мои друзья-мужчины часто удивляли меня своей чувствительностью, женственностью, суетливостью, неуверенностью, весельем, добротой, теплотой… — этот список можно продолжать. Пьеса “Гимн” родилась из моего желания рассказать другую историю. Переосмыслить эту пьесу для Чикаго очень интересно, и я верю, что она прекрасно впишется в богатую культуру города”.

В 2017 году в Шекспировском театре ставилась пьеса Чакрабарти “Red Velvet”. Среди других заметных работ драматурга — “Жизнь Пи” (“Life of Pi”, спектакль сейчас гастролирует по городам Северной Америки) и “Хэмнет” (“Hamnet”), сценическая адаптация романа Мэгги О’Фаррелл, премьера которой состоялась в Королевской шекспировской компании в прошлом году.

Эдвард Холл и Кимберли Моутс. Фото - Chicago Shakespeare Theater
Эдвард Холл и Кимберли Моутс. Фото — Chicago Shakespeare Theater

Рассуждения Эдварда Холла перед началом сезона звучат оптимистично: “Мне очень приятно представить наш первый сезон, созданный артистами из США и других стран мира. Размах и масштаб работ — то, что заслуживает восхищения. Мы показываем жизнеспособность и актуальность Шекспира вместе с ведущими современными драматургами”.

Кимберли Моутс добавляет: “В подготовке нового сезона нас воодушевляли зрители, артисты, спонсоры, студенты и общественные лидеры, с которыми мы встретились за последние шесть месяцев, а также наше правление и сотрудники. Сезон является выражением их поддержки и любви к Чикаго — городу театра, искусства и культуры мирового класса. Для нас радость — отметить множество сильных творческих голосов, отражающих интересы многих сообществ нашего города”.

Nota bene! Билеты на спектакли Чикагского шекспировского театра этого сезона и абонементы на спектакли сезона 2024-25 годов — на сайте www.chicagoshakes.com, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611.