Лирик-опера Чикаго объявила имя нового музыкального руководителя. Им стал итальянский маэстро Энрике Маццола, который в эти дни начинает репетиции новой постановки “Луизы Миллер” Дж.Верди. С 12 сентября он является ”новым избранным” дирижером (не нашел подходящего русского эквивалента для выражения ”Music Director Designate”). В полном объеме к своим обязанностям Маццола приступит в сезоне 2021-22 годов.
Что мы знаем о Маццоле? Ему пятьдесят один год. Он родился в Барселоне, вырос в Милане и считает себя “настоящим итальянцем”. Его мать – балерина, танцевала в барселонском театре Лисео. В детстве Энрике играл на скрипке, фортепиано и пел в детском хоре Ла Скала. Окончил Миланскую консерваторию по классам дирижирования и композиции. С 1999 до 2003 года возглавлял Международный фестиваль искусств в Монтепульчано (Италия). С сезона 2012-13 годов до последнего времени был главным дирижером Национального оркестра Иль-де-Франс (Франция), с сезона 2018-19 годов – главный приглашенный дирижер Немецкой оперы Берлина. Считается специалистом по операм bel canto и раннему Верди. Дирижировал мировыми премьерами опер ”Изабелла” Ацио Корги (Оперный фестиваль Россини, 1998 год), ”Процесс” Альберто Коллы (Ла Скала, 2001 год), ”Медуза” Арнальдо де Феличе (Баварская государственная опера, 2005 год), ”Голый король” Луки Ломбарди по одноименной пьесе Евгения Шварца (Оперный театр Рима, 2009 год). Выступает на лучших оперных сценах и крупнейших музыкальных фестивалях Европы и мира. Только в этом году он дирижировал в Метрополитен-опере (“Дочь полка” Г.Доницетти), на фестивале в Брегенце (“Риголетто” Дж.Верди) и в августе дебютировал на Зальцбургском фестивале (“Орфей в аду” Ж.Оффенбаха с Венским филармоническим оркестром, режиссер – Барри Коски). На сезон 2019-20 годов у Маццолы намечены оперы “Дон Паскуале” Г.Доницетти в Цюрихской опере (новая постановка), “Плоэрмельский праздник”Дж.Мейербера (Немецкая опера Берлина), “Любовный напиток” Г.Доницетти (Оперный театр в Глайндборне), концерты с Симфоническим оркестром Квебека, Венским симфоническим оркестром (в зале Музикферайн и на фестивале в Брегенце), Тайваньским филармоническим оркестром, симфонические концерты с оркестрами в Германии. В планах дирижера – работа с Лондонским филармоническим оркестром.
Американские ангажементы дирижера начались с Чикаго, и к Чикаго у него отношение особое. Маццола выступал в Лирик-опере дважды: в “Лючии ди Ламмермур” Г.Доницетти (сезон 2016-17 годов) и “Пуританах” В.Беллини (сезон 2017-18 годов). По его словам, он почувствовал к Чикаго “любовь с первого взгляда” (“amore a prima vista”). Он любит гулять по городу, заходить в рестораны (особо отметил, что обожает чикагскую пиццу), осматривать достопримечательности: “Я видел все, что смотрят туристы: центр города, китайский квартал, то, что осталось от “Маленькой Италии”; ездил на архитектурную экскурсию, ходил в Художественный институт, слушал Чикагский симфонический оркестр, сидел в нескольких барах на крышах домов после спектаклей… Когда я приезжаю в Чикаго, я снимаю квартиру и на полтора месяца становлюсь гражданином города, живу настоящей жизнью этого города. Дни между выступлениями идеальны, чтобы ходить, чувствовать, видеть и наслаждаться Чикаго. Чикагцы готовы слушать, объяснять, показывать, сопровождать…”.
Маццола описывает Лирик-оперу, как “оперный театр, где всех артистов тепло встречают, где сразу чувствуешь себя комфортно, где достаточно времени для репетиций и выражения художественных идей”: “Я нашел в Чикаго внимательную и подготовленную публику, фантастический оркестр и хор”. На пресс-конференции Маццола сказал, что планирует переехать в Чикаго и в следующем году займется поиском жилья.
На сайте ria.ru я узнал некоторые подробности личной жизни Маццолы. Его жену зовут Ольга. Она из Минска. Энрике познакомился с ней в аэропорту. “Наши рейсы задержали, и мы вместе пошли пить бесплатные напитки, разговорились, обменялись адресами… Потом стали переписываться, и я начал потихоньку ухаживать за ней, посылать цветы.” Дирижер признался, что им очень хотелось встретиться, но мешали сложности с получением виз. “Чтобы избежать визовых проблем, я предложил встретиться в Вильнюсе. Именно в Литве и начался наш роман, и сейчас я не могу ни дня без нее провести.”
Маццола – третий музыкальный руководитель Лирик-оперы. Этот пост был введен в 1964 году для итальянского дирижера Бруно Бартолетти. Он занимал его до выхода на пенсию в 1999 году. Тогда же музыкальным руководителем театра стал сэр Эндрю Дэвис. В конце сезона 2020-21 годов он завершает свою работу на этом посту, оставаясь в будущем приглашенным дирижером. Объявления следующего сезона еще не было, но директор Лирик-оперы Энтони Фрейд сказал, что в сезоне 2020-21 годов сэр Эндрю будет дирижировать североамериканской премьерой оперы британского композитора Джорджа Бенджамина “Уроки любви и жестокости”. Мировая премьера оперы состоялась 10 мая 2018 года в Ковент-Гарден. В планах Дэвиса – еще две оперы: “Похождения повесы” И.Стравинского (единственная “полноформатная” англоязычная опера русского композитора, которая сегодня исполняется крайне редко, добралась до Чикаго – по-моему, абсолютная сенсация, которая, к сожалению, прошла незамеченной) и “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта (с этой оперой в 1987 году сэр Эндрю дебютировал в Чикаго).
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2019-20 годов – на сайте Лирик-оперы http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244 или в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.