Продолжаем сидеть дома и смотреть телевизор. О театральных и музыкальных трансляциях я уже рассказывал. Сегодня речь пойдет о балете и современном танце. Начнем, как всегда, с Чикаго.
На YouTube-канале чикагской танцевальной труппы Балет Джоффри (The Joffrey Ballet) www.youtube.com/user/TheJoffreyBallet/featured можно посмотреть документальный фильм 2012 года “Joffrey: Mavericks of American Dance”, в котором рассказывается об истории создания компании, отце-основателе Роберте Джоффри, этапах большого пути.
Балет Джоффри многое сделал впервые. Он стал первой танцевальной компанией, приглашенной в Белый дом (приглашение пришло в октябре 1963 года лично от Жаклин Кеннеди), первой, появившейся на телевидении, первой, посетившей с гастролями СССР, первой, создавшей балет на музыку в стиле рок-н-ролл (балет 1967 года “Астарта”), первой и пока единственной компанией, которой журнал “Time” посвятил главную статью номера, а знаменитый режиссер Роберт Олтмен – фильм. Его картина так и называлась: “Труппа” (“The Company”, 2003). Видное место на балетной карте мира труппа занимает во многом благодаря личности ее основателя, выдающегося балетмейстера XX века Роберта Джоффри. Собственную балетную школу (American Ballet Center) Джоффри открыл в 1953 году, через год – труппу Robert Joffrey Ballet Concert. Она стала основой созданной в 1956 году компании Joffrey Ballet. Главным балетмейстером стал Джеральд Арпино – партнер Джоффри. После смерти Джоффри в 1988 году Арпино возглавил компанию, а после его смерти в 2007 году руководителем Joffrey Ballet стал английский балетмейстер Эшли Уитер.
К сожалению, из-за пандемии коронавируса шестьдесят четвертый сезон Балета Джоффри завершился в марте. Из-за этого пришлось отменить возобновление “Дон Кихота” Л.Минкуса в хореографии Юрия Посохова. Очень надеюсь, что шестьдесят пятый сезон компании откроется, как и было запланировано, 14 октября балетом “Манон” в хореографии Кеннета Макмиллана. Новый сезон (2020-21) годов для театра – особенный: Балет Джоффри отмечает двадцатипятилетие жизни в Чикаго. В 1995 году, увозя театр из шумного Нью-Йорка, тогдашний художественный руководитель Джеральд Арпино принял решение обосноваться в городе, который он хорошо знал. Начиная с 1957 года, труппа регулярно гастролировала в Чикаго. В городе у балетного театра всегда был свой зритель. Решение перебазироваться в Чикаго далось нелегко – слишком многое связывало артистов с Нью-Йорком. Но прошедшие двадцать пять лет показали, что это решение было абсолютно правильным. Именно в Чикаго труппа получила стабильные условия для работы и, как результат, признание специалистов балетного искусства во всем мире. Театр Joffrey Ballet прижился в Чикаго и стал одной из визитных карточек “города ветров”. Многим любителям балета уже давно кажется, что Joffrey был в Чикаго всегда. В 2008 году театр получил просторное здание Joffrey Tower в самом центре Чикаго, на углу улиц Стейт и Рэндольф. В нем современные репетиционные помещения, гардеробные комнаты, склады для реквизита, в нем же находится администрация компании. Вскоре после открытия Joffrey Tower распахнула свои двери Академия танца – The Joffrey Academy of Dance. Начиная с нового сезона, Балет Джоффри становится резидентом Lyric Opera House (20 North Wacker Drive, Chicago). Контракт подписан на семь лет. Это не означает слияния Балета Джоффри и Лирик-оперы. Обе компании будут функционировать как независимые труппы. Все новости о новом сезоне Балета Джоффри – здесь: joffrey.org.
Главным событием онлайн-трансляций я бы назвал показ спектакля Английского национального балета (English National Ballet) “Жизель” в хореографии Акрама Хана. Музыкальная адаптация классической партитуры А.Адана создана Винченцо Ламаньей. Дизайн костюмов и декораций – лауреат премии “Оскар” Тим Йип.
Потрясающую работу Хана мы видели год назад на гастролях театра в Чикаго. Это была премьера балета в США. Организацией гастролей занималась умершая 3 марта президент и исполнительный директор театра “Харрис” Патрисия Барретто.
Драматургия, музыка, пластика, эмоциональный накал… – такого прочтения “Жизели” нам видеть еще не приходилось! Действие балета перенесено в палаточный лагерь для эмигрантов. Лагерь называется “Отверженные”. Расположенная на территории лагеря ткацкая фабрика закрылась. Обитатели лагеря вынуждены заниматься развлечением хозяев. В лагере и происходят свидания работницы Жизели с Альбертом. Он появляется и уходит за Стену, и несчастная Жизель не знает, что там, за Стеной, у него есть невеста, а когда узнает, теряет рассудок, а потом и жизнь. Второй, “инфернальный”, как сказала как-то в беседе со мной Диана Вишнева, акт начинается с фабрики-призрака. Сюда приходит Альберт, сюда стекаются призраки фабричных работниц, здесь воссоединяются Жизель с Альбертом, и только здесь артисты становятся на пуанты, которые выступают как атрибуты нереального, потустороннего мира… Вместо романтической пасторали – жесткая правда жизни, вместо аристократии XIX века – хозяева жизни века XXI, вместо наивной девушки – умудренная жизнью женщина, сохранившая открытую душу и нежное сердце.
“Моя Жизель – это современная, энергичная, сильная женщина”, – говорил после премьеры Акрам Хан, а британские критики писали про “мурашки по спине, отвисшие челюсти и слезы”. Бессмертная классика в руках Акрама Хана предстает не музейным экспонатом, а современным, актуальным произведением искусства. Говоря о балетмейстере, критики подчеркивают в его творчестве объединение европейских и восточных мотивов. Акрам Хан – космополит. Он родился в Лондоне в семье выходцев из Бангладеш. Искусству танца стал учиться в семь лет. Это был древний индийский танец катак. В тринадцать лет Хан стал участником спектакля Питера Брука “Махабхарата”, с которым гастролировал по миру с 1987 по 1989 годы. Учился в De Montfort University и Performing Arts at the Northern School of Contemporary Dance. В августе 2000 года основал балетную компанию (Akram Khan Company). Премьера его первого балета “Kaash” состоялась на Эдинбургском фестивале в 2002 году. В 2008 году он поставил танцевальную драму “in-i” в Королевском национальном театре Лондона, где его партнершей была французская актриса Жюльетт Бинош. Дважды танцевал с легендарной французской балериной Сильви Галлем. В 2012 году труппа Хана участвовала в церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне. В настоящее время хореограф состоит в штате Sadler’s Wells Theatre.
Английский национальный балет – гастролирующая по миру танцевальная труппа. Акрам Хан дебютировал в ней в 2014 году с двадцатипятиминутной композицией “Dust” о женщинах, работавших во время Первой мировой войны на заводе по производству оружия. “Жизель” – первый полномасштабный двухчастный балет, созданный Ханом для танцевальной компании. Премьера балета состоялась в Манчестере в сентябре 2016 года. В 2017 году спектакль получил премию Оливье за достижения в искусстве танца.
В будущем сезоне в театре “Харрис” запланировано два балета Хана. 18-20 марта 2021 года в Чикаго состоится эксклюзивная североамериканская презентация (международная премьера) его балета “Creature” – первого после “Жизели” и третьего, созданного для АНБ (совместная постановка с Opera Ballet Vlaanderen). Копродюсером постановки выступает лондонский театр Sadler’s Wells, партнер постановки – театр “Харрис”.
“Creature” – история о подавлении, одиночестве и выживании человека, вдохновленная, с одной стороны, классиком экспрессионизма Георгом Бюхнером и его романом “Войцек”, с другой – тенями героев “Франкенштейна” Мэри Шелли. Акрам Хан говорит: “Образ изгоя и чужака остается главной темой моего творчества. В балете “Creature” я продолжаю изучать психологические состояния человека, связанные с чувством тревоги, боли, ярости, потери”.
6 и 7 ноября 2020 года Акрам Хан покажет свой моноспектакль “XENOS” – его последнюю (2018 год) работу в качестве танцора. Балет о солдате Первой мировой войны раскрывает красоту и одновременно ужас человеческого существования. Балансируя между классическим балетом и современным танцем, спектакль показывает место человека между Востоком и Западом, прошлым и настоящим, мифологией и новейшими технологиями, перед которыми он до сих пор пребывает в удивлении и смятении. Хан говорит: “Ксенос в переводе с греческого – “иностранец” или “незнакомец”. Ксенофобия – это отражение моих мыслей о сегодняшнем мире”.
В ожидании “живых” балетов Хана ограничимся онлайн-показами. Балет “Жизель” можно посмотреть по ссылке здесь: www.marquee.tv/videos/enb-giselle. Не удивляйтесь, если вас вначале попросят зарегистрироваться. Кроме этого, по средам на своей странице в фейсбуке www.facebook.com/EnglishNationalBallet/ и официальном YouTube-канале www.youtube.com/user/enballet Английский национальный балет выкладывает полные записи своих спекталей. Они сохраняются в свободном доступе на протяжении сорока восьми часов. Подробная информация – на сайте театра www.ballet.org.uk.
Из-за пандемии коронавируса отменились майские гастроли Танцевального театра Пины Бауш (Tanztheater Wuppertal Pina Bausch, www.pina-bausch.de/en/). Впервые в Чикаго мы готовились увидеть спектакль “Palermo Palermo” – один из сорока шести, созданных Пиной Бауш с 1973 до 2009 годов. С прошлой недели запись балета находится в свободном доступе на сайте www.pinabausch.org/en/editions/film/palermo-palermo. Неизвестно, надолго ли, так что поторопитесь! В балете представлены лучшие танцоры труппы. Их опыт, как пишет балетный критик New York Times, “дополнен воображением хореографа и повседневной реальностью, преобразованной в незнакомом контексте”.
Нидерландский театр танца (далее – НДТ) тоже бесплатно выкладывает записи своих спектаклей. На прошлой неделе мы увидели балет хореографа Марко Геке “Midnight Raga” по мотивам классических индийских песен в оранжировке Рави Шанкара. Главные партии исполнили солисты НДТ Александр Андерсон и Гвидо Дутильх. К сожалению, предварительного расписания нет, так что следите за обновлениями на сайте www.ndt.nl/en/.
Еще один театр, за которым я советую наблюдать, – Болгарский национальный театр оперы и балета (www.operasofia.bg). Кроме опер, на странице театра в фейсбуке www.facebook.com/SofiaNationalOpera/ и официальном YouTube-канале www.youtube.com/user/operasofia регулярно появляются записи балетных спектаклей. Одно из недавних открытий – балет “Дама с камелиями” на музыку Джузеппе Верди и Сергея Онсофа в хореографии Ирен Шнайдер-Маттиас.
На сайте канала Европейского Союза ARTE (www.arte.tv/en/) выложены записи спектаклей немецкого хореографа и танцовщицы Саши Вальц “nobody” и “Аллея космонавтов”, спектакль “Последняя работа” танцевальной компании Batsheva в постановке Охада Нахарина. В свободном доступе – спектакли “Бетховен-проект” Джона Ноймайера, “Страсти по Матфею” Ромео Кастеллуччи, “Ромео и Джульетта” Кеннета Макмиллана. Подборка спектаклей – здесь: www.arte.tv/en/arte-concert/.
Парижский Театр Шайо на своем сайте theatre-chaillot.fr/fr/chaillotchezvous тоже открыл доступ к записям некоторых балетных спектаклей. Среди них – “Дека Данс” Охада Нахарина, “Я вскину мои руки – если вы их поймаете, они ваши”, “Опаловая петля” и “Watermotor” Триши Браун, “Зеркало и музыка” Сабуро Тешигавара, “SKID” Дамьена Жале.
Зрителями первой онлайн-трансляции Большого театра России (www.bolshoi.ru) – балета “Лебединое озеро” – стали более двух миллионов (!) человек во всем мире. Совместно с компанией Google театр продолжает показ своих лучших оперных и балетных спектаклей. Вот что мы увидим в ближайшее время:
7 мая, 11.00 am. “Дон Кихот” Л.Минкуса. Балет в трех действиях. Либретто – М.Петипа Хореографы – Мариус Петипа и Александр Горский. Новая редакция – Алексей Фадеечев. Дирижер – Павел Сорокин. В главных партиях: Китри – Екатерина Крысанова, Базиль – Семен Чудин, Дон Кихот – Алексей Лопаревич, Санчо Панса – Роман Симачев.
Премьера – 2 февраля 2016 года. Запись – 10 апреля 2016 года.
11 мая, 11.00 am. “Садко” Н.Римского-Корсакова. Опера-былина в семи картинах. Либретто Н.Римского-Корсакова и В.Бельского по русским былинам. Дирижер – Тимур Зангиев. Режиссер – Дмитрий Черняков. В главных партиях: Садко – Нажмиддин Мавлянов, Волхова – Аида Гарифуллина, Любава – Екатерина Семенчук, Нежата – Юрий Миненко, Дуда – Михаил Петренко, Сопель – Максим Пастер.
Премьера (последняя премьера Большого перед вынужденным закрытием) – 14 февраля 2020 года. Запись – 18 февраля 2020 года.
Показ оперы выйдет в день пятидесятилетия со дня рождения Дмитрия Чернякова и, по словам генерального директора театра Владимира Урина, посвящается его юбилею.
По окончании онлайн-премьеры каждый спектакль будет доступен для просмотра в течение двадцати четырех часов. YouTube-канал Большого театра – www.youtube.com/user/bolshoi.