Продолжается девяносто третий сезон Goodman Theatre (Чикаго). В эти дни на большой сцене театра (Albert Theatre) идет спектакль “Зимняя сказка” (“The Winter’s Tale”) по пьесе Уильяма Шекспира. Режиссер — художественный руководитель театра Роберт Фоллс. В ролях: Кейт Фрай (Гермиона), Дэн Донохью (Леонт), Кристиана Кларк (Паулина), Аманда Дринкалл (Эмилия), Генри Годинес (Камилло).
Роберт Фоллс любит возвращаться к любимым именам и пьесам. Что касается его инсценировок сочинений великого Барда, то мы помним знаменитые возобновления “Короля Лира” (“King Lear”, 2006 год) со Стейси Кичем в главной роли и спектакля “Мера за меру” (“Measure for Measure”, 2013 год). На этот раз режиссер решил вернуться к сказке о ревнивом короле Леонте и его несчастной жене Гермионе.
Шекспировед А.Аникст называет ”Зимнюю сказку” поэтической симфонией и добавляет: ”Только исходя из такого понимания пьесы, можно преодолеть трудности постановки ее в современном театре, ибо попытка понять пьесу как реалистическую драму неизбежно приведет к художественной неудаче.
Сказка, поэма, симфония — только через эти понятия раскрывается нам сущность шекспировской пьесы, иначе она покажется произведением не только странным, но и просто плохим. Лишь забыв, что Шекспир реалист, поймем мы то реальное и жизненное содержание, которое было им вложено в это причудливое создание его художественной фантазии”. Именно как сказку трактует пьесу Роберт Фоллс. Как написала недавно газета Chicago Tribune: “Ни один современный американский режиссер не способен сделать так, чтобы классические пьесы звучали с такой степенью свежей непочтительности, как это бывает в случае с Фоллсом”. В общем, перед нами — “непочтительная сказка”, а это значит — настоящий Театр!
Последний раз в Чикаго мы видели “Зимнюю сказку” в постановке лондонского театра Cheek by Jowl (режиссер — Деклан Доннеллан). Спектакль шел в декабре 2016 года в рамках фестиваля Shakespeare 400 Chicago.
Сезон завершится новой постановкой легендарного американского мюзикла Мередит Уилсон “Продавец музыки” (“The Music Man”) в постановке Мэри Зиммерман (29 июня — 4 августа 2019 года, Albert Theatre).
Недавно был объявлен новый, девяносто четвертый сезон Goodman Theatre и тридцать третий сезон Роберта Фоллса в качестве художественного руководителя. Слоган сезона — “Театр, который меняется” (Theater That Moves). В планах театра — три мировые премьеры, четыре чикагские премьеры и возобновление одной знаменитой постановки.
“Dana H.“ по пьесе Лукаса Хната (6 сентября — 6 октября, малая сцена — Owen Theatre, мировая премьера, совместно с Center Theatre Group). Режиссер — Лес Уотерс.
Дана Хиггинботом — капеллан психоневрологического отделения. Там она встретила пациента — бывшего заключенного. Дана попала в ловушку и пять месяцев была в плену у этого человека. Они переезжали из одного мотеля Флориды в другой. Дана была дезориентирована, испугана, потрясена… Прошло время, и женщина рассказала эту страшную историю сыну — драматургу Лукасу Хнату. Дана сказала Лукасу: “Я хочу снова стать частью мира”. После таких слов Лукас понял, что ему надо написать пьесу.
Имя Лукаса Хната в Чикаго знают. В сезоне 2014-15 годов Lookingglass Theatre показывал спектакль “Смертельный налог” (“Death Tax”). Главная героиня – женщина преклонных лет — слабеет, ее здоровье ухудшается. Будучи маниакально мнительной, она убеждена, что ее дочь платит медсестре, чтобы “подтолкнуть” мать в могилу до принятия нового налога на недвижимость. Героиня предлагает медсестре сделку, но уже по ее правилам… В том же сезоне еще одну пьесу Хната “Глаз Исаака” (“Isaac’s Eye”) впервые на Среднем Западе показал Writers Theatre. В центре пьесы – эпизоды из жизни Исаака Ньютона, в частности – история его взаимоотношений с выдающимся ученым того времени Робертом Гуком. В сезоне 2016-17 годов Steppenwolf Theatre представил чикагскую премьеру спектакля “Христиане” (“The Christians”). О религии не так часто говорится сегодня в театре. Слишком интимная тема, слишком тонкие чувства затрагивает… Хнат разорвал невидимую зону молчания, и зрители оказались в прямом значении этого слова в церкви с живым хором. Разговор в спектакле шел о вере, ее границах и возможностях, о том, что делать, если сомневаются не только прихожане, но и — о, ужас! — сам пастор…
Пьесы Лукаса Хната критики называют “черными” комедиями: увлекательными и провокационными. Драматург вырос в Орландо, закончил факультет драматургии Нью-Йоркского университета. С 2011 года — резидент-драматург компании “New Dramatists”. Член Ensemble Studio Theatre (Нью-Йорк). Газета “The New York Times” называет Хната одним из ярчайших голосов своего поколения. В его активе — пьесы об Уолте Диснее (“A Public Reading of an Unproduced Screenplay About the Death of Walt Disney”) и Анне Николь Смит (“The Courtship of Anna Nicole Smith”). Весной 2016 года на сцене Victory Gardens Theatre шел спектакль по пьесе Хната “Хиллари и Клинтон”, так что в этой галерее образов появилась чета, похожая на Хиллари и Билла Клинтонов.
Совсем недавно, зимой 2019 года, Steppenwolf Theatre представил премьеру новой пьесы Хната “Кукольный дом, часть 2” (“A Doll’s House, Part 2”) — фантазии автора на темы классической пьесы Генриха Ибсена.
“Bernhardt/Hamlet” по пьесе Терезы Ребек (14 сентября — 20 октября, Albert Theatre, премьера в Чикаго). Режиссер — Донна Феоре.
…Ее любовник, французский поэт Эдмон Ростан, как-то сказал: “Приятно раздеть мужчину и найти внутри женщину”. Сара Бернар была самой знаменитой и, по мнению многих, самой лучшей актрисой XIX века. Для нее писали пьесы, ставили спектакли, устраивали гастроли. Но даже ей было тяжело пробить стену гендерного неравенства. В пьесе Терезы Ребек рассматривается один яркий пример из жизни первой леди театра — ее решение в 1899 году сыграть роль Гамлета. Критики возмущались, коллеги недоумевали, но Сара Бернар была неумолима: несмотря ни на что она сыграет главную роль мирового театрального репертуара!.. После бродвейской премьеры спектакля “Бернар/Гамлет” критик The New York Times писал, что это “настолько умная комедия, что она поднимает настроение, и настолько своевременная, что причиняет боль”. Goodman Theatre представляет первую постановку пьесы после премьеры на Бродвее в прошлом году.
“Roe” по пьесе Лизы Лумер (18 января — 23 февраля 2020 года, Albert Theatre, премьера в Чикаго). Режиссер — Ванесса Сталлинг.
Спектакль расскажет о деле Нормы Маккорви, в результате которого появилось решение Верховного суда США о законности абортов. В сентябре 1969 года Норма обнаружила, что беременна. Она не хотела ребенка, но по законам штата Техас аборт был возможен только в случае изнасилования или инцеста. Норма пыталась сказать про изнасилование, но доказать ей это не удалось. Сделать незаконный аборт тоже не получилось — врача арестовала полиция. В начале 1970 года адвокаты Нормы — Линда Коффи и Сара Веддингтон — подали иск к штату Техас. В иске Норма Маккорви фигурировала под псевдонимом Джейн Роу. Окружной суд вынес решение в пользу Маккорви по существу дела, но отказал в наложении запрета на соответствующие законы. Дело дошло до Верховного суда. На момент рассмотрения истица уже родила. Казалось бы, конфликт исчерпан. Однако суд сделал исключение, основываясь на возможности возникновения аналогичной ситуации. Суд постановил, что женщина имеет право прерывать беременность по собственному желанию до тех пор, пока плод не станет жизнеспособным. Примерным сроком достижения автономности является 7 месяцев (28 недель). “Мы сделаем это ради других женщин”, — заявила Норма в 1970 году и начала казавшуюся безнадежной борьбу. Спустя три года ее усилия увенчались успехом.
“Graveyard Shift“ по пьесе Корд Аррингтон Татл (7 февраля — 8 марта 2020 года, Owen Theatre, мировая премьера). Режиссер — Даня Таймор.
История молодой семьи в мире, полном насилия и страха.
“Molly Sweeney“ по пьесе Брайена Фрила (7 марта — 12 апреля 2020 года, Albert Theatre). Режиссер — Роберт Фоллс.
Монолог — любимая форма ирландского драматурга Брайена Фрила. В форме четырех монологов построена пьеса “Целитель верой” (“Faith Healer”) о человеке по имени Фрэнк Харди, который делает чудеса, исцеляя людей верой. Я видел этот спектакль в сезоне 2013-14 годов в The Den Theatre в постановке Джея Салливана. В форме монологов построена и пьеса “Молли Суини”. В ней Фрил раскрывает неожиданные последствия медицинского чуда. Молли Суини родилась с врожденным дефектом зрения. Узнав о возможности лечения, она соглашается на процедуру, которая восстановит ее зрение. Но кому принесет эта процедура больше пользы — ей, ее честолюбивому супругу или доктору?..
В Малом драматическом театре Санкт-Петербурга “Молли Суини” идет в постановке Льва Додина, а в Чикаго мы увидим еще одно возобновление фоллсовского спектакля, когда-то пережившего большой успех. Режиссер с теплотой отзывается о Фриле. Он называет драматурга “ирландским Чеховым”, а “Молли Суини” — одной из лучших пьес современности. После премьеры газета The New York Times писала о постановке, как об “удивительной, глубоко волнующей медитации, полной отчаяния и надежды”.
“School Girls; Or, the African Mean Girls“ по пьесе Джойселин Био (27 марта — 26 апреля 2020 года, Owen Theatre, премьера в Чикаго). Режиссер — Лили-Энн Браун.
Жизнерадостная комедия о том, как ученица школы в Гане нацелилась выиграть конкурс “Мисс Вселенная”, недавно была поставлена на офф-Бродвее и получила отличные отзывы критиков.
“American Mariachi“ по пьесе Хозе Круза Гонсалеса (25 апреля — 31 мая 2020 года, Albert Theatre, совместная постановка с Dallas Theater Center, премьера в Чикаго). Режиссер — Генри Годинес.
Луча проводит дни, заботясь о больной матери. Она хочет заставить ее забыть о болезни и открывает семейный альбом семидесятых. Постепенно они с двоюродной сестрой приходят к идее создать женскую группу мариачи. Как сказал один из персонажей пьесы: “Женщины и мариачи? Время пришло!”.. Эта наполненная музыкой мариачи история показывает, на что способна любовь.
“The Outsiders“ Джастина Ливайна, рок-дуэта Jamestown Revival и Адама Реппа (20 июня — 2 августа 2020 года, Albert Theatre, мировая премьера). Режиссер — номинант на премию “Тони” Лисл Томми.
Центральное событие сезона — премьера мюзикла, основанного на романе С.Э.Хинтона и одноименном фильме 1983 года Фрэнсиса Форда Копполы (в русском переводе – “Изгои”). Действие спектакля происходит в 1967 году в городе Талса (штат Оклахома), где противостоят друг другу две банды подростков. Их объединяют ожесточенные сердца, больные души и романтические мечты, а разделяет социальное неравенство. На севере, в бедной части города, царят “Бриолинщики”, в южной, богатой — “Тузы”. Друзья-северяне Понибой и Джонни посмели познакомиться с девушками с юга, парни из “Тузов” подловили отважных смельчаков, в драке Джонни убил нападавшего. Теперь друзьям нельзя появляться ни на севере, ни на юге. За ними охотится полиция, и они бегут из города…
С 23 октября до 7 ноября 2019 года в Goodman Theatre пройдет XVI Фестиваль современной драматургии (New Stages Festival, Owen Theatre), на котором будут представлены новые пьесы (одни – в развитии, другие – в формате сценической читки). Все мероприятия фестиваля бесплатные.
Фестиваль современной драматургии открылся в 2004 году и за эти годы превратился для молодых авторов в место для поисков, экспериментов и новых идей. Пять пьес текущего сезона (“We’re Only Alive for A Short Amount of Time“, “How to Catch Creation“, “Lady in Denmark“, “Twilight Bowl“, “Lottery Day“) и пьеса будущего сезона “Graveyard Shift“ впервые прозвучали именно на этом фестивале.
Сорок второй год подряд театр ставит полюбившуюся нескольким поколениям “Рождественскую сказку” (“A Christmas Carol”) по рождественской повести Ч.Диккенса (16 ноября — 29 декабря 2019 года, Albert Theatre). Адаптация романа сделана Томом Кримером.
Театральный рассказ о счастливом перерождении “старого греховодника и скволыги“ Скруджа, умевшего “выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать”, в “хорошего и пушистого” джентльмена получился по-хорошему традиционным. Спектакль приобрел огромную популярность в Чикаго, за сорок лет его посетили около полутора миллионов человек. Среди зрителей наверняка есть уже дети тех, кто видел его в прошлом. Спектакль ставили восемь режиссеров (в этом году седьмой раз – заместитель художественного руководителя театра Генри Вишкампер), роль Эбенезера Скруджа в молодости исполняли тридцать два мальчика, роль взрослого Скруджа – восемь актеров. В ноябре-декабре 2019 года роль Скруджа в двенадцатый (!) раз сыграет один из лучших чикагских (и не только) актеров Ларри Яндо.
Nota bene! Билеты на спектакли сезона 2018-19 годов и абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать по телефону 312-443-3800, факсу 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org/ или в кассе Goodman Theatre по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Каждый день в 10.00 am на сайте театра возможна продажа билетов на вечерний спектакль на балкон со скидкой в 50% (Half-price day-of-performance mezzanine tickets, промо-код — MEZZTIX). Для студентов цена билета — $10 (максимальное количество билетов в одни руки — 4, промо-код 10TIX, требуется студенческое удостоверение). Скидки на групповые заказы (10+) — по телефону 312-443-3820 или по электронной почте Groups@GoodmanTheatre.org. В кассе и на сайте театра продаются подарочные сертификаты. Одиночные билеты на спектакли сезона 2019-20 годов поступят в продажу в августе.