23 июня, 7.30 pm; 25 июня, 8.00 pm; 28 июня, 7.30 pm. Апофеоз сто тридцать первого сезона Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) – первое в его истории концертное исполнение оперы “Бал-маскарад” (“Un ballo in maschera”) Дж.Верди. Исполнители: Ричард – Франческо Мели, тенор; Амелия – Джойс Эль-Хури, сопрано (дебют с ЧСО); Ренато – Лука Салси, баритон; Ульрика – Юлия Маточкина, меццо-сопрано (дебют с ЧСО); Оскар – Дамиана Мицци, сопрано (дебют с ЧСО); Судья – Лунга Эрик Халлам (дебют с ЧСО); Сэмюэль – Альфред Уолкер, бас-баритон (дебют с ЧСО); Сильван – Рикардо Хосе Ривера, баритон; Том – Кевин Шорт, бас-баритон (дебют с ЧСО). Дирижер – Риккардо Мути. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дональд Палумбо. Его возвращение в Чикаго – событие исключительной важности. Пятнадцать лет он работал хормейстером Лирик-оперы, а с сезона 2007-2008 годов занял аналогичный пост в нью-йоркской Метрополитен-опере. За годы работы в Чикаго Палумбо подготовил около ста спектаклей, превратив хор Лирик-оперы в выдающийся суперпрофессиональный коллектив. Мы могли критиковать постановки, голоса солистов, оркестр… – все что угодно, только не уровень хора, который всегда оставался на высочайшем уровне. Дональд Палумбо пришел в чикагский театр после стажировки в Ла Скала и работы в крупнейших оперных театрах Европы и Америки. Он стал первым американцем, занимавшим пост руководителя хора на престижном Зальцбургском музыкальном фестивале (1999-2001 годы). Тогдашний генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон, комментируя уход Палумбо, был краток: “МЕТ получил лучшего”. И вот Лучший возвращается в Чикаго. На этот раз – для новой для него работы с Чикагским симфоническим хором.
Маэстро Риккардо Мути боготворит Джузеппе Верди. Он говорит: “Я посвятил свою жизнь изучению творчества Верди. Мне кажется, правда у меня в кармане. Тем не менее, если существует загробная жизнь, я боюсь встретить там Верди. Если он скажет, что я был неправ, я умру второй раз. Но эта встреча невозможна. Верди, конечно, в раю, а я, наверно, попаду в ад… Я всегда подчеркиваю связь между Верди и Моцартом. Верди, как и Моцарт, – композитор будущего. Верди говорит с нами о нас, о нашей любви, зависти, желаниях, слабостях. Мир Верди отличается от мира Глюка или метафизического, идеологического мира супергероев Вагнера. Верди актуален сегодня и останется актуален всегда… Я много раз повторял слова, сказанные великим итальянским поэтом Габриэле д’Аннунцио: “Верди озвучил все наши надежды и печали. Он плакал и любил всех нас”.
Маэстро Мути давно и заслуженно считается лучшим интерпретатором творчества Верди. Карьеру оперного дирижера Мути начал в 1969 году с “Разбойников” Верди на флорентийском музыкальном фестивале “Maggio Musicale Fiorentino”. Мути интересовался не только популярными операми Верди, но и Verdi minore, то есть теми операми, которые не сильно интересовали оперные театры. Среди них – “Аттила”. Мути дирижировал этой оперой первый раз во Флоренции в 1972 году с Николаем Гяуровым (Аттила) и Лейлой Генсер (Одабелла). Маэстро говорит: “У меня сохранились прекрасные воспоминания об этой работе. Мне так нравилась “Аттила”, что когда театр Ла Скала искал музыкальную тему для телефонных операторов в кассе, я выбрал мелодию Увертюры к этой опере. Многие годы, когда вы звонили в Ла Скала, вы слышали эту мелодию”.
За девятнадцать лет руководства Ла Скала Риккардо Мути поставил около пятидесяти опер. Он говорит: “Самое важное – даже не то, что я повысил качество исполнения, а то, что вернул в Ла Скала трилогию Верди “Травиата”-“Риголетто”-“Трубадур”. Я бы хотел, чтобы мой период в Ла Скала запомнился именно этим”.
В 2001 году – столетнюю годовщину со дня смерти Верди – маэстро дирижировал в Ла Скала восемью (!) операми и отдельно провел специальный концерт с редкими сочинениями композитора. Одной из причин открытия Риккардо Мути Академии молодых дирижеров было желание передать новому поколению музыкантов секреты исполнения музыки Верди. Маэстро получил их от Антонино Вотто, ассистента Тосканини. А Тосканини знал Верди и исполнял его музыку при его жизни (первой была “Аида” в 1886 году). Прямая традиция, идущая от композитора.
“Бал-маскарад” у Джузеппе Верди получился случайно. По заказу театра Сан-Карло (Неаполь) композитор начал работу над “Королем Лиром”, но что-то пошло не так, а именно солисты не устроили Верди. Тогда и родился вариант с пьесой французского драматурга Эжена Скриба. Джузеппе Верди сказал: “Драма блестящая, всецело в нравах нашего времени”. Премьера оперы состоялась 17 февраля 1859 года в Риме. Спустя год опера начала триумфальное шествие по театрам мира, став одной из самых популярных в истории. Опера двенадцать раз (начиная с 1955 года) ставилась на сцене Лирик-оперы, но никогда прежде не звучала в Симфоническом центре.
“Бал-маскарад” – пятая опера Верди, которую маэстро Мути представляет в Чикаго в концертном исполнении. Исполнение оперы симфоническим оркестром Мути называет “фундаментом, на котором строится остальная музыка”. Каждый раз такие исполнения становились событиями. Апрель 2011 года – “Отелло” Дж.Верди; сентябрь-октябрь 2013 года – “Макбет” Дж.Верди; апрель 2016 года “Фальстаф” Дж.Верди; июнь 2019 года – “Аида” Дж.Верди; февраль 2020 года – “Сельская честь” П.Масканьи. Всякий раз маэстро Мути устраивал нам “открытый урок” на тему “Как исполнять оперу?”
В составе солистов “Бала-маскарада” много новых лиц. В партии Амелии с ЧСО дебютирует канадская певица ливанского происхождения Джойс Эль-Хури, в партии Ульрики – российская певица Юлия Маточкина. Основные солисты-мужчины – Франческо Мели и Лука Салси – известны нам по предыдущим выступлениям с маэстро Мути.
27 июня, 6.30 pm. Впервые с 2018 года Риккардо Мути и ЧСО проводят специальный бесплатный концерт для жителей Чикаго (Concert for Chicago). В программе: Фестивальная увертюра Д.Шостаковича, Четвертая симфония П.Чайковского.
Концерт состоится в павильоне Джей Притцкер парка “Миллениум” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601.
30 июня, 1 и 2 июля, 7.30 pm. Последний в этом сезоне “эпизод” популярной серии “CSO at the Movies”. На огромном, почти десятиметровом экране – фильм “Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая” (“Star Wars: Return of the Jedi”, 1983, 131 мин.) Стивена Спилберга, на сцене – ЧСО под управлением Ричарда Кауфмана с музыкой пятикратного лауреата премии “Оскар” и 25-кратного (!) лауреата премии “Грэмми”, американского композитора и дирижера Джона Уильямса.
15 и 16 июля, 8.00 pm. Весь вечер на арене – Странный Эл Янкович (“Weird Al” Yankovic)! Самый популярный пародист в американской истории, обладатель четырнадцати номинаций и пяти премий “Грэмми”, легендарный певец, композитор, музыкант-мультиинструменталист работает в своем привычном жанре пародии.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра – на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.