Культурная жизнь по-прежнему остается сосредоточенной в виртуальном формате, и компания Broadway In Chicago переносит даты премьер. В прошлом номере я опубликовал новое расписание на осень-зиму 2022 года. Перед вами – информация еще о трех мюзиклах, которые мы увидим, когда темные времена закончатся…
28 июня – 10 июля 2022 года, Cadillac Palace Theatre. “Моя прекрасная леди” (“My Fair Lady”). Мюзикл Фредерика Лоу и Джея Лернера. Режиссер – Бартлетт Шер. Постановка Lincoln Center Theater. Однажды дождливым вечером в центре Лондона профессор фонетики Генри Хиггинс встретил цветочницу по имени Элиза Дулиттл. Заинтересовавшись ее чудовищным произношением, он пригласил ее к себе домой и познакомил со своим коллегой-лингвистом, полковником Пикерингом. Филологи заключили пари. За полгода Хиггинс взялся избавить девушку от простонародных выражений, обучить хорошим манерам и превратить в настоящую леди. Ровно через шесть месяцев Дулиттл должна появиться на балу в посольстве Великобритании. Если никто не догадается о ее социальном происхождении, значит Хиггинс выиграл. В этом случае Пикеринг оплатит все расходы по ее обучению, а сама Элиза сможет поступить на работу в цветочный магазин. Пари заключено, все готово к началу “операции”… Пьеса Бернарда Шоу “Пигмалион“ вышла в свет в 1912 году. Уже через год, 16 октября 1913 года, в Бургтеатре Вены состоялась премьера спектакля. В 1914 году постановки “Пигмалиона“ прошли в Нью-Йорке, Лондоне и Санкт-Петербурге. Пьесе везде сопутствовал огромный успех и даже скандал. Критики только и говорили о грубых выражениях Элизы, которые в чопорной Великобритании считались непристойными, а тут вдруг они прозвучали со сцены. Но Шоу не согласился смягчить текст, а публика поддержала автора, а не критиков.
Прошли десятилетия. В начале пятидесятых кинопродюсер Габриэль Паскаль задумал превратить пьесу в мюзикл. Не хватало малого – либретто и музыки. Паскаль обратился к создателям “Оклахомы” и других известных мюзиклов, дуэту Роджерс-Хаммерстайн. После их отказа он встретился с композитором Фредериком Лоу и либреттистом Аланом Джеем Лернером. Авторы приступили к работе немедленно. Философия Шоу отошла на задний план, название поменялось на “Моя прекрасная леди“. Главным в мюзикле стало превращение Элизы Дулиттл из простушки в образованную леди из высшего общества. При этом создатели мюзикла бережно отнеслись к первоисточнику. Известны слова Лернера: “Мы не пошли на то, чтобы Шоу с большой буквы превратить в шоу с маленькой“.
Мировая премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года на Бродвее, в театре Марка Хеллингера. Роль Элизы Дулиттл исполнила начинающая певица Джули Эндрюс. Успех был фантастический! Позже Лернер вспоминал: “Ни я, ни Фредерик не верили, что виновниками торжества являемся мы. Просто пришло время для чего-то яркого, театрального, чего-то непохожего на встречу двух одиноких людей в темной аллее“. В течение года после премьеры Лоу приходил к билетным кассам, около которых с ночи занимали очередь жаждущие посмотреть шоу, и угощал их кофе. На него смотрели, как на сумасшедшего, и никто не мог поверить, что он и есть композитор.
Впоследствии, когда у них не шла работа, Лернер и Лоу поддразнивали друг друга, цитируя Мэри Мартин: “Эти милые мальчики утратили свой талант“.
Мюзикл “Моя прекрасная леди“ был сыгран на Бродвее более двух тысяч семисот раз, переведен на одиннадцать языков, с успехом шел в более чем двадцати странах.
Успех мюзикла заставил присмотреться к нему Голливуд, и в 1964 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора с Одри Хепберн в главной роли.
Роль профессора Хиггинса сыграл Рекс Харрисон – партнер Джули Эндрюс по театральным подмосткам. Если мюзикл Лоу и Лернера не получил премий “Тони“, то картина Кьюкора завоевала в 1965 году восемь “Оскаров“, в том числе – за лучшие фильм, режиссуру и мужскую роль.
Сегодня мюзикл “Моя прекрасная леди“ продолжает пользоваться популярностью во всем мире. Он идет в театрах Лондона (режиссер – Тревор Нанн, продюсер – Камерон Макинтош), Парижа, Москвы. В московском театре “Et Cetera“ лондонская цветочница Элиза Дулиттл превратилась в москвичку Лизу Дулину. Профессор-лингвист встретился с ней рядом со станцией метро “Серп и молот“.
Последний раз в Чикаго мы видели “Мою прекрасную леди” в Лирик-опере в сезоне 2016-17 годов. Знаменитый канадский режиссер Роберт Карсен поставил мюзикл специально для парижского театра “Шатле“ (Théâtre du Châtelet), в Чикаго состоялась американская премьера. Интересно будет сравнить постановку Карсена с нью-йоркской версией Бартлетта Шера. Продолжительность спектакля – 2 часа 55 минут с одним антрактом. (В заметке использованы материалы сайта www.musicals.ru.) Все подробности – на сайте www.lct.org/shows/my-fair-lady/.
19 – 31 июля 2022 года, Cadillac Palace Theatre. “Иисус Христос – суперзвезда” (“Jesus Christ Superstar”). Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Режиссер – Тимоти Шидер. Хореограф – Дрю Макони. Великий спектакль с великой музыкой вышел в 1970 году и сразу стал культовым. Как-то к Эндрю Уэбберу подошел один господин из шоу-бизнеса и, желая ему польстить, заметил, что некоторые из оркестровок “Иисуса…” напоминают ему Генделя. Каково же было его изумление, когда в ответ он услышал: “Дорогуша, если они кого-то и напоминают, так это Штрауса”. Вскоре альбом увидел свет, а авторы осознали, что стали знаменитостями. Когда они приехали в Нью-Йорк, их отвезли в отель и устроили встречу с шампанским. Хотя Эндрю брюзгливо замечает, что еда была отвратительной, вино – тоже, это все же сильно отличалось от их первого визита. Там же они встретились со своим в ту пору не больно-то известным соотечественником, который тоже старался пробиться в Америке. Это был Элтон Джон… В Нью-Йорке готовилась постановка “Иисуса” на сцене. Сказать, что Эндрю не нравилась постановка, значит не сказать ничего. Позже он отзывался об этой премьере как о самой ужасающей в его жизни. Впрочем, вскоре – возможно, частично и из-за этого случая – он будет порываться отменить каждое свое шоу перед открытием. Придет слава, но нервы – всегда нервы…
Новая постановка мюзикла посвящена пятидесятилетию со дня его рождения. Спектакль был создан в 2017 году и впервые показан на сцене Regent’s Park Open Air Theatre в Лондоне. Постановка получила премию Оливье за лучшее возобновление мюзикла. Продолжительность спектакля – 90 минут без антракта. Все подробности – на сайте ustour.jesuschristsuperstar.com.
19 июля – 21 августа 2022 года, James M. Nederlander Theatre. “Дьявол носит Prada” (The Devil Wears Prada”). Мюзикл Элтона Джона и Шайны Тауб. Автор либретто – драматург и сценарист Пол Рудник. Режиссер – лауреат премии “Тони” Анна Шапиро. Предбродвейская премьера мюзикла, основанного на одноименном фильме Дэвида Френкеля 2006 года, где блистали Мерил Стрип и Энн Хэтэуэй. Как и в фильме, по сюжету мюзикла выпускница чикагского Северо-Западного университета Андреа Сакс приезжает в Нью-Йорк. Опыта никакого – планы космические: Андреа хочет стать журналисткой. Она устраивается на должность младшей ассистентки главного редактора журнала мод Миранды Пристли. Начинается работа с капризной и строгой Мирандой. Поначалу она не замечает девушку, но со временем начинает ее ценить…
Элтон Джон не впервые работает в жанре мюзикла. Его предыдущие опыты – “Король Лев” и “Аида” – были суперуспешными. За “Аиду” Джон получил премию “Тони”. Приступая к работе над “Дьяволом…”, композитор сказал: “Я – большой поклонник как книги, так фильма, и огромный фанат мира моды. Не могу дождаться, чтобы вонзить свои музыкальные зубы в этот ломоть поп-культуры”. Все подробности – на сайте devilwearspradamusical.com.
Nota bene! Билеты на спектакли сезона 2021-22 годов продаются в театральных кассах компании “Broadway In Chicago” (24 West Randolph Street, 151 West Randolph Street, 18 West Monroe Street и 175 East Chestnut), по телефону 800-775-2000 или на сайте www.broadwayinchicago.com.