Кинообозрение

National Theatre at Home

National Theatre at Home
Взгляд из первого ряда

В последнее время ведущие театры мира открывают свои видеоархивы и приглашают зрителей посмотреть лучшие спектакли-балеты-оперы, не выходя из дома. Одним из первых так поступил Лондонский Национальный театр (National Theatre), причем, под вывеской этого театра можно посмотреть постановки других лондонских (и не только) театров. На Новый год в подарок от любимой племянницы я получил подписку на сайт www.ntathome.com/ и на собственном опыте испытал радость от встречи с прекрасным. Расскажу лишь о некоторых постановках.

Большое впечатление на меня произвел спектакль Национального театра “Комары” (“Mosquitoes”) по пьесе британского драматурга Люси Кирквуд в постановке Руфуса Норриса с Оливией Колман и Оливией Уильямс в главных ролях. В центре сюжета — история взаимоотношений двух сестер: исследователя электромагнитных явлений, деловой и независимой Элисс (О.Уильямс), и неверящей в науку и прогресс ее полной противоположности Дженни (О.Колман). На практически пустой сцене перед нами ставятся непростые вопросы о науке и вере, разворачиваются споры о рациональном и эмоциональном, а в результате спектакль превращается в трогательную семейную драму некоммуникабельности и одиночества.

Один из лучших британских спектаклей последних лет — “Все о Еве” (“All About Eve”) голландского режиссера Иво ван Хове с Джиллиан Андерсон в роли бродвейской звезды Марго Ченнинг и Евой Харрингтон в роли ее молодой и дерзкой соперницы Лили Джеймс (Noël Coward Theatre). Оммаж знаменитому фильму Джозефа Манкевича 1950 года с великой Бетт Дейвис получился убедительным. Яркая, выразительная режиссура с видеопроекциями (читай — увеличительным стеклом) на заднем плане позволяет укрупнить человеческие пороки, царящие в тени сияющих софитов: двуличность, предательство, интриги, жестокость… Постановка Sonia Friedman Productions. Моника Долан — исполнительница роли Карен Ричардс — стала лауреатом премии имени Оливье за лучшую женскую роль второго плана.

Инересными стали новые интерпретации пьес Генриха Ибсена “Гедда Габлер” (“Hedda Gabler”) с Рут Уилсон в главной роли (еще одна постановка Иво ван Хове) и Августа Стринберга “Джули” (“Julie” по пьесе “Мисс Джули”) в постановке Полли Стенхем с Ванессой Кирби в главной роли.

Замечательными мне показались спектакли самого молодого театра Лондона — Bridge Theatre, проект бывшего (с 2003 по 2015 годы) художественного руководителя Национального театра сэра Николаса Хайтнера и бывшего исполнительного директора того же театра Ника Старра. Bridge Theatre открылся 18 октября 2017 года спектаклем “Молодой Маркс” (“Young Marx”) по пьесе Ричарда Бина и Клайва Коулмана. Действие спектакля происходит в Лондоне в 1850 году. Марксу тридцать два года, его ищут по всей Европе, брак трещит по швам, у него нет денег, он живет в Сохо и дружит с Фридрихом Энгельсом. Маркс дурачится, бегает от полиции и между делом ведет серьезные разговоры о судьбах родины и будущем мира. Такого Маркса (и примкнувшего к нему Энгельса) вы еще не видели! В роли Маркса — известный театральный и киноактер Рори Киннир, исполнитель главных ролей в спектаклях Национального театра “Отелло” и “Трехгрошовая опера”.

Задержимся в Bridge Theatre и поговорим об одной из прошлогодних премьер театра — спектакле “Книга пыли” (“The Book of Dust”), первой части трилогии британского писателя-фантаста Филипа Пулмана “Прекрасная дикарка” (адаптация Бриони Лавери). Режиссер — сэр Николас Хайтнер. В ролях: Сэмюэл Криси, Элла Дакрес, Хезер Форстер, Наоми Фредерик, Аиша Даркер. В 2004 году в Национальном театре Николас Хайтнер уже ставил спектакль по книге Пулмана “Темные начала”. Через восемнадцать лет режиссер снова погружается в огромную вселенную добра и зла, чтобы рассказать предысторию девочки Лиры Белаквы, которой, согласно древнему пророчеству, суждено сыграть важнейшую роль в истории человечества. В центре сюжета — двенадцатилетний Малкольм (Сэмюэл Криси) и пятнадцатилетняя Элис (Элла Дакрес). Они спасают шестимесячную Лиру от темных сил и прячут в укромном месте. Взрослым доверять нельзя, только дети способны прорваться через тьму к звездам…

Не все спектакли однозначно хороши. Камерную и довольно скучную версию чеховской “Чайки” (“The Seagull”) предложила режиссер Аня Райс. Это почти читка пьесы, где все актеры располагаются на сцене и редко встают со своих стульев. В роли Нины Заречной — Эмилия Кларк, повелительница драконов Дейнерис из сериала “Игра престолов” (“Game of Thrones”, 2011-2019). Постановка A Jamie Lloyd Company.

Еще одна звезда “Игры престолов”, исполнитель роли Джона Сноу Кит Харингтон блистает в роли короля Генриха V (“Henry V”) в одноименной инсценировке шекспировской трагедии. Режиссер — Макс Вебстер. Постановка Donmar Warehouse.

На сайте www.ntathome.com есть рубрика “Most Popular”. В списке самых популярных спектаклей абсолютно заслуженно находится блестящая многофигурная дилогия “Ангелы в Америке” (“Angels in America”) по пьесе Тони Кушнера в постановке Марианны Эллиотт. В ролях: Эндрю Гарфилд, Рассел Тови, Натан Лейн, Джеймс Макардл, Дениз Гав. Спектакль состоит из двух частей (они шли в Национальном театре два вечера): “Ангелы в Америке: миллениум приближается” (“Angels in America Part One: Millennium Approaches”) и “Ангелы в Америке: перестройка” (“Angels in America Part Two: Perestroika”). Перед нами проходит история нескольких людей, живущих в Нью-Йорке в середине восьмидесятых, во время эпидемии СПИД. Спектакль построен необычно, сцены на нью-йоркских улицах, в офисах и больнице перемежаются с фантазиями и кошмарами отвергаемых обществом героев. Первая постановка состоялась на Бродвее в 1992 и 1993 годах, Тони Кушнер в 1993 году был удостоен Пулитцеровской премии. Спустя почти четверть века о пьесе вспомнили снова. К сожалению, она оказалась на редкость актуальной.

В списке самых популярных спектаклей — “Сон в летнюю ночь” (“A Midsummer Night’s Dream”) по пьесе У.Шекспира. Еще одна постановка Николаса Хайтнера в Bridge Theatre. В главных ролях: Титания/Ипполита — Гвендолин Кристи (женщина-рыцарь Бриенна Тарт из “Игры престолов”), Оберон/Тезей — Оливер Крис. Спектакль похож по стилю на постановки чикагского “Зазеркалья” (Lookingglass Theatre) — много акробатики, пантомимы, музыки…

На сайте www.ntathome.com не все спектакли, которые хотелось бы посмотреть. Например, нет “Леопольдштадта” (“Leopoldstadt”) — главного события театральной жизни последних двух лет, спектакля по последней пьесе Тома Стоппарда. Лондонская постановка перекочевала на Бродвей зимой 2023 года и получила четыре премии “Тони”-2023, в том числе за лучшие режиссуру (Патрик Марбер) и спектакль. (Я видел “Леопольдштадт” в Нью-Йорке и с нетерпением жду чикагской премьеры.) Нет одного из лучших спектаклей последнего десятилетия — “Франкенштейна” (“Frankenstein”) по пьесе Ника Дира, созданной по мотивам одноименного романа Мэри Шелли. Знаменитый кинохулиган, лауреат премии “Оскар” Дэнни Бойл создал абсолютно новое прочтение легенды о Франкенштейне. На сцене Национального театра впервые выступили любимые актеры Бойла (и миллионов зрителей) Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер. В один вечер Камбербэтч играл студента Виктора Франкенштейна, Миллер — созданное им Чудовище; на следующий день актеры менялись ролями… Я не нашел еще нескольких нашумевших названий, но того, что есть, вполне достаточно, чтобы иметь представление о лучших достижениях британского театра последнего десятилетия. Все подробности и оформление подписки — на сайте www.ntathome.com. А если вам хочется посмотреть спектакли на большом экране, то подробная информация о предстоящих показах, а также адреса участвующих в показах кинотеатров — здесь: www.ntlive.com.

Приятного просмотра!