18 и 23 мая, 7.30 pm; 19 мая, 1.30 pm; 20 мая, 8.00 pm. Во второй майской программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) под управлением музыкального руководителя маэстро Риккардо Мути — увертюра к опере “Тайный брак” Д.Чимарозы, Четвертый скрипичный концерт (солист — концертмейстер ЧСО Роберт Чен), Десятая (“Gran Partita”) серенада В.А.Моцарта.
“Тайный брак” — сорок девятая опера-буфф в огромном (шестьдесят пять названий!) наследии итальянского композитора Доменико Чимарозы (1749-1801). Он сочинил ее в 1792 году для императора Леопольда Второго после возвращения из России, где долгие годы был придворным композитором Екатерины Второй. Опера так понравилась императору, что он потребовал сыграть ее на бис. Это был самый продолжительный бис в истории музыки. На следующий год премьера оперы состоялась в Ла Скала.
Вернувшись из России, Чимароза Моцарта не застал. Композитор умер в декабре 1791 года. Как сказал как-то маэстро Мути, “каждый раз, обращаясь к великим именам, по-новому разгадываешь их загадки”. Моцарт — загадка не только для нас, потомков. Он был не особо понятен и своим современникам, в том числе близким родственникам. “У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины”, — написал ему в одном из писем отец и добавил, что Вольфганг “то слишком ленив, снисходителен, терпелив, то слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом”.
Четвертый скрипичный концерт — один из пяти концертов, написанных Моцартом в 1775 году в возрасте девятнадцати лет. Серенада “Gran Partita” — сочинение 1781 года.
Маэстро Мути знает и любит творчество Моцарта, часто дирижировал его операми. А еще маэстро любит приглашать на роли солистов “своих” — концертмейстеров ЧСО. В последних программах этого сезона на авансцену Симфонического центра выйдут концертмейстер оркестра Роберт Чен, концертмейстеры секций литавр и тубы Дэвид Херберт и Джин Покорны. Парад открывает Роберт Чен. Он родился в городе Тайпей на Тайване. Впервые взял в руки скрипку в возрасте семи лет. Когда ему было десять, семья эмигрировала в США и обосновалась в Лос-Анджелесе. Роберт занимался у Роберта Липсетта. Уже в двенадцать лет юный скрипач выступил в концерте с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром и участвовал в мастер-классе Яши Хейфеца. Выпускник Джульярдской школы (дипломы бакалавра и мастера) по классу профессоров Дороти Дилей и Масао Кавасаки. Лауреат Первой премии Международного конкурса скрипачей в Ганновере (Германия). В качестве приза на студии Berlin Klassics записал полное собрание скрипичных произведений П.Чайковского. На должность концертмейстера в ЧСО в 1999 году его пригласил тогдашний музыкальный руководитель Даниэль Баренбойм. В 2000 году музыкант впервые выступил на сцене Чикагского симфонического центра в качестве солиста. В 2003 году он стал первым исполнителем Скрипичного концерта Э.Картера. Чен солировал в мировой премьере сочинения Августы Ред Томас “Astral Canticle”, на первом исполнении оркестром Скрипичного концерта Д.Лигети и “Chain Two” В.Лютославского. Обязанности концертмейстера ЧСО Чен совмещает с сольной карьерой и педагогической деятельностью, являясь профессором университета имени Рузвельта. Свободное время предпочитает проводить в кругу семьи, с женой Лаурой и двумя детьми: Беатрис и Ноа. Двадцатилетняя Беатрис с этого сезона играет в секции альтов ЧСО.
Следующий выход Роберта Чена в качестве солиста намечен на будущий сезон. Он солирует в Скрипичном концерте ми мажор Иоганна Себастьяна Баха.
20 мая, 10.00 и 11.45 am. Концерты для самых маленьких из серии ”Однажды в Симфоническом центре” (CSO for Kids: Once Upon a Symphony). Музыканты ЧСО не просто исполняют, а разыгрывают сказку братьев Гримм “Эльфы и сапожник” (“The Elves and the Shoemaker”). Концерты состоятся в помещении Buntrock Hall.
21 мая, 3.00 pm. Сольный фортепианный концерт дебютирующего в Чикаго победителя XVII Международного конкурса пианистов имени Шопена (2015 год), пианиста из Южной Кореи Сенг Чжин Чо. В программе: Сюита ми мажор Г.Ф.Генделя, Чакона С.Губайдулиной, Гендель-вариации, Каприччио фа диез минор, си минор и до диез минор, Интермеццо си бемоль мажор И.Брамса, Симфонические этюды Р.Шумана.
Девяностодвухлетняя Софья Губайдулина — крупнейшая фигура современной музыки. Долгие годы ее музыку не исполняли, само ее имя было под запретом. Вот что она рассказывает о начале творческого пути: “В консерватории люди, подобные мне, подвергались очень серьезной критике. “Да, Губайдулина талантлива, но путь ее неправилен!” Так говорили Хачатурян, Шапорин, Кабалевский, слушая мои вещи. И не потому, что музыка какая-то особенная: им все равно было, как там что звучит. Просто в советском искусстве поддерживались те, кто отказался от собственной свободы. Рабы. А по моим глазам и делам было видно, что я не вхожу в клан “соглашателей”. Это раздражало. За это били. Однажды мой педагог Николай Пейко привел меня к Шостаковичу, чтобы я показала свою первую симфонию. Симфония была плохая. Но Шостакович ободрил и на прощание сказал: “Я вам желаю идти вашим “неправильным” путем”.
В 2016 году я говорил с руководителем программы “Beyond The Score” (была такая в Симфоническом центре), английским композитором и музыковедом Джерардом Макберни. Губайдулина говорила ему: “Мне было легче выживать, потому что я женщина. Чиновники от музыки всегда нападали на Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова больше, чем на меня. Хренников считал, что я сумасшедшая. С Альфредом и Эдисоном это был вопрос дисциплины. А со мной — что ж… Я ведь все равно не композитор, я — женщина”. О своей жизни в молодости вспоминала: “Было очень скучно, очень провинциально и очень страшно, но в каком-то странном смысле слова — свободнее. Мы никому не были интересны”. Губайдулина ни разу не изменила давнему напутствию Шостаковича и до сих пор продолжает идти своим “неправильным” путем.
22 мая, 7.00 pm. Открытая репетиция Civic Orchestra of Chicago. В программе: “Картинки с выставки” М.Мусоргского (аранжировка М.Равеля). Билеты бесплатные, требуется предварительная регистрация.
Аранжировки “Картинок…” для оркестра были сделаны несколькими композиторами. Наибольшей популярностью приобрела версия Мориса Равеля 1922 года.
“Картинками с выставки” Мусоргского Риккардо Мути дирижировал на своем первом концерте с ЧСО летом 1973 года на Музыкальном фестивале Равиния, впоследствии несколько раз включал это произведение в европейские и американские туры с оркестром. Последний раз — в туре по Северной Америке в январе-феврале и во Флориде и Канзас-Сити (штат Миссури) — в феврале-марте.
Начиная с 2010 года, маэстро Мути провел много открытых репетиций с Civic Orchestra. Дирижировал он и совместным концертом Civic и ЧСО в парке “Миллениум” в 2018 году.
Nota bene! Билеты на концерты сезона 2022-23 годов и абонементы на сезон 2023-24 годов Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты сезона 2023-24 годов появятся в продаже летом.