Знакомьтесь: новый руководитель Grant Park Music Festival

О маэстро Джанкарло Герреро

Джанкарло Герреро дирижирует Оркестром Грант-парка. Чикаго, июль 2024 года. Фото - Чарльз Осгуд
Джанкарло Герреро дирижирует Оркестром Грант-парка. Чикаго, июль 2024 года. Фото - Чарльз Осгуд

С 1 октября новым художественным руководителем и главным дирижером Grant Park Music Festival (Чикаго) является Джанкарло Герреро. Он приступил к своим обязанностям и будет готовить десятинедельную программу фестиваля 2025 года, о которой станет известно в январе. Маэстро будет дирижировать Симфоническим оркестром Грант-парка четыре недели. Герреро — восьмой руководитель Grant Park Music Festival за его более чем девяностолетнюю историю. Он сменит Карлоса Кальмара, руководившего фестивалем на протяжении двадцати пяти лет. Маэстро Кальмар остается дирижером-лауреатом.

Несколько слов о новом руководителе. Джанкарло Герреро родился в Никарагуа. В ранние годы с родителями эмигрировал в Коста-Рику, где присоединился к молодежному симфоническому оркестру. Начинал карьеру в качестве перкуссиониста, потом перешел на дирижирование. Учился в Baylor University (штат Техас) и Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс). Музыкальный руководитель Вроцлавского филармонического оркестра (2017-2024), бывший главный приглашенный дирижер оркестра Гульбенкяна в Лиссабоне, в 2009-2024 годах — седьмой музыкальный руководитель Симфонического оркестра Нэшвилла (штат Теннесси). С 2025-26 года — музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сарасоты (Sarasota Orchestra).

Герреро — лауреат шести (!) премий “Грэмми” (при тринадцати номинациях), в том числе — за лучший концерт оркестра (Daugherty: Metropolis Symphony; Deus Ex Machina) в 2011 году и лучшее инструментальное соло (Schwantner: Concerto for Percussion; Orchestra) в 2012 году (Герреро дирижировал оркестром Нэшвилла, солист — Кристофер Лэмб). Благодаря усилиям Герреро Нэшвилл превратился в американскую столицу современной академической музыки. Вместе с композитором Аароном Джей Кернисом он создал при Симфоническом оркестре Нэшвилла “Лабораторию по производству музыки” (Composer Lab & Workshop). Результаты не заставили себя долго ждать. Только за последние годы Симфонический оркестр Нэшвилла исполнил премьеры девяти симфонических произведений, включая “All Things Majestic” Дженнифер Хигдон (премия “Грэмми” за лучшую запись) и Четвертую (“Heichalos”) симфонию Джонатана Лешноффа. Это сочинение создано специально для группы Violins of Hopeinitiative, которая использует инструменты, чудом сохранившиеся в нацистских концлагерях. Всего с Оркестром Нэшвилла Герреро выпустил двадцать два альбома!

Дирижерский дебют Герреро в Чикаго состоялся летом 2014 года на Grant Park Music Festival. С Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) он выступил впервые в мае 2019 года в программе южноамериканской и испанской музыки. В январе 2020 года маэстро Герреро вернулся в Чикаго с Вроцлавским филармоническим оркестром. Это было второе в истории американское турне польского оркестра. Мы услышали Симфонические вариации В.Лютославского, Третий фортепианный концерт Б.Бартока (солист — Петр Андершевский), Первую симфонию И.Брамса. В этом году мы встречались с маэстро Герреро в апреле на первых в Чикаго совместных концертах ЧСО и Джазового оркестра при Линкольн-центре, а также в июле на Grant Park Music Festival. Он дирижировал двумя программами. В одной прозвучали пьеса “1920/2019” Джоан Тауэр и Пятая симфония Д.Шостаковича, в другой — пьеса “You have reached the city limits” (мировая премьера) Джеймса Стивенсона, Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист — канадский пианист и композитор Стюарт Гудиер), Реквием Мориса Дюрюфле.

Джанкарло Герреро. Фото - Норман Тимонера
Джанкарло Герреро. Фото — Норман Тимонера

Герреро пятьдесят пять лет. У него жена и две дочери. Семья живет в пригороде Нэшвилла, городке Брентвуд.

Оркестр Грант-парка был создан в 1943 году. Его первым музыкальным руководителем (с 1945 по 1956 год) и главным дирижером стал ученик Н.Римского-Корсакова, А.Глазунова и А.Лядова, музыкальный деятель, дирижер и педагог Николай Андреевич Малько. Он провел с оркестром самые трудные годы становления, оставив в истории коллектива заметный “русский след”. (Может быть, отсюда неизменный интерес оркестра к русской классической музыке?!) Заинтересовавшись биографией этого музыканта, я нашел в ней немало любопытных фактов. В 1909 году Малько стал дирижером балета Мариинского театра. Последние годы перед Октябрьским переворотом он играл важнейшую роль в столичной музыкальной жизни, являясь главным дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества. Тем не менее неожиданно для многих после октября 1917 года Малько стал поддерживать большевиков и из-за этого даже имел конфликты с некоторыми музыкантами. Дирижер работал в Госконцерте, организовывал концерты в Доме Красной армии. В 1925 году Малько переехал в Ленинград. В том же году он стал главным дирижером Ленинградской филармонии, в 1927 году — директором филармонии. 12 мая 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии прошел исторический концерт, на котором оркестр под управлением Малько впервые исполнил Первую симфонию девятнадцатилетнего Д.Шостаковича. Спустя год там же состоялась мировая премьера Второй симфонии композитора. За дирижерским пультом вновь стоял Николай Малько. В 1928 году дирижер выехал на гастроли в Вену и… в Россию больше не вернулся. Какое-то время он жил в Вене, затем в Праге, а с 1930 года обосновался в Копенгагене, где дирижировал симфоническим оркестром радио. По приглашению Сергея Кусевицкого Малько гастролировал в Америке. В Нью-Йорке он встретился с Бенни Гудманом, и, как свидетельствуют биографы, великий джазист взял у дирижера несколько уроков. В 1940 году, спасаясь от фашизма, Николай Малько окончательно уезжает в Америку. Начинается чикагский период в творчестве дирижера. Он дирижирует лучшими американскими оркестрами, читает лекции в колледже Миллс в Калифорнии и университете De Paul в Чикаго, руководит оркестром Грант-парка. Так биография одного из самых заметных представителей русской музыкальной школы на долгие годы непосредственным образом оказалась связанной с Чикаго. С 1946 года Малько — гражданин США. В 1957 году Николай Андреевич вновь круто меняет свою судьбу и переезжает в Австралию, где становится дирижером симфонического оркестра в Сиднее. Малько умер в 1961 году. С 1963 года в Копенгагене проводится Международный конкурс дирижеров его имени.

В разное время Оркестром Грант-парка руководили такие известные дирижеры, как Леонард Слаткин (впоследствии — музыкальный руководитель Детройтского симфонического оркестра и Национального оркестра Лиона во Франции), Дэвид Зинман (впоследствии — музыкальный руководитель симфонического оркестра “Tonhalle” в Цюрихе), Зденек Макаль (впоследствии — главный дирижер Чешского симфонического оркестра, умер в 2023 году в возрасте восьмидесяти семи лет).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*