Снова в Чикаго — Американский театр балета (American Ballet Theatre, далее — АБТ). Последний раз театр приезжал в апреле 2019 года со спектаклем “Взбитые сливки” (“Whipped Cream”) на музыку Рихарда Штрауса в хореографии Алексея Ратманского. На этот раз нас ждет программа, составленная из четырех одноактных композиций.
“Песни Буковины” (“Songs of Bukovina”) на музыку “Буковинских песен (Двадцать четыре прелюдии для фортепиано)” Леонида Десятникова. Хореография Алексея Ратманского. Исполнители: ведущие солисты Изабелла Бойлстон и Даниэль Камарго (14 апреля), ведущая солистка Кэтрин Херлин и солист Блейн Ховен (15 апреля), ведущие солисты Кристина Шевченко и Келвин Ройал III (16 апреля).
Премьера балета состоялась в Нью-Йорке 18 октября 2017 года как часть так называемого “Проекта Ратманского”. Чикагская премьера прошла в феврале 2018 года.
В интервью The New York Times 2017 года Десятников сказал: “В основе “Песен Буковины” лежит изданная в Советском Союзе книга с записями украинских народных песен начиная с XVIII века. Многие из них были из Буковины (область в Карпатах). Буковина всегда была наполовину Украиной, наполовину Румынией, люди приезжали туда и уезжали оттуда, и буковинская культура очень смешанная, эклектичная. Буковинская музыка может напоминать украинскую, балканскую или еврейскую”.
Леонид Десятников родился и вырос в Украине, жил в Санкт-Петербурге. Считает себя “русскоязычным евреем, рожденным в Украине. Единственная причина, по которой я умею говорить на украинском языке, в том, что я обязан был учить его в школе. Но спустя сорок-пятьдесят лет я очень увлекся этим языком”.
Алексей Ратманский родился в Санкт-Петербурге, вырос в Киеве, до последнего времени жил и работал в Нью-Йорке. Считает себя русскоязычным евреем — полукровкой. (Отец Ратманского — еврей.) В том же интервью 2017 года хореограф говорил: “Украинский язык и культура — это язык и культура молодой страны. Нельзя забывать о Крыме и российской поддержке сепаратистов в Донецке. Все это создает определенное напряжение, и я считаю правильным обращаться к Украине, поддерживать ее”.
Десятников убежден, что “чудесные народные песни — явление, которое существует вне истории и политики. Но тот контекст, в котором этот балет создается, может придать ему политический оттенок”. Добавлю от себя: сегодня, во время чудовищной войны, развязанной Россией против Украины, “политический оттенок” считывается в первую очередь. В феврале 2022 года Ратманский репетировал в Большом театре балет “Искусство фуги”. Двадцать четвертого, в день начала войны, он отменил премьеру, покинул Москву и улетел в Нью-Йорк. В своих многочисленных интервью он всегда четко формулирует неприятие агрессивной политики России. Родители Ратманского на момент начала войны жили в Киеве. В 2005-2009 годах Ратманский был художественным руководителем балетной труппы Большого театра, с 2009 года — хореограф-резидент АБТ. В декабре 2022 года Ратманский объявил, что в июне 2023 года, после тринадцати лет в АБТ, покидает театр. Причин он не назвал и ничего не сказал о своих дальнейших планах. Бывший художественный руководитель АБТ Кевин Маккензи сказал: “Алексей сделал АБТ неизмеримый подарок. Оставив неизгладимый след в нашей идентичности, он раздвинул планку того, чего можно достичь языком танца”. А вот мнение нового художественного руководителя театра Сюзен Джаффе: “Необычайное видение танца Алексея подняло балет на высоты, намного превосходящие то, что мы считали возможным двадцать лет назад. Поскольку его работы открыли новую эру в балете, АБТ невероятно повезло быть частью этого процесса в течение последних тринадцати лет”. Думаю, Ратманский еще не раз порадует нас своими новыми работами уже в качестве свободного художника.
“Требуется сборка” (“Some Assembly Required”) на музыку Второй сонаты для скрипки и фортепиано Уильяма Болкома. Хореография Кларка Типпета. Исполнители: солистка Кэтрин Уильямс и артист кордебалета Джерод Керли (14 и 16 апреля), артисты кордебалета Зимми Кокер и Джонатан Кляйн (15 апреля). Мировая премьера состоялась 14 апреля 1989 года в Кеннеди-центре (Вашингтон). Премьера в Чикаго прошла в октябре 2014 года.
Композиция многолетнего солиста АБТ Кларка Типпета, считавшегося в восьмидесятые годы XX века одним из самых многообещающих американских хореографов. Он умер от СПИДа в 1992 году в возрасте тридцати семи лет.
“Туше” (“Touché”) на музыку французского музыканта Вудкида (“Que Te Mate el Desierto”) и Сюиты Эннио Морриконе к фильму Джузеппе Торнаторо “Малена”. Хореография Кристофера Радда. Исполнители: Келвин Ройал III и артист кордебалета Жоао Менегусси (14 и 15 апреля), Блейн Ховен и артист кордебалета Хозе Себастьян (16 апреля). Мировая премьера состоялась 23 ноября 2020 года. Премьера в Чикаго.
Кристофер Радд родился на Ямайке, вырос в Майами. В качестве танцовщика сотрудничал со многими выдающимися хореографами, в том числе — с Матсом Эком и Марком Моррисом. В 2015 году создал танцевальную компанию RudduR Dance. Композицию “Туше” Радд называет “мужским любовным дуэтом, олицетворяющим собой гимн любви во всех ее проявлениях”.
“Зигзаг” (“ZigZag”) на песни Тони Беннетта и дуэта Беннетт — Леди Гага. Хореография Джессики Ланг. Исполнители: ведущие солисты Дивон Тойшер, Кори Стернс, Кассандра Тренари и Джу Вон Ан, солистка Люсиана Пэрис, Блейн Ховен (14 и 15 апреля), Изабелла Бойлстон, ведущий солист Аран Белл, Кэтрин Уильямс, Кэтрин Херлин, Келвин Ройал III, артист кордебалета Тайлер Малони (16 апреля). Мировая премьера состоялась в 2021 году. Премьера в Чикаго.
Композиция “Зигзаг” — объяснение в любви легендарному певцу Тони Беннетту. Почти каждый год на протяжении почти шести десятилетий он выступал на Музыкальном фестивале Равиния, в июне 2015 года на фестивале состоялся его совместный с Леди Гагой концерт. Композиция “Зигзаг” сделана по заказу фестиваля в Абу-Даби (ОАЭ).
С 2011 года хореограф Джессика Ланг возглавляет свою танцевальную компанию Jessica Lang Dance, успешно гастролирует (в том числе — в Чикаго) и ставит балеты по всему миру. В сезоне 2016-17 годов она поставила танцевальные номера для “Аиды” Дж.Верди — постановки Франчески Замбелло в Опере Сан-Франциско. Критики пишут, что Ланг — “визуальный художник, чье пространство танцует”. В ее постановках всегда есть яркие элементы дизайна, что трансформирует классический балетный язык и делает его эмоционально привлекательным. Примером тому — композиция “Ее записки” (“Her Notes”) на сюиту Фанни Мендельсон, созданная Ланг по заказу АБТ. Мы увидели эту композицию на гастролях АБТ в 2018 году.
Вечер 15 апреля объявлен “first ever Chicago ABT Pride Night Celebration”. После спектакля запланирована встреча зрителей с артистами. Келвин Ройал III и Жоао Менегусси расскажут, как во время пандемии рождалась композиция “Туше”. На встрече будут обсуждаться другие балеты, касающиеся сексуальных ориентаций (ABT LGBTQIA+). Ведущий — бывший солист труппы Hubbard Street Dance Chicago Зак Виттенбург. Для встречи требуется зарегистрироваться на сайте pages.wordfly.com/auditoriumtheatre/pages/ABT-Pride-Night-Survey/.
Nota bene! Спектакли Американского театра балета пройдут 14 и 15 апреля в 7.30 pm, 16 апреля в 2.00 pm в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 E. Ida B. Wells Drive, Chicago, IL, 60605. Билеты — на сайте AuditoriumTheatre.org, по телефону 312-341-2300 или в кассе театра.