Те, кто побывал в Центре “Круг” на музыкальных спектаклях “Александр Вертинский. Жизнь в песне”, “Ах, Одесса” и концертах “Летним вечером” и “Старый Новый год”, конечно, запомнили прекрасное исполнение Аркадия Грейза.
Добавлю от себя, что не так часто случается, чтобы зрителям, пришедшим в просторный и очень уютный зал, не хватило мест. Даже приставных. Но так было!
Аркадий родился 13 октября 1948 года и сколько себя помнит всегда любил петь. Началось с того, что в Днепропетровске (теперь город Днепр), в одной из комнаток в их коммунальной квартире, жила пожилая женщина, у которой был патефон и множество пластинок с песнями популярных в те годы певцов: Петра Лещенко, Леонида Утесова, Вадима Трошина и многих других, которые маленький Аркаша очень любил слушать, легко запоминал и старался петь где только можно. А когда в городе повсюду стали звучать песни итальянского вундеркинда Робертино Лоретти, который был всего на два года старше, Аркадий довольно быстро выучил весь его репертуар и старался исполнять, вытягивая все верхние ноты.
С первого класса он пел в школьном хоре, а став старше, записался в театральный кружок при городском Дворце пионеров, которым руководили прекрасные педагоги – Валентин Яковлевич Ковалев и Ада Михайловна Фалькович, а чуть позже – посещать занятия театрально-музыкальной студии при лучшем в городе Дворце культуры железнодорожников, которым руководила Анна Анисимовна Эсикман. Там он участвовал в новогодних спектаклях, увлекся художественным чтением и даже занял 1-е место в литературном конкурсе. Аркадий до сих пор с теплом вспоминает те годы учебы и первые концертные выступления.
Семья жила довольно скромно и после окончания восьмого класса отец велел Аркадию пойти учиться в техническое училище, чтобы получить рабочую специальность. Руководство училища очень скоро обратило внимание на “артистичного” студента и направило его в обласной ансамбль “Трудовые резервы”. С этим ансамблем Аркадий объездил почти всю область, выступая в школах, училищах, колхозах и совхозах. Кроме того, в эти годы он не раз принимал участие в различных музыкальных конкурсах среди учащихся училищ, неоднократно занимая на них призовые места.
После технического училища Аркадий решил поступить в театральное училище на драматическое отделение и даже подготовил программу, но в последний момент по совету друзей подал документы на дирижерско-хоровое отделение, где начал изучать музыкальную грамоту и вокал. К сожалению, вскоре сказалось отсутствие у Аркадия музыкальной подготовки, и через год он вынужден был оставить училище. Тут “подоспела” повестка в армию. Аркадия отправили на два года в Казахстан. Но и в далекой от Украины республике он прошел серьезный конкурс и был принят в ансамбль Особого военного округа Казахстана. В те годы это был один из лучших музыкальных коллективов в республике. В ансамбле были прекрасный хор, оркестр и танцевальная группа – всего 65 человек из солдат-срочников, сверхсрочников и вольнонаемных.
Среди участников ансамбля было немало заслуженных и даже народных артистов республики. Руководил ансамблем замечательный человек – майор Владимир Петрович Фоменков, которого позднее направили руководить ансамблем Тихоокеанского флота. “Я стоял в первых тенорах, – вспоминает Аркадий. – Репетировали каждый день по 5 часов, отрабатывая оперные верха – это рабочее “ДО” третьей октавы, “потолок” оперных теноров”. Выступать приходилось и на целине, и во многих городах республики.
Именно участие в армейском ансамбле стало для Аркадия прекрасной школой, дало ту волнующую интонацию, с которой он теперь блестяще исполняет военные песни.
В 1990 году, после шести месяцев ожидания визы в Вене, Аркадий с семьей приехал в Чикаго. Как и всем вновь прибывшим, приходилось все начинать сначала. Но и в Америке Аркадий не мог без пения. Сперва одна знакомая привела его в синагогу Solel в Highland Park, где ансамбль готовил программы и выступал на всех еврейских праздниках. Исполняли песни на идиш, хибру, русском, английском, испанском. Это была прекрасная школа!
Затем он пришел в прославленный хор университета Норсвестерн (Northwestern University). Репертуар там тоже был разноязычным, но несколько иной – мировая классика, русская опера, христианские песнопения и псалмы. На репетициях хора Аркадий познакомился с музыкантом и замечательным организатором Светланой Марченко и по ицициативе ещё одного участника хора – Григория Хайсмана, обладающего великолепным баритоном, они создали ансамбль, который на протяжении семи лет выступал с интересными музыкальными программами, в том числе посвященными Дню Победы и еврейским праздникам. Одновременно с участием в ансамбле Аркадий становится постоянным участником театрального коллектива “Welcome”, где он, наконец, смог полностью отдаться тому, чем всегда хотел заниматься – петь и играть. В спектаклях театра “Welcome” он исполнил роли шлемазла Нему, мудрого сапожника Леву в “Дворике моего детства” и “Подоляне в Америке”. Успешно воплотил образ американского журналиста в спектакле по рассказу Григория Шульмановича “Прости, что не любила меня”. При этом его голос сопровождал все спектакли театра: “От Чонкина до Теркина”, “Ленинградцы, дети мои”, “Живи и здравствуй” и веселый мюзикл “Посиделки близ Дивана”. Но особенно ему запомнилась работа над спектаклем “Пластиночный король”, посвященном жизни и творчеству популярного шансонье Петра Лещенко, где Аркадий не только сыграл главную роль, но исполнил больше десяти его песен.
В 2015 году состоялось знакомство Аркадия с замечательным творческим и чутким человеком, выпускницей музыкальной школы имени Петра Соломоновича Столярского и Одесской консерватории – Дианой Кофман. Как говорит Аркадий, совместная работа с Дианой очень много ему дала для подъема его исполнительского мастерства на новый уровень.
Музыкальные вечера с участием Дианы, а также скрипачки Натальи Черныш и виолончелистки Ирэнэ Швайцер пользовались неизменным успехом, но как творческие люди, Аркадий и Диана мечтали о программе более интересной и более масштабной. Первым результатом их усилий стал музыкальный спектакль “Александр Вертинский. Жизнь в песне”, где песни поэта и актера А.Н.Вертинского – маленькие рассказы о событиях его личной жизни, встречах и впечатлениях, звучали в исполнении Аркадия, который с подлинным певческим талантом и артистизмом доносил их до зрителя, заставляя их сопереживать, улыбаться и печалиться.
Следующей значительной работой небольшого коллектива стал спектакль-буффонада, посвященный одному из самых музыкальных и веселых городов мира – Одессе. Недаром же в нем каждый год проводится “Юморина”. В этой программе в полной мере раскрылся песенный и драматический талант Аркадия, который в каждой песне был необычайно артистичен и, без преувеличения, исполняемые им песни можно было назвать маленькими спектаклями.
“Хотя сам я из Днепропетровска, – рассказывает Аркадий, – но Одесса всегда была для меня такой себе еврейско-бунтарской отдушиной, для которой как будто бы и не действовали райкомовские циркуляры и прочая совдеповская дребедень. Все, что касалось этого чудесного города, навсегда осталось в памяти островком беззаботного юмора в бурном море политики, экономики, да и вообще серых будней. Вот почему, когда я исполняю эти песни, моя душа живет в каждой из них. И я очень благодарен, что мне с моими партнерами – Дианой Кофман, Альфредом Кричевским и Тамарой Литвин – удалось вместе со зрителями оказаться, что называется, на одной одесской волне”.
Все, кто хоть однажды встретился с Аркадием, неизменно отмечают его особенный солнечный талант. Талант доброты и готовности всегда прийти на помощь. Рядом с ним все невольно подтягиваются и стараются стать чуточку лучше. Все вокруг него мгновенно вспыхивает разноцветными огоньками, становится искрящимся, ярким, живым.
А ещё, что немаловажно, – добавлю от себя, – он человек слова, человек удивительно скромный, с которым приятно общаться и говорить на любые темы. “Я очень люблю людей, – не устает повторять Аркадий. – Люблю жизнь, люблю быть в гуще событий. А вообще, доброта, дружба и любовь – это для меня главное”.
Влад Каганов