“Человек, который видел ангела” – ретроспектива фильмов Андрея Тарковского в Чикаго

Андрей Тарковский и Григорий Верховский на съемках “Сталкера”
Андрей Тарковский и Григорий Верховский на съемках “Сталкера”

В рамках ретроспективы фильмов Андрея Тарковского в кинотеатре Чикагского университета прошел юбилейный показ фильма “Сталкер”. В этом году исполняется 40 лет с тех пор, как эта картина вышла на экраны. Об этом событии “Голос Америки” показал на прошлой неделе репортаж.

Андрей Тарковский – один из самых признанных советских режиссеров за рубежом давно уже стал культовой фигурой в русском кино. 35 лет назад Тарковский, находясь в Италии, объявил на пресс-конференции, что не вернется в СССР. За 20 лет работы в советском кино ему дали снять только 7 картин, отклоняя многие важнейшие для него сценарии. За рубежом он получил свободу выбора темы.

Около 300 человек, из которых большинство – американские студенты Чикагского университета, пришли на показ фильма “Сталкер” в рамках первой полной ретроспективы фильмов Тарковского “Человек, который видел ангела”, организованной студенческой организацией Док Фильмз. Сеанс задержали на сорок минут из-за большого наплыва зрителей – длинная очередь вытянулась с улицы до самого кинозала.

Андрей Тарковский играет в кости с Григорием Верховским
Андрей Тарковский играет в кости с Григорием Верховским

Открыл просмотр профессор Роберт Бёрд, специалист, изучающий творчество Тарковского, автор книги “Элементы кино Тарковского”. Он отметил, что на его памяти “Сталкер” стал самым знаменитым, самым легендарным фильмом Тарковского, вместо “Андрея Рублёва” или “Иванова детства”, которые пользовались такой славой до этой картины и что именно этот завораживающий фильм Тарковского привлекает наибольшее количество зрителей из раза в раз. Многие деятели кино говорят, что сейчас молодежь в разных странах мира не знает имя и творчество Тарковского, идут споры о том, что его фильмы длинны и непонятны, но вот показ “Сталкера” убеждает в другом – фильм не утратил своей актуальности. И молодые американцы, и студенты из России с интересом следят за мыслями режиссера, открывая для себя глубины философских идей и гуманистический смысл творчества Тарковского. Среди них много поклонников творчества Тарковского, а выпускник Чикагского университета Захарий Кинг даже перевел стихи поэта Арсения Тарковского, звучащие в фильме, с русского на английский.

Этой осенью кинотеатр был полностью заполнен именно во время показов фильмов Тарковского.

Вечер, посвященный “Сталкеру” – последней картине, снятой режиссером на родине, стал особым событием нынешней ретроспективы благодаря специальному гостю – кинооператору и фотографу Григорию Верховскому – участнику съемок “Сталкера”.

Григорий Верховский
Григорий Верховский

В 1978 году ему, молодому ассистенту оператора, довелось работать с выдающимся режиссером ХХ века и с созвездием замечательных советских актеров – Александром Кайдановским, Алисой Фрейндлих, Анатолием Солоницыным и Николаем Гринько. На съемочной площадке Верховскому удалось снять десятки интересных моментов, оставшихся за кадром, показать жизнь и быт актеров в киноэкспедиции, а главное – сделать выразительные портреты самого режиссера.

Книги и альбомы с этими фотографиями, изданные в России, США, Англии, Испании и Китае, были выставлены в фойе кинотеатра, а показ “Сталкера” предварил слайд-фильм Верховского “Страсти по Андрею”. После фильма состоялось обсуждение картины, звучало много вопросов о режиссерском методе Тарковского и о судьбе этого фильма.

Недавно драматическая история создания “Сталкера” заинтересовала и канадских кинематографистов, работающих над сериалом “Проклятые фильмы”. Для серии, посвященной “Сталкеру”, Григорий Верховский дал большое интервью о том, как рождалась картина, ставшая культовой.

Сейчас воспоминания Верховского и его фотоархив готовятся к печати в одном из московских издательств.

Нонна Верховская
Фото Романа Верховского и из личного архива Григория Верховского