“Жизель” в Английском национальном балете

Прочтение Мэри Скипинг

Сцена из спектакля “Жизель” Английского национального балета. Фото - Эмили Нутталл
Сцена из спектакля “Жизель” Английского национального балета. Фото - Эмили Нутталл

В январе я побывал в Лондоне и Париже и погрузился в культурную жизнь двух мировых столиц. Спешу поделиться со всем самым интересным, что я увидел и услышал. Начну с балета — со спектакля “Жизель” (“Giselle”) Адольфа Адана Английского национального балета (English National Ballet, далее — АНБ). Это классическая “Жизель” Жана Коралли, Жюля Перро и Мариуса Петипа в версии знаменитой танцовщицы, педагога и хореографа Мэри Скипинг (1902-1984). Она начинала еще в труппе Анны Павловой, танцевала в ведущих европейских балетных компаниях. “Жизель” — одна из первых работ Скипинг в качестве хореографа. Она поставила этот балет в 1953 году в Стокгольме, в первый год руководства Королевским шведским балетом (она руководила труппой девять лет, до 1962 года). После этого она ставила “Жизель” для Балета Алисии Алонсо в Гаване (1954 год), Балета Франкфурта (1968 год), Балета Гетеборга (1977 год) и Западно-австралийского балета (1984 год). С 2017 года “Жизель” Скипинг в репертуаре театра “Эстония”.

Постановка Скипинг для АНБ датируется 1971 годом. Хореограф упростила некоторые танцы, зато пошла по пути усложнения психологической составляющей, драматических нюансов балета. В версии Скипинг танец тесно переплетен с сюжетом: он может быть удовольствием и наслаждением, а может приводить к наказанию и смерти. Конечно, спустя пятьдесят четыре года после премьеры трудно требовать от спектакля новизны. Смотрится все, как добротная, хорошо восстановленная классика. Красивые костюмы (дизайн — Дэвид Уолкер), декорации, слаженная работа кордебалета, оркестра. Все солисты танцуют на хорошем профессиональном уровне. В спектакле заняты несколько составов исполнителей. 15 января в партии Жизель выступила выпускница Киевского хореографического училища, солистка АНБ с 2014 года Катя Хонюкова. Я увидел в главной партии ведущую солистку театра Сангеун Ли из Южной Кореи. После учебы в Сеуле она служила в труппе Дрезденского балета. В АНБ с 2023 года.

В партии графа Альберта — Гарет Хоу из Уэльса. Как и Ли, он был в труппе Дрезденского балета. В АНБ с 2023 года, ведущий солист — с 2024 года.

Из мужских партий наибольшее впечатление на меня произвел бразильский танцор Хунор Суза в партии Ганса. С 2014 года он — первый солист АНБ.

Четверку исполнителей замыкает Анна Неврозова в партии Батильды, невесты Альберта. Она училась в Академии Большого театра. В АНБ с 2023 года, солистка — с 2024 года.

“Жизель” — один из самых ярких спектаклей блестящей и плодовитой эпохи балетного романтизма. Премьера балета состоялась на сцене Парижской оперы в 1841 году. Сегодня без “Жизели” невозможно представить себе балетную афишу и трудно поверить, что так было далеко не всегда. В 1867 году балет исчез из репертуара Парижской оперы, и о нем стали понемногу забывать. Новую жизнь балету подарил Сергей Дягилев, представивший обновленную “Жизель” во время парижских Русских сезонов. С тех пор “Жизель” стала своеобразной визитной карточкой для любого балетного театра. Танцевать партии Жизели и Альберта для балетных мастеров так же почетно, как для драматических актеров играть Гамлета. ХХ век подарил миру трех великих исполнительниц партии Жизели: Анну Павлову, Ольгу Спесивцеву, Галину Уланову. Жизель танцевали Тамара Карсавина, Алла Шелест, Татьяна Вечеслова, Наталья Макарова, Наталья Бессмертнова.

В разные годы мы видели разные версии “Жизели”. Шведский хореограф Матс Экк построил свой спектакль на сумасшествии героини. Его Жизель — деревенская дурочка. Во втором акте она не умирает, а попадает в психушку, где ее сокамерницы-“виллисы” затаптывают насмерть изменника Альберта. Сегодня эта версия популярного балета не менее известна, чем классический вариант. Одно время в Парижской опере одновременно шли классическая “Жизель” и “Жизель” Матса Экка.

  • Сцена из спектакля “Жизель” Английского национального балета. Фото - Эмили Нутталл
  • Сцена из спектакля “Жизель” Английского национального балета. Фото - Эмили Нутталл
  • Сцена из спектакля “Жизель” Английского национального балета. Фото - Эмили Нутталл

С 28 февраля по 2 марта 2019 года АНБ гастролировал в Чикаго с “Жизелью” Акрама Хана на музыку Винченцо Ламаньи. Эта “Жизель” стала для меня самым ярким балетным впечатлением последних лет. Драматургия, музыка, пластика, эмоциональный накал… — такого прочтения “Жизели” видеть еще не приходилось! Действие балета перенесено в палаточный лагерь для эмигрантов. Лагерь называется “Отверженные”. Расположенная на территории лагеря ткацкая фабрика закрылась. Обитатели лагеря вынуждены заниматься развлечением хозяев. В лагере и происходят свидания работницы Жизели с Альбертом. Он появляется и уходит за Стену, и несчастная Жизель не знает, что там, за Стеной, у него есть невеста, а когда узнает, теряет рассудок, а потом и жизнь. Второй, инфернальный акт начинается с фабрики-призрака. Сюда приходит Альберт, сюда стекаются призраки фабричных работниц, здесь воссоединяются Жизель с Альбертом, и только здесь артисты становятся на пуанты, которые выступают как атрибуты нереального, потустороннего мира… Вместо романтической пасторали — жесткая правда жизни, вместо аристократии XIX века — хозяева жизни века XXI, вместо наивной девушки — умудренная жизнью женщина, сохранившая открытую душу и нежное сердце.

“Моя Жизель — это современная, энергичная, сильная женщина”, — говорил после премьеры Акрам Хан, а британские критики писали про “мурашки по спине, отвисшие челюсти и слезы”. Бессмертная классика в руках Акрама Хана предстала не музейным экспонатом, а современным, актуальным произведением искусства. Сотрудничество балетмейстера с АНБ началось в 2014 году с короткой современной композицией “Dust” о женщинах, работавших во время Первой мировой войны на заводе по производству оружия. “Жизель” — первый полномасштабный двухчастный балет, созданный Ханом для танцевальной компании. Принимая предложение художественного руководителя труппы Тамары Рохо, балетмейстер признался, что классическую “Жизель” видел всего один раз. В 2019 году Чикаго стал единственным городом в США, где впервые за тридцать лет прошли гастроли АНБ. (Спасибо тогдашнему президенту и председателю Совета директоров театра Патрисии Барретто.) И вот спустя шесть лет я снова встретился с этим коллективом в новой старой версии “Жизели”. Я впервые побывал в London Coliseum — крупнейшем (на 2359 мест) театральном зале Вест-Энда. Театр открылся в 1904 году, дизайн выполнен по проекту архитектора Франка Метчема.

Компания АНБ была создана в 1950 году бывшими солистами труппы Сергея Дягилева The Ballets Russes, семейной парой — дамой (такой титул ей был пожалован королевой) Алисией Марковой и сэром Антоном Долиным. Первое название компании — Фестивальный балет. Позднее основатели изменили его на Лондонский фестивальный балет. Нынешнее название компания носит с 1989 года. Наряду с The Royal Ballet, Birmingham Royal Ballet, Northern Ballet и Scottish Ballet АНБ входит в пятерку главных балетных театров Великобритании и одной из наиболее часто гастролирующих компаний Европы. В труппе около шестидесяти семи танцоров и симфонический оркестр — English National Ballet Philharmonic.

После Лондона театр отправляется на гастроли по Великобритании. “Жизель” увидят в Манчестере и Ливерпуле. С 10 по 19 апреля в Лондоне АНБ покажет программу, состоящую из работ великого хореографа XX века Уильяма Форсайта (“The Forsythe Programme”). Ожидается мировая премьера новой композиции.

Nota bene! Билеты на спектакли Английского национального балета — на сайте www.ballet.org.uk. Там же вы узнаете подробности об истории создания и сегодняшнем дне театра.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*