54-й Чикагский МКФ

Кадр из фильма “Главный кандидат”
Кадр из фильма “Главный кандидат”

С 10 по 21 октября в Чикаго в пятьдесят четвертый раз пройдет крупнейший на Среднем Западе и один из старейших в США Международный кинофестиваль.

Художественный руководитель фестиваля – Мими Плоше. Основатель и бессменный президент фестиваля Майкл Кутца теперь является Председателем совета директоров.

В программе фестиваля – более ста пятидесяти фильмов из пятидесяти шести стран мира.

Немного о программах. Конкурсная программа фестиваля, как и в прошлые годы, разделена на четыре секции: “Международный конкурс” (International Competition), “Фильмы молодых режиссеров” (New Directors Competition), “Программа документального кино” (Documentary Competition and Documentary), “Точка зрения” (“Out-Look Competition”). Во внеконкурсной программе – десять секций. Шесть из них нам хорошо знакомы: “Мировое кино” (World Cinema), “Поздно вечером” (After Dark), “Перспективы афроамериканского кино” (“Black Perspectives”), “Кино американских кинематографистов” (“Cinema of the Americas”), “Город и штат” (“City & State”) и “Программа короткометражного кино” (“Shorts”), которая разделена на восемь частей, в каждой – по несколько работ. Секцию “Специальные показы” (“Special Presentations”) заменили три новых: “Мастера” (“Masters”) – новые работы известных режиссеров, сценаристов, актеров; “Гала-презентации” (“Gala Presentations”) – показы самых громких фильмов года; “Событие” (“Centerpiece”) – в этой секции в этом году только один фильм: “Дикая жизнь” (“Wildlife”) Пола Дано с Кэри Маллиган и Джейком Джилленхолом. Видимо, именно эта картина, по мнению организаторов, должна стать событием киногода.

Кадр из фильма “Подбросы”
Кадр из фильма “Подбросы”

В отдельные секции выделены комедии, фильмы женщин-кинематографистов и новинки из Италии: “В центре внимания – комедия” (Spotlight: Comedy), “В центре внимания – женщины в кино” (Spotlight: Women in Cinema), “В центре внимания – комедия” (Spotlight: Italy).

Новая секция этого года с говорящим названием – “Захватывающее кино” (“Immersive Cinema”).

Немного о призах. В день закрытия фестиваля традиционно будут вручены призы за лучшую режиссуру, лучшие женскую и мужскую роли, лучший сценарий, приз ФИПРЕССИ, приз Q-Hugo лучшей картине на темы нетрадиционных сексуальных отношений и, конечно, главный приз фестиваля – “Золотой Хьюго” за лучший фильм.

Кадр из фильма “Сердце мира”
Кадр из фильма “Сердце мира”

Немного цифр. Отборочная комиссия фестиваля просмотрела 5596 фильмов из 135 стран, включая 3752 короткометражных, 698 документальных и 1146 игровых. 21 фильм демонстрируется впервые в США, 24 – впервые в Северной Америке. 48 кинематографистов участвовали в предыдущих кинофестивалях и в этом году показывают свои новые работы. В главном конкурсе (International Feature Film Competition) – 16 фильмов из 17 стран мира (здесь и далее в подсчет я включаю совместные постановки), в конкурсе молодых режиссеров (New Directors Competition) – 14 фильмов из 19 стран мира, в конкурсе документального кино (International Documentary Competition) – 9 фильмов из 12 стран мира. 4 представленных на фестивале фильмов отобраны для участия в номинации на премию “Оскар” в категории “Лучший неанглоязычный фильм”.

Немного цифр с географией. Европейским лидером по количеству фильмов традиционно остается Франция – 17. За ней идут Италия (9 картин) и Германия (7). 7 фильмов представляет Великобритания – меньше, чем на прошлом фестивале (возможно, из-за брексита). Необычно высокое представительство Бельгии – 7 фильмов. От Испании – 6 работ, от Дании – 5.

Кадр из фильма “Вулкан”
Кадр из фильма “Вулкан”

Россия представлена 3 фильмами, от Украины – 2 картины, от Литвы – 1. Больше картин из стран бывшего Советского Союза нет.

Совсем мало фильмов из стран Восточной Европы. Венгрия, Польша, Финляндия – по 2 картины, Болгария, Хорватия, Чехия, Румыния (недавний непременный участник всех крупных фестивалей) – по одной.

Канада представляет 4 фильма, Израиль – 3. От Аргентины и Бразилии – по 6 картин, от Мексики – 5, от Колумбии – 3, от Кубы, Турции и Португалии – по одной ленте.

Китай представляет 3 фильма, Южная Корея – 2, Вьетнам – 1. Всего 2 картины от Японии – в прошлом году было 6.

Из экзотических для кино стран – по одному фильму от Доминиканской Республики, Морокко, Туниса, Иордании.

Как всегда, львиную долю картин составляет кино США – 55 фильмов. Не все из них сделаны американскими режиссерами, но во всех участвовали американские продюсеры.

О главном – фильмах фестиваля. Этой теме я посвящаю все Кинообозрения октября, поэтому сегодня – только о самом главном.

Как и в прошлые годы, Чикагский кинофестиваль показывает лучшие картины “святой троицы” Берлин-Канн-Венеция. Среди них – ленты-победители 71-го Каннского (“Золотая пальмовая ветвь”) и 75-го Венецианского (“Золотой Лев святого Марка”) МКФ “Магазинные воришки” (”Shoplifters”, Япония) Хирокадзу Корээды – трогательная история о главе семьи, который приютил бездомную девочку, и “Рома” (“Roma”, Мексика) Альфонсо Куарона – личное высказывание режиссера о своем детстве, родителях и свойствах памяти.

Кадр из фильма ”Рома”
Кадр из фильма ”Рома”

Мы увидим историческую драму Йоргоса Лантимоса “Фаворитка” (“The Favourite”, Ирландия-Великобритания-США), о которой много говорили на последнем МКФ в Венеции.

Картина получила там Гран-при.

Из главных картин последнего Каннского МКФ интерес, как мне кажется, представляют работа Павла Павликовского (приз за лучшую режиссуру) “Холодная война” (”Cold War”, Польша) об истории взаимоотношений дирижера и певицы во времена железного занавеса и холодной войны;

психологическая драма Маттео Гароне “Догмэн” (”Dogman”, Италия) о скромном парикмахере собак и его схватке с главарем городской мафии. Выдающаяся актерская работа Марчелло Фонте была удостоена приза за лучшую мужскую роль.

Замечательно, что на фестивале состоятся две американские премьеры нового российского кино: в основной конкурсной программе – ”Подбросы” (”Jumpman”) Ивана Твердовского (он участвовал в основной программе 52-го Чикагского фестиваля с фильмом ”Зоология”), в программе дебютов – “Сердце мира” (“Core of the World”) Натальи Мещаниновой. В той же программе дебютов – еще одна американская премьера: работа украинского режиссера Романа Бондарчука “Вулкан” (“Volcano”).

На открытии (10 октября, 6.30 pm) покажут картину “Красивый мальчик” (“Beautiful Boy”) Феликса Ван Грунингена со Стивом Кэреллом и Тимоти Шаламе, на закрытии (21 октября, 6.00 pm) – “Главный кандидат” (“The Front Runner”) Джейсона Рейтмана с Хью Джекманом и Верой Фармигой.

Кадр из фильма ”Догмэн”
Кадр из фильма ”Догмэн”

Это не все фильмы, а лишь те, о которых хватило места рассказать. Продолжим в следующий раз. В программе фестиваля еще много любопытного. Продажа абонементов заканчивается, одиночные билеты раскупаются очень быстро. Все фильмы фестиваля пройдут в кинотеатре AMC River East 21 Theater по адресу: 322 East Illinois Street, Chicago, IL 60610. Все новости – на сайте http://www.chicagofilmfestival.com/.

(Все фотографии предоставлены пресс-службой Чикагского МКФ)