С 21 по 25 февраля в Чикаго состоятся гастроли Американского балетного театра (American Ballet Theatre, далее – АБТ). Ведущая балетная компания США представит две программы классических и современных композиций. Об истории театра и о программах предстоящих выступлений – в этой статье.
Программа А. 22 и 24 февраля, 7.30 pm.
“Песни Буковины” (“Songs of Bukovina”) по произведению Леонида Десятникова “Буковинские песни” (Двадцать четыре прелюдии для фортепиано) в хореографии Алексея Ратманского. Самая свежая постановка АБТ. Премьера балета состоялась в Нью-Йорке 18 октября 2017 года как часть так называемого “Проекта Ратманского”.
В интервью The New York Times Десятников сказал: “В основе “Песен Буковины” лежит изданная в Советском Союзе книга с записями украинских народных песен начиная с XVIII века. Многие из них были из Буковины (область в Карпатах).
Буковина всегда была наполовину Украиной, наполовину Румынией, люди приезжали туда и уезжали оттуда, и буковинская культура очень смешанная, эклектичная. Буковинская музыка может напоминать украинскую, балканскую или еврейскую”.
Леонид Десятников родился и вырос в Украине, живет в Санкт-Петербурге. Считает себя “русскоязычным евреем, рожденным в Украине. Единственная причина, по которой я умею говорить по украински, в том, что я обязан был учить этот язык в школе. Но спустя сорок-пятьдесят лет я очень увлекся этим языком”.
Алексей Ратманский родился в Санкт-Петербурге, вырос в Киеве, сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Считает себя русскоязычным евреем полукровкой. (Отец Ратманского – еврей.) “Сейчас – дело другое; сейчас украинский язык и культура – это язык и культура молодой страны. Разумеется, нельзя забывать о конфликте Украины с Россией, о Крыме и российской поддержке сепаратистов в Донецке. Все это создает определенное напряжение, и я считаю правильным как то обращаться к Украине, поддерживать ее”.
Десятников убежден, что “чудесные народные песни – явление, которое существует вне истории и политики. Но тот контекст, в котором этот балет создается, может придать ему политический оттенок”. Добавлю от себя: будь этот балет показан в России, “политический оттенок” наверняка был бы отмечен в первую очередь. А в Чикаго мы будем наслаждаться прежде всего музыкой и искусством балета.
Исполнители: Изабелла Бойлстон и Гейб Стоун Шейер (22 февраля), Кристина Шевченко и Келвин Ройал III (24 февраля).
”Увядающие листья”, па-де-де (”The Leaves are Fading”, pas de deux) – па-де-де из одноактного балета-элегии Энтони Тюдора. В балете использованы фрагменты произведений А.Дворжака для камерного оркестра: “Кипарисы” для струнного квартета, Четыре песни “В народном духе”, Восьмой квартет, Терцет до мажор для двух скрипок и альта. Премьера балета, созданного по заказу АБТ, состоялась 17 июля 1975 года в Нью-Йорке. Одна из последних крупных работ английского танцовщика и хореографа Энтони Тюдора. В семидесятых годах Тюдор занимал пост содиректора АБТ, еще ранее – хореографа-резидента. Балет был в репертуаре театра до 2003 года, возобновлен в 2007 году.
Исполнители: Хе Сео и Кори Стернс (22 февраля), Стелла Абрера и Аран Белл (24 февраля).
”Дон Кихот”, гранд па (”Don Quixote Grand Pas de Deux”) на музыку Л.Минкуса в хореографии М.Петипа 1869 года. Бессмертная классика – как же без нее балетному театру! Впервые в этой постановке балет был показан в АБТ в Нью-Йорке 12 июня 1995 года. Танцевали Палома Херрера (Китри) и Хулио Бокка (Базилио).
Исполнители: Сара Лейн и Херман Корнехо (22 февраля), Хе Сео и Джеймс Уайтсайд (24 февраля).
”Тринадцать измерений” (”Thirteen Diversions”) в хореографии Кристофера Уилдона на музыку ”Диверсий” для фортепиано для левой руки с оркестром Б.Бриттена. Премьера балета состоялась в Нью-Йорке в мае 2011 года. В балете участвуют четыре пары солистов и шестнадцать артистов кордебалета.
Балетный критик Нина Аловерт написала после премьеры: ”Балет Уилдона – яркое хореографическое произведение, полное стремительных движений и стремительно меняющихся композиций. Уилдон – последователь Баланчина, но в отличие от девяноста процентов других последователей не подражатель, а хореограф, развивающий направление неоклассицизма, созданное в Америке Баланчиным. Уилдон внес много нового в мужские партии. Особенно итересными казались пируэты танцовщика с переменами корпуса и его активное участие в дуэтном танце. В целом во всем балете был внутренний ритм, не дававший вниманию зрителей ослабевать”.
Исполнители: Кэтрин Харлин, Хозе Себастьян, Мисти Коупленд, Грей Дэвис, Джилиан Мерфи, Блейн Ховен, Эйприл Джангерузо, Аран Белл (22 и 24 февраля).
Программа Б. 23 февраля, 7.30 pm; 25 февраля, 2.00 pm.
“Ее записки” (“Her Notes”) в хореографии Джессики Ланг на сюиту Фанни Мендельсон – немецкой пианистки и композитора начала XIX века, сестры Феликса Мендельсона. Премьера композиции, созданной по заказу АБТ, состоялась в Нью-Йорке в октябре 2016 года. С 2011 года хореограф Джессика Ланг возглавляет свою танцевальную компанию Jessica Lang Dance, успешно гастролирует (в том числе – в Чикаго) и ставит балеты по всему миру. В сезоне 2016-17 годов Ланг поставила танцевальные номера для “Аиды” Дж.Верди – постановки Франчески Замбелло в Опере Сан-Франциско. Говорят, что Ланг – “визуальный художник, чье пространтсво танцует”. В ее постановках всегда есть яркие элементы дизайна, что трансформирует классический балетный язык и делает его эмоционально привлекательным. Посмотрим, что придумает Ланг на этот раз.
Исполнители: Стелла Абрера, Сара Лейн, Кристина Шевченко, Кэтрин Уильямс, Паулина Васки, Кэтрин Харлин, Джеймс Уайтсайд, Аррон Скотт, Александр Хаммуди, Келвин Ройал III (23 февраля), Джилиан Мерфи, Мисти Коупленд, Девон Тойшер, Кэтрин Уильямс, Скайлор Брандт, Кассандра Тренари, Томас Форстер, Джеффри Сирио, Кори Стернс, Блейн Ховен (25 февраля).
“Другие танцы” (“Other Dances”) – это вальс и четыре мазурки, поставленные великим Джеромом Роббинсом на музыку Ф.Шопена. Композиция была создана специально для гала-концерта в нью-йоркском Линкольн-центре 9 мая 1976 года. На премьере танцевали Наталья Макарова и Михаил Барышников.
Исполнители: Изабелла Бойлстон и Кори Стернс (23 февраля), Сара Лейн и Херман Корнехо (25 февраля).
“Я чувствую движение Земли” (“I Feel the Earth Move”) – четвертый балет, созданный для АБТ французским хореографом Бенжаменом Мильпье. В балете звучит музыка Филиппа Гласса. Премьера балета состоялась в 2017 году.
Костюмы для новой постановки Мильпье разработаны нью-йоркским брендом одежды Rag & Bone. Танцоры довольны – минималистические шорты и футболки не сковывают движения. “Для балета не всегда нужны очень сложные костюмы, – говорит хореограф. – у фирмы Rag & Bone много эксцентричных вещей, которые хорошо отражают, как жители Нью-Йорка и Лос-Анджелеса самовыражаются через одежду. Я люблю наблюдать за этим каждый раз, когда возвращаюсь из Парижа.” Это не первый опыт сотрудничества Rag & Bone с танцорами. В 2015 году дизайнеры бренда пригласили принять участие в съемках Михаила Барышникова.
Бывший руководитель балетной труппы Парижской оперы Бенжамен Мильпье ставил спектакли в New York City Ballet, танцевал в постановках ведущих хореографов мира Джерома Роббинса, Бориса Эйфмана, Анжелена Прельжокажа. В апреле 2011 года в рамках фестиваля “Мариинский” прошел вечер его одноактных балетов на музыку Фредерика Шопена. Однако настоящую славу Мильпье получил после картины Даррена Аронофски “Черный лебедь” (“Black Swan”, 2010). Там он не только выступил в качестве хореографа, но и сыграл сценического партнера Натали Портман. Это партнерство быстро перешло в нечто большее. В декабре 2010 года они объявили о помолвке, в июне 2011 года у них родился сын, а в начале 2012 года они расписались.
Исполнители: Девон Тойшер, Мисти Коупленд, Хе Сео, Дэвид Холлберг, Херман Корнехо, Кори Стернс (23 февраля), Кэтрин Уильямс, Кассандра Тренари, Кэтрин Харлин, Блейн Ховен, Даниил Симкин, Александр Хаммуди (25 февраля).
“Серенада” (“Serenade After Plato’s Symposium”) – одноактный балет Алексея Ратманского на музыку одноименного концерта Леонарда Бернстайна для скрипки с оркестром, созданного по мотивам диалога Платона “Пир”. “Серенада” была написана Бернстайном в 1954 году для друга, легендарного Айзека Стерна. Впоследствии сочинение играли многие прославленные скрипачи XX века.
Бернстайн черпал вдохновение из рассуждений греческих философов о любви. Философов было семеро: Агафон, Аристофан, Сократ, Алкивиад, Федр, Павсаний, Эриксимах. Столько же танцоров в балете Ратманского.
Премьера балета состоялась в 2016 году. В этом году отмечается столетие со дня рождения Бернстайна, так что исполнение балета на его музыку выглядит очень своевременным. Кстати, похоже, это первый балет Ратманского на музыку американского композитора.
Исполнители: Джеффри Сирио, Александр Хаммуди, Блейн Ховен, Келвин Ройал III, Гейб Стоун Шейер, Даниил Симкин, Джеймс Уайтсайд, Девон Тойшер (23 февраля), Джеффри Сирио, Джо Вон Ан, Томас Форстер, Хозе Себастьян, Тайлер Малони, Аррон Скотт, Джозеф Горак, Хе Сео (25 февраля).
21 февраля в 6.00 pm состоится гала-концерт АБТ (Celebrate the Harris), на котором будут исполнены композиции “Ее записки”, ”Другие танцы”, ”Тринадцать измерений”. Исполнители: Джилиан Мерфи, Мисти Коупленд, Девон Тойшер, Кэтрин Уильямс, Скайлор Брандт, Кассандра Тренари, Томас Форстер, Джеффри Сирио, Кори Стернс, Блейн Ховен (”Ее записки”), Хе Сео и Дэвид Холлберг (”Другие танцы”), Сара Лейн, Джозеф Горак, Изабелла Бойлстон, Джо Вон Ан, Стелла Абрера, Томас Форстер, Скайлор Брандт, Кэмерон Маккун (”Тринадцать измерений”).
Немного истории. АБТ возник из маленьких студий и трупп русских танцовщиков, которые в двадцатых годах прошлого века появились в Америке. Одной из таких трупп руководил Михаил Мордкин – бывший солист труппы Дягилева, танцевавший с Анной Павловой в Париже. В 1937 году Мордкин основал компанию Mordkin Ballet. Среди его учеников была танцовщица Лючия Чейз. Мордкин, Чейз, танцовщик Ричард Плезант – именно они основали в 1940 году Театр балета. Современное название труппа получила в 1957 году. Со дня основания театра с ним сотрудничали известные хореографы и звезды балета. Уже в первое десятилетие в театре были поставлены многие выдающиеся спектакли, включая постановки балетов Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса. С середины 60-х годов в АБТ активно ставятся классические балеты, такие, как “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Золушка”, а также современные постановки Твилы Тарп, Кларка Типпета и Марка Морриса с участием величайших танцоров Кьяры Фраччи, Гилси Керкленд, Рудольфа Нуриева. АБТ много и охотно гастролирует как по Америке, так и по всему миру. Несколько недель в году театр арендует зал Метрополитен-оперы, показывая там свои лучшие работы.
Художественный руководитель АБТ – Кевин Маккензи. Балетмейстер возглавляет театр c 1992 года – четверть века! Вот цитата из его интервью: “Я смотрю на наших замечательных артистов – они все принадлежат разным школам. Я вижу, как они работают вместе, наблюдают друг за другом, обмениваются идеями, опытом, чтобы выжать из себя максимум возможного. У них нет узкого подхода типа: “Мои педагоги учили меня так, и я не стану делать по-другому”. Вместо этого они говорят: “Моя школа учит иначе, но у тебя получается хорошо”.
Русское влияние заметно везде в балетном мире, и, конечно, не обошлось без него в АБТ. На протяжении девяти лет – с 1980 по 1989 годы – руководителем труппы был Михаил Барышников. С 2009 года хореографом-резидентом работает, пожалуй, самый востребованный хореограф в мире Алексей Ратманский. Все гоняются за ним, все хотят заполучить его к себе, все следят за каждым его шагом. Поэтому АБТ сделал дальновидный ход: еще в 2011 году театр продлил контракт с Ратманским на двенадцать (!) лет, и теперь до 2023 года он является хореографом-резидентом американской труппы. По контракту он обязан работать с АБТ двенадцать недель в году и выпускать по одному новому балету в год.
АБТ хорошо знаком чикагским любителям балетного искусства. В разные годы мы видели такие спектакли, как “Жизель” и “Корсар” А.Адана, “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева, “Спящая красавица” П.Чайковского. Для гастролей 2014 года театр подготовил специальную программу, в составе которой были композиции американских хореографов XX века Т.Тарп, К.Типпета и Дж.Роббинса.
За четыре года, что мы не видели театр, в труппе произошло много изменений. Не выступают больше прима-балерина Ирина Дворовенко и ее муж – солист Максим Белоцерковский. Закончили выступать замечательные Геннадий Савельев (шестнадцать лет на сцене АБТ) и Итан Стифел. Нет в труппе Вероники Парт, Самары Рейс, Паломы Хереры, Марчело Гомеса, которых мы неоднократно видели в Чикаго.
Примами театра стали корейская танцовщица Хи Сео – она начинала в театре в качестве солистки, и Мисти Коупленд – первая в истории чернокожая прима-балерина АБТ. С 2012 года ведущим солистом театра является наш соотечественник, талантливый Даниил Симкин. Он родился в Новосибирске, с тринадцати лет живет на Западе. В труппе АБТ с 2008 года. С недавнего времени солистом балета стал танцор из Коннектикута Джеймс Уайтсайд. Из кордебалета в солисты переведен французский танцовщик Александр Хаммуди. Примой-балериной театра стала уроженка Одессы Кристина Шевченко, ведущим солистом театра – солист Датского королевского балета Албан Лендорф. С августа 2017 года в кордебалете театра танцует еще одна наша соотечественница Настя Александрова.
Приглашенная прима-балерина театра всего одна – неподражаемая Наталья Осипова.
А еще в театре танцует настоящий герой. Его зовут Грей Дэвис. 5 июня 2017 года он возвращался со спектакля, в котором участвовала его супруга Кассандра Тренари. Сам танцор не выступал в тот вечер из-за травмы. Спустившись в метро, он увидел человека, лежащего на рельсах. “Люди звали на помощь, но никто не спрыгнул. Поэтому спрыгнул я”, – рассказал Дэвис. Он подобрал находившегося без сознания человека, поднял его на платформу, а затем выбрался сам. Мы увидим Грея Дэвиса в Чикаго.
Nota bene! Все спектакли Американского балетного театра пройдут в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты на эти и другие представления сезона 2017-18 годов можно заказать по телефону (312) 334-7777, зарезервировать на сайте www.harristheaterchicago.org или приобрести в кассе театра.