Как обычно, в декабре чикагская танцевальная компания Балет Джоффри (Joffrey Ballet) представляет бессмертный балет П.Чайковского “Щелкунчик”. Ежегодная традиция новогоднего представления продолжается! Долгие годы “Щелкунчик” шел в хореографии основателя труппы, выдающегося балетмейстера XX века Роберта Джоффри. С 2016 года мы смотрим “Щелкунчика” в хореографии британского хореографа Кристофера Уилдона. Он пригласил в Чикаго звездную команду: художник-постановщик и дизайнер по костюмам — номинант на премию “Тони” Джулиан Крауч, куклы — лауреат премий Obie и Drama Desk Базил Твист, дизайнер по свету — лауреат премии “Тони” Наташа Катц, дизайнер по видеопроекциям — лауреат премии “Тони” Бен Перси. С 2021 года “Щелкунчик” идет на сцене Лирик-оперы Чикаго. Оркестром Лирик-оперы дирижирует музыкальный руководитель Балета Джоффри Скотт Спек.
Действие балета разворачивается в Чикаго во время Всемирной выставки 1893 года. Как известно, она была посвящена четырехсотлетию открытия Америки и в честь Христофора Колумба получила название Chicago Columbian Exposition. Мать Мэри — скульптор, она работает над одним из важнейших экспонатов, статуей Колумба. После неожиданного визита создателя выставки, таинственного Великого Импресарио, Мэри с Принцем отправляются в увлекательное путешествие по выставочным залам…
“Щелкунчик и Мышиный король” Эрнста Теодора Амадея Гофмана — самая знаменитая рождественская сказка. В ней главный герой, победив силы зла, уводит свою возлюбленную в благословенный Конфетенбург, в Пряничное село, где благоуханный и прекрасный Леденцовый луг, Апельсинный ручей, Лимонадная река, которая вливается в озеро Миндального молока, Цукатные рощи, Марципановый замок и, конечно, Рождественский лес. Об этой стране счастья Гофман вспоминал незадолго до своей смерти. На его могиле написано: “Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец”. Творчество Гофмана вдохновило на создание собственных произведений Л.Делиба, Р.Шумана, Ж.Оффенбаха и, конечно, Петра Ильича Чайковского. Первоначально предполагалось, что будет совместное оперно-балетное действо: опера ”Иоланта” и балет “Щелкунчик”. Идея принадлежала директору российских императорских театров Ивану Всеволожскому. Ему нужно было помпезное зрелище, и обязательно с участием иностранной примы-балерины — директор всея театральной Руси хорошо знал способы привлечения в театр зрителей.
Заказ дирекции императорских театров на “Иоланту” и “Щелкунчика” был сделан Чайковскому в январе 1891 года. Сюжет известной сказки Гофмана в переложении Дюма-сына знаменитый балетмейстер Мариус Петипа разработал несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище в Петербурге. Позже он разработал сценарий для Чайковского, создал балетмейстерский план будущего спектакля, но ставил его хореограф Лев Иванов, ранее поставивший второй акт ”Лебединого озера”. Идея совместить “Щелкунчик” с “Иолантой” провалилась — балет вышел независимо от оперы. Премьера “Щелкунчика” состоялась 18 декабря 1892 года. Спектакль был полон блистательных находок и сцен. Вот что писал о “Вальсе снежных хлопьев” известный русский критик А.Волынский: “Тут что ни деталь — то красота, что ни фигура, то — претворение музыкальной фразы в хореографический рисунок дивного совершенства”. (Газета “Биржевые ведомости”, 15 ноября 1913 года.)
Судьба “Щелкунчика” была противоречивой: успех у публики и страшная ругань критики. Еще бы: партитура балета оказалась сложнее партитур “Лебединого озера” и “Спящей красавицы” и взрывала балетные каноны того времени. Спектакль Иванова оставался в репертуаре Мариинского театра почти без перерывов около тридцати лет. Потом он на какое-то время исчез и снова появился в обновленном виде в хореографии Федора Лопухова. В Большом театре “Щелкунчик” шел в хореографии Александра Горского, и это был совершенно другой спектакль. Горский не включил в спектакль фею Драже и принца Коклюша, и с тех пор эти персонажи больше не появлялись в “Щелкунчике”. В шестидесятых годах XX века к “Щелкунчику” обращались Григорович, Бельский, Чернышев. В 1982 году внимание балетного мира привлек “Щелкунчик” в хореографии Валентина Елизарьева в Белорусском театре оперы и балета. В спектакле Сиднейского балета Мышиный король стал красноармейцем на броневике, в Красноярском оперном театре в Принца превращался не уродливая кукла-щелкунчик, а старый волшебник Дроссельмейер, а в Лондоне придумали, что весь балет – и вовсе плод воображения русской балерины-эмигрантки. Сюрреалистического “Щелкунчика” поставил в Мариинском театре художник и скульптор Михаил Шемякин, а на сцене Датского королевского балета авангардного “Щелкунчика” показал главный приглашенный хореограф Aмериканского балетного театра Алексей Ратманский. На сегодняшний день “Щелкунчик” остается одним из самых популярных балетов мира.
Английский хореограф Кристофер Уилдон всю жизнь связан с балетной труппой Ковент-Гарден. С одиннадцати до восемнадцати лет он учился в Школе при Ковент-Гарден, с 1991 по 1993 год танцевал в труппе театра, затем неоднократно (с 1996 года) возвращался на эту сцену в качестве балетмейстера, в настоящее время является членом труппы лондонского театра. В 2011 году Уилдон поставил в Ковент-Гарден балет “Приключения Алисы в стране чудес” на музыку английского композитора Джоби Талбота. В 2007 году в Большом театре Уилдон поставил одноактный балет “Misericordes” — “Милосердный” или “Сострадающий”. На состоявшейся в Москве 26 мая 2016 года церемонии вручения премии “Benois de la Danse” триумфатором стал балет Уилдона “Зимняя сказка” (“The Winter’s Tale”) на музыку Талбота. Уилдон стал лучшим хореографом, Талбот — лучшим композитором, исполнитель главной партии Эдуард Уотсон — лучшим танцовщиком.
В 2012 году в Ковент-Гарден на вечере одноактных балетов мне посчастливилось посмотреть композицию Уилдона “Aeternum” на музыку Б.Бриттена. Название можно перевести как “Навечно” или “Навсегда”. (Уилдон любит латинские названия.)
Балет получился под стать музыке: напряженным, эмоциональным, нервным. В балете царствовала Смерть. Люди не властны сопротивляться неизбежному и изменить судьбу — говорил своим балетом Уилдон.
В Чикаго работы Уилдона хорошо известны. Именно ему принадлежит новая версия “Лебединого озера”, поставленная в Балете Джоффри осенью 2015 года. В феврале 2017 года Уилдон поставил для Балета Джоффри “Рай дураков” (“Fool’s Paradise”) — первый балет созданной Уилдоном компании Morphoses. В балете звучит музыка все того же Талбота (любимого композитора Уилдона). На темную сцену один за другим выходили солисты, исполняли сольные танцы, дуэты, трио. Тела танцоров образовывали серию живых скульптур, а выхваченные из мрака “мерцающие лепестки” тел-душ создавали незабываемый визуальный эффект.
Бродвейский дебют Уилдона состоялся в апреле 2015 года с мюзиклом Джорджа и Айры Гершвинов “Американец в Париже”. Уилдон был хореографом и режиссером-постановщиком. Спектакль стал его первым обращением к мюзиклу и первым опытом работы в жанре ремейка. “Американец в Париже” стал главной сенсацией 2015 года. Спектакль получил четыре премии “Тони“, в том числе — за лучшие работы хореографа и художника-постановщика (сценография и костюмы Боба Кроули); четыре Drama Desk Awards, Drama League Award за лучший мюзикл, четыре Outer Critics Circle Awards, другие награды. Летом 2017 года мюзикл демонстрировался в Чикаго.
По договоренности с Департаментом культуры при мэрии Чикаго отдельные сцены “Щелкунчика” демонстрируются с 19 ноября по 30 декабря в 7.30 и 8.00 pm на огромной стене Art on the Mart (from the “Jetty” section of the Chicago Riverwalk on Wacker Drive between Wells Street and Franklin Street). Все подробности — на сайте artonthemart.com/programming.
Nota bene! “Щелкунчик” Балета Джоффри идет с 3 по 27 декабря в помещении Лирик-оперы Чикаго (Lyric Opera House). Билеты — по телефону 312-386-8905, на сайте Joffrey.org/Nutcracker или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Об истории и сегодняшнем дне Балета Джоффри читайте на сайте компании www.joffrey.org.