2021 год начинается так же, как заканчивался 2020, – с музыкой виртуальной: по радио, на экранах телевизоров и компьютеров. В таком необычном формате продолжается сто тридцатый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Каждый год оркестр давал более ста пятидесяти концертов: с октября по июнь – в Чикагском симфоническом центре, в июле и августе – на Музыкальном фестивале Равиния.
С 1892 года ЧСО шестьдесят два раза выезжал на гастроли, выступал в двадцати девяти странах на пяти континентах. ЧСО является лауреатом шестидесяти двух премий “Грэмми”, включая две – с нынешним музыкальным руководителем Риккардо Мути.
С началом пандемии живая музыка ЧСО прекратилась. В этой статье я расскажу о ближайших радиоконцертах. Они проходят по вторникам (8.00 pm – 10.00 pm по времени Чикаго) на волне классической музыки WFMT (98.7 FM, wfmt.com, cso.org/radio). Серия концертов называется “From the CSO’s Archives: The First 130 Years”. В создании серии принимал участие директор архива ЧСО (Samuel R. and Marie Louise Rosenthal Archives of the Chicago Symphony Orchestra) Франк Виллелла. Серия фокусируется на обширной дискографии ЧСО. Ведущий – журналист WFMT Керри Фрумкин. Концерты серии остаются в архиве радиостанции и доступны для бесплатного прослушивания.
5 января. “Remembering Theodore Thomas.” Традиция чтить память основателя и первого музыкального руководителя ЧСО Теодора Томаса началась в 1906 году, в первую годовщину смерти дирижера. За дирижерским пультом оркестра стоял Фредерик Сток – маэстро, пришедший на смену Томасу. В подобных концертах звучат произведения, которые впервые в Америке были исполнены ЧСО с Томасом. В программе 5 января: Симфоническая поэма “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” Р.Штрауса (дирижер – Даниэль Баренбойм; запись сделана на студии Erato в сентябре 1990 года); Девятая симфония А.Брукнера (за дирижерским пультом – первый главный приглашенный дирижер в истории оркестра Карло Мария Джулини; студия Angel, 1976 год); фрагменты музыки к балету “Щелкунчик” П.Чайковского (дирижер – сэр Георг Шолти; студия London, 1986 год). В финале прозвучит песня “Грезы” из цикла “Пять песен на стихи Матильды Везендонк” Р.Вагнера (переложение для симфонического оркестра Т.Томаса). ЧСО дирижирует Ф.Сток. Запись сделана на студии Victor в декабре 1928 (!) года.
12 января. “Celebrating Jean Martinon.” Концерт посвящен французскому композитору и дирижеру Жану Мартинону. Он родился 10 января 1910 года. С 1963 по 1968 годы был седьмым музыкальным руководителем ЧСО. (Я писал о нем в прошлом выпуске Музыкального обозрения.) Центральным произведением программы станет запись первого исполнения Четвертой (“Altitudes”) симфонии Мартинона, написанной им в 1965 году в честь семидесятипятилетия ЧСО. Запись сделана на студии RCA в ноябре 1967 года. В программе также: “Интродукция и аллегро” для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета (Эдвард Друзински, арфа; Дональд Пек, флейта; Кларк Броди, кларнет; студия RCA, 1968 год) и оркестровая сюита “Моя Матушка-Гусыня” (студия RCA, апрель 1968 года) М.Равеля, Концерт для семи духовых инструментов, литавр, ударных и струнного оркестра швейцарского композитора Франка Мартина (в качестве солистов выступают концертмейстеры групп: Дональд Пек, флейта; Рэй Стил, гобой; Кларк Броди, кларнет; Виллард Эллиот, фагот; Дэйл Клевенджер, валторна; Адольф Херсет, труба; Джей Фридман, тромбон; Дональд Косс, ударные; RCA, март 1966 года), Симфония до мажор Ж.Бизе (студия RCA, 1968 год), “Вечное движение” Н.Паганини (переложение для симфонического оркестра Ф.Стока; студия RCA, 1966 год). Всеми произведениями программы дирижирует Мартинон.
19 января. “Invitation to the Dance.” Тематический вечер “Приглашение к танцу” представляет собой программу из танцевальных мелодий композиторов разных музыкальных жанров и стилей. В программе: “Приглашение к танцу” А.Вебера/Г.Берлиоза (дирижер – Ф.Райнер; студия RCA, 1957 год); Половецкие танцы из оперы “Князь Игорь” А.Бородина (дирижер – Сэйдзи Одзава, с 1964 по 1968 годы он был первым музыкальным руководителем Ravinia Festival, в 1969 году – главным дирижером фестиваля; студия Angel, июль 1969 года); Танцевальная симфония А.Копланда (дирижер – Мортон Гульд; студия RCA, февраль 1965 года); Танец семи покрывал из оперы “Саломея” Р.Штрауса (дирижер – Ф.Райнер; студия RCA, март 1954 года); “Мефисто-вальс” Ф.Листа (дирижер – сэр Г.Шолти; студия London, ноябрь 1993 года); Танец часов из оперы “Джоконда” А.Понкьелли (дирижер – Ф.Сток; студия Columbia, апрель 1941 года). Кульминацией вечера станет музыка к балету “Треуголка” М.де Фальи (дирижер – Д.Баренбойм; студия Teldec, май 1997 года).
26 января. “Sir Georg Solti: Grammy Champ.” За пять дней до ежегодной церемонии вручения премии “Грэмми” (63rd Annual Grammy Awards состоится 31 января) мы вспоминаем самого титулованного лауреата в номинациях классической музыки – восьмого музыкального руководителя ЧСО, сэра Георга Шолти. Он получил тридцать одну премию “Грэмми”, двадцать четыре из них – за записи, сделанные с ЧСО. В программе радиовечера – две записи, ставшие лауреатами премии в категории “Лучшее оркестровое произведение”: симфоническая поэма “Так говорит Заратустра” Р.Штрауса (студия London, май 1975 года) и Фантастическая симфония Г.Берлиоза (студия London, май 1972 года). В программе также – фрагменты из произведений, получивших “Грэмми” в категории “Лучшее произведение хоровой музыки”: “Die Himmel erzählen die Ehre Gottes” из оратории “Сотворение мира” Й.Гайдна (студия London, ноябрь 1981 года) и “Sanctus” из Реквиема Дж.Верди (студия London, июнь 1977 года). Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Маргарет Хиллис.
2 февраля. “Composers’ Early Successes.” В этой специальной программе собраны сочинения композиторов-классиков, написанные ими в раннем возрасте, когда они еще не были классиками. В семнадцать лет Феликс Мендельсон написал концертную увертюру “Сон в летнюю ночь” к одноименной комедии У.Шекспира. Вначале он не собирался дописывать ее, но от предложения короля Фридриха Вильгельма Четвертого отказаться не смог. Из увертюры получилась сюита в десяти частях. До сих пор увертюра исполняется как самостоятельное произведение. Дирижер – Ж.Мартинон. Запись сделана на студии RCA в мае 1967 года.
Восемнадцать лет было Сергею Рахманинову, когда он сочинил Первый фортепианный концерт (дирижер – Ф.Райнер; солист – Байрон Дженис; студия RCA, март 1957 года), столько же – Рихарду Штраусу, когда он дописал Первый концерт для валторны с оркестром (дирижер – Д.Баренбойм; солист – Дэйв Клевенджер; студия Teldec, октябрь 1998 года). С Первой симфонией в девятнадцать лет окончил Петроградскую консерваторию (тогда она так называлась) Дмитрий Шостакович (дирижер – Л.Бернстайн; студия Deutsche Grammophon, июнь 1988 года). Первыми триумфами Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера стали юношеские оперы “Набукко” (третья в творчестве итальянского композитора, дирижер – Р.Мути; студия CSO Resound, июнь 2017 года) и “Риенци” (первая в списке великих опер немецкого композитора, дирижер – Д.Баренбойм; студия Teldec, январь 1999 года). Увертюры из этих произведений прозвучат в концерте.
Nota bene! Все подробности о концертах ЧСО – на сайте cso.org/home/.