24 января президент и генеральный директор Лирик-оперы Чикаго Энтони Фрейд и музыкальный руководитель сэр Эндрю Дэвис объявили программу нового, 65-го сезона 2019-20 годов. В основной программе – семь опер (перечисляю по порядку):
«Севильский цирюльник” Дж.Россини – возобновление оригинальной постановки Лирик-оперы. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – Роб Эшфорд. В главных партиях: Адам Плачетка (Фигаро), Марианна Кребасса (Розина), Лоуренс Браунли (граф Альмавива), Алессандро Корбелли (Бартоло), Кшиштоф Басжик – дебют в Лирик-опере (Базилио).
“Луиза Миллер” Дж.Верди – новая для Чикаго постановка принадлежит Опере Сан-Франциско. Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер – Франческа Замбелло. В главных партиях: Крассимира Стоянова (Луиза), Джозеф Каллея (Рудольф), Куинн Келси (Миллер), Алиса Колосова (Федерика).
“Мертвец идет” Джека Хегги – премьера Лирик-оперы. Совместная постановка Оперы Пасифик, Нью-Йоркской городской оперы, оперных театров Цинциннати, Остина, Мичигана, Питтсбурга и Балтимора. Дирижер – Николь Пеймент (дебют в Лирик-опере). Режиссер – Леонард Фолиа. В главных партиях: Патрисия Расетт (сестра Элен Прежан), Райан Маккинни – дебют в Лирик-опере (Джозеф де Роше), Сьюзен Грэм (миссис де Роше).
“Дон Жуан” В.А.Моцарта – постановка Лирик-оперы. Дирижер – Джеймс Гэган. Режиссер – Роберт Фоллс, в главных партиях: Ильдар Абдразаков – дебют в Лирик-опере (Дон Жуан), Рейчел Уиллис-Соренсен (Донна Анна), Аманда Маески (Донна Эльвира), Инг Фэнг – дебют в Лирик-опере (Церлина).
“Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини – совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Оперного театра Женевы. Дирижер – Хенрик Нанаси. Режиссер – Майкл Грандадж. В спектакле два состава исполнителей. В главной партии: Ана Мария Мартинес и Лиана Арутюнян (дебют в Лирик-опере). В партии Пинкертона – Брайан Джажд и Брэндон Йованович.
“Пиковая дама” П.Чайковского – премьера в Чикаго совместной постановки Национальной оперы Уэльса, Болонского театра Комунале, Норвежской оперы и Канадской оперной компании. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – Ричард Джонс. В главных партиях: Брендон Йованович (Герман), Сондра Радвановски (Лиза), Джейн Хеншел – дебют в Лирик-опере (графиня), Лукас Мичем (князь Елецкий), Элизабет Де Шонг (Полина), Сэмюэль Ян (граф Томский).
“Гибель богов” Р.Вагнера – новая постановка. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – Дэвид Паунтни. В главных партиях: Кристина Герке (Брунгильда), Буркхард Фритц (Зигфрид), Таня Ариана Баумгартнер (Вальтраута).
Кульминация четырехлетнего вагнеровского цикла Лирик-оперы – три показа тетралогии “Кольцо нибелунга”.
После основного сезона Лирик-опера покажет мюзикл “Сорок вторая улица” Гарри Уоррена. Премьера Лирик-оперы. Постановка Театра Шатле. Режиссер и хореограф – Стивен Мер. Дирижер и солисты будут объявлены позднее.
В Чикагском шекспировском театре пройдет премьера оперы “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой) Жанин Тесори – совместная постановка Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” и Вашингтонской национальной оперы. Режиссер – Тезвелл Томпсон. Дирижер и солисты будут объявлены позднее.
В декабре Сондра Радвановски представит свой новый проект “Три королевы”. Певица исполнит финальные сцены Анны Болейн, Марии Стюарт и Елизаветы из “королевской” трилогии Г.Доницетти “Анна Болейн”, “Мария Стюарт” и “Роберто Девере”. Дирижер – Риккардо Фрицца. Режиссер – Мэтью Озава.
В феврале 2020 года в Лирик-опере с сольным концертом выступит сэр Брин Терфель.
Наша встреча с руководителями Лирик-оперы называлась: “Обсуждение нового сезона”. Она проходила в репетиционной комнате Уильяма Мейсона – по имени многолетнего генерального директора театра. Билла, как все в театре называли Мейсона, вспоминали не раз как Фрейд, так и Дэвис. Вспоминали, говоря о предыдущих постановках, графиках премьер, планировании оперных сезонов.
Сезон 2019-20 годов станет двадцатым, юбилейным сезоном сэра Эндрю Дэвиса в должности музыкального руководителя Лирик-оперы. Впервые он дирижировал в Чикаго тридцать два года назад – 14 ноября 1987 года. Это была опера “Валькирия”. Всего за эти годы сэр Эндрю продирижировал в театре шестьсот семьдесят четыре раза пятьюдесятью восемью операми двадцати двух композиторов. До рекордов Пласидо Доминго далековато, но по меркам Чикаго очень даже неплохо. В новом сезоне сэр Эндрю будет дирижировать тремя операми (“Севильский цирюльник”, “Пиковая дама”, “Гибель богов”) и тремя циклами “Кольца нибелунга”.
На протяжении нескольких лет я регулярно спрашивал у руководителей Лирик-оперы, почему так редко в театре звучат русские оперы, и каждый раз ответом было: “Наберитесь терпения”. И вот мы дождались: через двадцать лет в Лирик-оперу возвращается бессмертный шедевр Чайковского, опера “Пиковая дама”! Постановка этой оперы сезона 2000-01 годов стала первым спектаклем Дэвиса в качестве музыкального руководителя театра. Это был настоящий триумф Владимира Галузина в партии Германа. После этого блистательный российский певец возвращался в Лирик-оперу еще четырежды, исполнив главные партии в “Манон Леско” (сезон 2005-06 годов), “Турандот” (сезон 2006-07 годов), “Паяцах” (сезон 2008-09 годов), “Тоске” (сезон 2009-10 годов). В новой “Пиковой…” партию Германа исполнит Брэндан Йованович. После прошлогоднего спектакля Нойенфельса-Янсонса в Зальцбурге американский певец со славянской фамилией перехватил инициативу у русских теноров. В партии Лизы мы увидим Сондру Радвановски (дебют пятидесятилетней певицы в партии молодой девушки), в партии Полины – недавняя выпускница Центра оперного пения при Лирик-опере Элизабет Де Шонг.
Премьера постановки Ричарда Джонса состоялась на сцене Национальной оперы Уэльса в пору, когда руководителем театра был Энтони Фрейд. Постановка очень известная. Она побывала на оперных сценах Брюсселя, Осло, Болоньи, Рима, Сан-Франциско, Хьюстона, в Англии получила премию Королевского филармонического музыкального общества.
С “Луизы Миллер” начинается проект Фрейда-Дэвиса “Ранний Верди”. Как сказал Фрейд, проект рассчитан на пять-шесть сезонов, в каждом планируется постановка одной из ранних опер Верди. По-моему, прекрасное начинание! Верди – автор тридцати опер, из них ставятся регулярно только несколько самых популярных. Например, “Луиза Миллер” не ставилась в Чикаго почти сорок лет. Говоря об этом проекте, Дэвис сказал: “Помните, как раньше Лирик-оперу называли Ла Скала Запада? Мы не забываем об этом”.
Через двадцать лет после мировой премьеры до Чикаго дойдет опера Джека Хегги “Мертвец идет”. Она была создана по заказу Оперы Сан-Франциско и шла во многих оперных театрах мира. Хегги написал две главные партии для двух конкретных исполнительниц: партию сестры Элен – для Сьюзен Грэм, партию миссис де Роше – для Фредерики фон Штаде. Спустя двадцать лет после премьеры в версии Лирик-оперы партию миссис де Роше исполнит Сьюзен Грэм, Патрисия Расетт дебютирует в партии сестры Элен Прежан, молодой американский бас-баритон Райан Маккинни – в партии Джозефа де Роше. За дирижерским пультом впервые в Чикаго появится эксперт и чемпион по новым постановкам Николь Пеймент (единственная дирижер-дебютант в Лирик-опере в новом сезоне). Она является создательницей, художественным руководителем и дирижером сан-францисской компании Opera Parallèle и главным приглашенным дирижером Даласской оперы. Сэр Эндрю особо выделил ее талант и художественное чутье.
С оперы “Мертвец идет” Лирик-опера возобновляет ежегодное представление современных и новых опер.
Энтони Фрейд отметил, что по финансовым соображениям театр не мог позволить себе сделать это раньше. При этом четвертый сезон подряд в программе “Lyric Unlimited” театр представляет камерные оперы. В прошлые годы это были опера М.Окина “Вторая натура”, мариачи-опера “Прошлое не закончено” (вторая испаноязычная опера в истории театра), клезмер-опера В.Махулеца “Недвижимость”. Весной будущего года в программе “Lyric Unlimited” мы увидим оперу “Голубая униформа”. В центре сюжета – афроамериканская семья в Гарлеме. После трагической гибели сына мать и отец-полицейский вспоминают прошлое, оплакивают настоящее и задумываются о будущем. Мировая премьера оперы состоится на фестивале “Глиммергласс” (штат Нью-Йорк) летом 2019 года. В Чикаго опера пройдет в июне 2020 года. Это – первый в истории совместный проект Лирик-оперы и Чикагского шекспировского театра. Подробностей предстоящего спектакля пока нет. На встрече Фрейд и Дэвис даже не смогли ответить на вопрос моего коллеги, на какой конкретно сцене драматического театра состоится премьера.
Постановки современных опер всегда были важной частью Лирик-оперы. В девяностые годы в рамках проекта “Навстречу XXI веку” на сцене театра были представлены десять европейских и десять американских опер XX века. Похоже, эти времена возвращаются. Фрейд рассказал о наиболее успешных постановках Лирик-оперы с точки зрения спонсорской помощи. Ими стали, к удивлению многих и в том числе руководителей театра, “Бельканто” Дж.Лопеса и “Пассажирка” М.Вайнберга. Фрейд прокомментировал это так: “В прошлые годы такими постановками были бы “Тоска” и “Травиата”. Сегодня спонсоры движутся в другом направлении”.
Сезон 2020-21 годов начнется с североамериканской премьеры оперы пятидесятидевятилетнего британского композитора Джорджа Бенджамина “Уроки любви и жестокости” (“Lessons in Love and Violence”). Мировая премьера оперы состоялась 10 мая 2018 года в Ковент-Гарден.
Дальше – больше. Фрейд рассказал, что театр планирует заказать две новые оперы молодым композиторам. Речь идет о сезонах 2021-22 и 2022-23 годов. Одну из опер курирует Рене Флеминг. Фрейд говорит: “Опера на большой сцене – всегда потеря денег. Просто в случае с “Мадам Баттерфляй” или “Кармен” мы теряем меньше денег, чем в случае с “Енуфой” или новой оперой. Нет большего риска для оперной компании, чем вкладывать деньги в новые произведения. Опера “Бельканто” имела успех, спектакль прошел замечательно. Но всегда есть риск, что публика не примет новой оперы. При этом я убежден, что показ новых опер – необходимое условие существования любой крупной оперной компании”.
Одними из важнейших событий в культурной жизни Чикаго обещают стать три показа тетралогии “Кольцо нибелунга” (три цикла в течение трех недель в апреле-мае 2020 года). Сэр Дэвис сказал: “Кольцо нибелунга” – возможно, величайшее достижение в истории западной цивилизации”. Это – второе “Кольцо…” в карьере Дэвиса (первое в сезоне 2004-05 годов было возобновлением старой постановки немецкого режиссера Герберта Келлнера) и первое – для английского режиссера Дэвида Паунтни. Он подступался к тетралогии дважды. Проект намечался, но так и не дошел до сцены в Австралийской опере Сиднея. В Английской национальной опере вышла “Валькирия”, но по финансовым соображениям проект был прекращен.
Сильный валлийский баритон Брин Терфель знаком нам по партиям Фигаро, Лепорелло, Дон Жуана, Фальстафа, Иоканаана (“Саломея” Р.Штрауса), Суини Тодда (одноименный мюзикл С.Сондхайма). Американский оперный дебют певца состоялся в Лирик-опере в далеком 1992 году в партии Доннера в “Золоте Рейна”. Терфель не выступал в Чикаго с 2005 года, поэтому его предстоящий сольный концерт приобретает особое значение.
Возобновление “Дон Жуана” Роберта Фоллса интересно прежде всего дебютом на чикагской сцене замечательного Ильдара Абдразакова.
Великолепная пара Крассимира Стоянова – Джозеф Каллея ждет нас в “Луизе Миллер”. Мы неоднократно слышали их в Чикаго, а Крассимиру услышим еще раз совсем скоро: в июне она исполнит партию Аиды в концертном исполнении оперы, которое готовит для нас Чикагский симфонический оркестр и маэстро Риккардо Мути.
Я с нетерпением жду новой встречи с замечательной Алисой Колосовой (Федерика в “Луизе Миллер“), в предвкушении дебютов Лианы Арутюнян (мадам Баттерфляй) и Рейчел Уиллис-Соренсен (Донна Анна).
После основного сезона опера уступит место мюзиклу – представлениям, которыми, как сказал Фрейд, оперный театр зарабатывает деньги на будущие постановки. После успеха мюзикла Уэббера и Райса “Иисус Христос – суперзвезда“ Лирик-опера показывает классику – мюзикл Гарри Уоррена “Сорок вторая улица“ в постановке парижского Театра Шатле. В прошлых сезонах мы видели постановки этого театра “Король и я“ и “Моя прекрасная леди“.
В целом новый сезон мне кажется интересным. Шесть новых постановок, включая три премьеры Лирик-оперы. Всего понемногу: Россини и Моцарт, Верди и Пуччини, Чайковский и Вагнер, плюс мюзикл и две оперы современных американских композиторов. Кто скажет, что сезон несбалансированный? Нет барочных опер, но зато в этом сезоне дают “Ариоданта” Генделя. Нет французских опер, но в прошлом сезоне были сразу три: “Орфей и Эвридика”, “Кармен” и “Фауст”… На вопросы о том, почему нет той или иной оперы, руководители театра нам ответят, что все в один сезон вместить невозможно, и будут правы.
Девятнадцатый год подряд перед началом нового сезона Лирик-опера проведет бесплатный концерт в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум”.
Сезон начнется 28 сентября 2019 года и продлится до мая 2020 года. Все спектакли в рабочие дни по-прежнему начинаются в 7 часов вечера, а не в 7.30, как это было раньше. Как обычно, за час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно будет послушать получасовую лекцию об истории создания произведения. Как обычно, в течение всего сезона я буду вести “прямую трансляцию” из Лирик-оперы и расскажу вам все самое интересное. Читайте Оперное обозрение!
Nota bene! Билеты на все спектакли сезона 2018-19 годов и абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать на сайте Лирик-оперы http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона появятся в продаже летом.