Дамы и господа, встречайте (а балетоманы всего мира – завидуйте!): 24-26 февраля в Чикаго состоятся гастроли Английского национального балета (English National Ballet) с эксклюзивной североамериканской презентацией (международная премьера) балета Акрама Хана “Creature”.
Это первый после “Жизели” и третий балет, созданный всемирно известным хореографом для Английского национального балета (совместная постановка с Opera Ballet Vlaanderen). Сопродюсер постановки – лондонский театр Sadler’s Wells, партнер – театр “Харрис” (Harris Theater). В балете “Creature” участвует Чикагский филармонический оркестр (Chicago Philharmonic, не путайте с Чикагским симфоническим!). “Creature” – история о подавлении, одиночестве и выживании человека, вдохновленная, с одной стороны, классиком экспрессионизма Георгом Бюхнером и его романом “Войцек”; с другой – тенями героев “Франкенштейна” Мэри Шелли. В блестящей творческой команде Хана – лауреат премии “Оскар” художник Тим Йип, композитор и звукорежиссер Винченцо Ламанья, драматург Рут Литтл.
Акрам Хан говорит: “Образ изгоя и чужака остается главной темой моего творчества. В балете “Creature” я продолжаю изучать психологические состояния человека, связанные с чувствами тревоги, боли, ярости”.
С творчеством Акрама Хана мы знакомы по балету “Жизель” Английского национального балета. Эту потрясающую без всякого преувеличения работу мы видели в феврале 2019 года на американской премьере на гастролях театра в Чикаго. Мировая премьера балета состоялась в Манчестере в сентябре 2016 года. В 2017 году спектакль получил премию имени Оливье за выдающиеся достижения в искусстве танца. Дизайн костюмов и декораций создан лауреатом премии “Оскар” Тимом Йипом (он получил эту награду за фильм “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, “Crouching Tiger, Hidden Dragon”, 2000). Организацией гастролей занималась умершая 3 марта 2019 года президент и исполнительный директор театра “Харрис” Патрисия Барретто.
Драматургия, музыка, пластика, эмоциональный накал… – такого прочтения “Жизели” нам видеть еще не приходилось! Действие балета перенесено в палаточный лагерь для эмигрантов. Лагерь называется “Отверженные”. Расположенная на территории лагеря ткацкая фабрика закрылась. Обитатели лагеря вынуждены заниматься развлечением хозяев. В лагере и происходят свидания работницы Жизели с Альбертом. Он появляется и уходит за Стену, и несчастная Жизель не знает, что там, за Стеной, у него есть невеста, а когда узнает, теряет рассудок, а потом и жизнь. Второй, “инфернальный”, как сказала как-то в беседе со мной Диана Вишнева, акт начинается с фабрики-призрака. Сюда приходит Альберт, сюда стекаются призраки фабричных работниц, здесь воссоединяются Жизель с Альбертом, и только здесь артисты становятся на пуанты, которые выступают как атрибуты нереального, потустороннего мира… Вместо романтической пасторали – жесткая правда жизни, вместо аристократии XIX века – хозяева жизни века XXI, вместо наивной девушки – умудренная жизнью женщина, сохранившая открытую душу и нежное сердце.
“Моя Жизель – это современная, энергичная, сильная женщина”, – говорил после премьеры Акрам Хан, а британские критики писали про “мурашки по спине, отвисшие челюсти и слезы”. Бессмертная классика в руках Акрама Хана предстает не музейным экспонатом, а современным, актуальным произведением искусства. Говоря о балетмейстере, критики подчеркивают в его творчестве объединение европейских и восточных мотивов.
Акрам Хан является сегодня одним из самых интересных хореографов мира. Сам себя он называет космополитом. Он родился в Лондоне в семье выходцев из Бангладеш. Искусству танца стал учиться с семи лет. Это был древний индийский танец катак. В тринадцать лет Хан стал участником спектакля Питера Брука “Махабхарата”, с которым гастролировал по миру с 1987 по 1989 годы. Учился в De Montfort University и Performing Arts at the Northern School of Contemporary Dance. В августе 2000 года основал балетную компанию (Akram Khan Company). Премьера его первого балета “Kaash” состоялась на Эдинбургском фестивале в 2002 году. В 2008 году он поставил танцевальную драму “in-i” в Королевском национальном театре Лондона, где его партнершей была французская актриса Жюльетт Бинош. Дважды танцевал с легендарной французской балериной Сильви Галлем. В 2012 году труппа Хана участвовала в церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне. В настоящее время хореограф состоит в штате Sadler’s Wells Theatre.
Английский национальный балет – гастролирующая по миру танцевальная труппа. Акрам Хан дебютировал в ней в 2014 году с двадцатипятиминутной композицией “Dust” о женщинах, работавших во время Первой мировой войны на заводе по производству оружия. Художественный руководитель Английского балета – приглашенная прима-балерина Королевского балета, испанская балерина Тамара Ройо. “Жизель” – первый полномасштабный двухчастный балет, созданный Ханом для танцевальной компании, а Чикаго – единственный город в США, где в 2019 году впервые за тридцать лет прошли выступления труппы. В ноябре я, как и многие другие, ждал Хана с его последней работой в качестве танцора – моноспектаклем “XENOS”. К величайшему сожалению, из-за проблем с декорациями показ спектакля в Чикаго не состоялся. Надеюсь, на этот раз все пройдет успешно и мы увидим балет “Creature”!
Обращаю ваше внимание, что в серии сольных вокальных вечеров 16 апреля на сцене Harris Theater выступит трехкратный лауреат премии “Грэмми”, американская певица Джойс Ди Донато. За роялем – Крейг Терри. Вечер называется “Эдем”. В программе – произведения Г.Ф.Генделя, Г.Перселла, Г.Малера, Р.Вагнера, Ч.Айвза. В январе 2020 года за альбом “Songplay” Ди Донато получила третью “Грэмми” в номинации “The Best Classical Solo Vocal Album”. Не пропустите!
Nota bene! Все спектакли пройдут в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance). Билеты – по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или по электронной почте info@harristheaterchicago.org. Адрес театра: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.