Ирина Ландер
Любите ли вы театр, – спрошу я читательскую аудиторию словами русского критика Виссариона Белинского, и перефразирую – любите ли вы театр, как его любит Вячеслав Каганович? Ответ очевиден. Не было бы иначе русского репертуарного театра “Атриум” в Чикаго, инициатором создания и одним из руководителей которого он был более 10 лет.
Не было бы его актерских работ в спектаклях “Поминальная молитва”, “Ужин дураков”, “Айдонт андерстенд”, “Мой Горин”, “Шагал. Цвет любви” и других. Ему все мало. И вот уже почти десятилетие он основатель и руководитель театра-студии “By the way”, т.е. театра-студии “Между прочим”.
А что это такое “Между прочим”? Применительно к Вячеславу Кагановичу я знаю. Потому что любая театральная деятельность осуществляется им между прочими важными делами, такими, например, как основная высококвалифицированная работа инженера, заботы мужа и отца семейства, вещание с авторскими программами на радио, устроительство концертов и прочие мелочи. Так вот ведь и этого ему мало! Решил, между прочим, выступить в качестве режиссера. Решил и выступил. Да еще какую пьесу подобрал! “Восемь любящих женщин” французского автора Робера Тома. Задача не из легких – как сделать так, чтобы восемь женщин оказались любящими не только в названии спектакля, но и любящими в жизни – любящими искусство, сцену, свои роли, режиссера, друг друга, наконец. Ведь иначе нет спектакля.
И вот спектакль состоялся. Вопреки ли, потому ли, но 30 и 31 марта этого года изрядно соскучившиеся по живому человеческому общению, предлагаемому в театральных обстоятельствах, зрители имели возможность созерцать плод этой любви. И плод, между прочим, весьма симпатичный. Он зрел, как человек, 9 месяцев, и родился в назначенный срок. Теперь возьмите за основу, что театр народный и все участницы спектакля всего лишь любители. Для них это тоже “by the way” – между прочим, семьи, дети, внуки и, между прочим, основная работа, что, как мы знаем в нашей американской жизни, совсем не между прочим. А тут еще вечерние репетиции несколько раз в неделю, читки, разбор текста и вся эта нелегкая закулисная работа ради одного – создать ощущение легкости у зрителя.
И вот, наконец, премьера. Настоящие декорации, костюмы, интересное звуковое оформление, слаженная игра, а главное – желание. Чтобы все было по-настоящему – и роли, и интрига, и дверь на возвышенности посередине сцены, дверь, в которую периодически по ходу спектакля заглядывают героини в исполнении Ирины Кесельман, Натальи Буйной, Ирины Юкелевич, Нонны Зекс, Ирины Спивак, Ольги Умилиной, Алены Симоновой, Инны Констант. У каждой за дверью своя тайна. Какая? Сходите на спектакль – узнаете. А мне видится там своя загадка – а когда следующий спектакль? Кто будет занят? И словно намек на ответ – выход на поклоны из-за двери режиссера спектакля Вячеслава Кагановича, который, принимая аплодисменты, как бы между прочим, приглашает на свои следующие спектакли – “By the way, приходите!”.
Мне лично, by the way, такой подход к досугу очень нравится. Так что, спасибо и ждем продолжений.