Жан Батист Пуан дю Сабле (также произносится Пуан де Сабле, Пуан о Сабле, Пуан Сабле, Пуанте Дюсабле; до 1750 – 28 августа 1818) признан первым коренным жителем того места, которое впоследствии получило название Чикаго, Иллинойс, и считается «основателем Чикаго».
Теории и легенды
Ранний период жизни
Несмотря на то, что сохранилось мало исторических фактов о жизни Пуана дю Сабле до 1770-х годов, существуют несколько теорий и легенд, которые дают представление о раннем периоде его жизни. В записи 1933-го года Куэйф установил личность французского эмигранта, направляющегося в Канаду, Пьера Данданно, которого назвал «Месье дю Сабле», и потомки которого известны под обоими именами Данданно и дю Сабле. Куэйф не смог найти прямой связи с Пуаном дю Сабле, но он установил потомков Пьера Данданно, живущих в окрестностях Великих Озер в Детройте, Макино и Сент-Джозефе, что привело его к предположению, что отец Пуана дю Сабле был членом этой семьи, тогда как мать его была рабыней. В 1951-м году Джозеф Джереми, уроженец Гаити, выпустил брошюру, в которой заявил, что он правнук Пуана дю Сабле. На основе семейных мемуаров и надгробных надписей он утверждал, что Пуан дю Сабле родился в Сен-Марк на Гаити, учился во Франции и вернулся на Гаити торговать кофе, прежде чем отправился во французскую Луизиану. Историк и биограф Пуана дю Сабле Джон Ф. Свенсон назвал эти заявления «искусственные, неподтвержденные документально утверждения… в фантастической биографии». В 1953-м году Шерли Грэхем, опираясь на работы Куэйфа и Джереми, создала исторический роман о Пуане дю Сабле, который охарактеризовала как “ни достоверная история, ни чистая выдумка”, а скорее “художественная интерпретация всех известных фактов”. Эта книга представляет Пуана дю Сабле как сына штурмана на пиратском корабле “Черноморская чайка” и освобожденной рабыни Сюзанны. Несмотря на отсутствие доказательств и постоянные дебаты о ранней жизни, происхождении и месте рождения Пуана дю Сабле, эта популярная история широко представлена как окончательный вариант.
Пеория
В 1815-м году претензия на землю, которая была подана Николасом Джэрретом членам комиссии землепользования в Каскаскии, штат Иллинойс, была одобрена. В претензии Джэррет утверждал, что “Жан Батист Пуанстабль был главой семьи в Пеории в 1783-м году, а также до и после этого года”, и что у него “был построен дом и обработана земля между старым фортом и новым поселением в 1780-ом году”. Этот документ использован Куэйфом и другими историками в качестве доказательства того, что Пуан дю Сабле жил в Пеории на реке Иллинойс до поездки вверх по реке в Чикаго. Другие записи указывают на то, что Пуан дю Сабле жил и работал под властью британцев в Сосновом бору (Trail Creek (Rivière du Chemin)) в Мичигане в начале 1780-х годов. Члены комиссии землепользования в Каскаскии обнаружили много мошеннических претензий на землю, включая две раннее представленные от имени Пуана дю Сабле. Николас Джэррет, заявитель претензии, участвовал во многих мошеннических претензиях, и Свенсон предполагает, что эта тоже была сфальсифицирована, сделана без ведома Пуана дю Сабле. Хотя, возможно, в противоречие некоторым вышеупомянутым данным, некоторые исторические записи предполагают, что Пуан дю Сабле купил землю в Пеории у Д. В. Мейллет 13 марта 1773-ого года, и продал ее Исааку Дарнейллю в 1783-м году до того, как он стал первым “постоянным” жителем Чикаго.
Отъезд из Чикаго
Пуан дю Сабле покинул Чикаго в 1800-м году. Он продал свою собственность Жану Ла Лиму, торговцу из Квебека, и переехал в долину реки Миссури, в то время это было частью испанской Луизианы. Причина отъезда неизвестна. К 1804-ому году Джон Кинзи, который также поселился в Чикаго, купил бывший дом дю Сабле. В своих мемуарах 1852-ого года Джульетт Кинзи, невестка Кинзи, предполагала, что “возможно он чувствовал отвращение потому, что не был избран с аналогичным достоинством [великим вождем] племенем потаватоми». В 1874-м году Нехемия Мэтсон развил эту теорию, утверждая, что Пуан дю Сабле был рабом из Вирджинии, который прибыл со своим хозяином в Лексингтон, Кентукки, в 1790-м году. По словам Мэтсона, Пуан дю Сабле стал ревностным католиком для того, чтобы убедить иезуитского миссионера объявить его вождем местных коренных американцев, и покинул Чикаго, когда местные жители отказались принять его в качестве своего вождя. Куэйф отвергает обе эти теории как вымышленные.
В своем романе 1953-ого года Грэм предполагает, что Пуан дю Сабле покинул Чикаго, потому что был разгневан правительством Соединенных Штатов, которое хотело, чтобы он купил землю, на которой он жил и считал своей собственной на протяжении двух десятилетий. Гринвилльский договор 1795-ого года, который положил конец Северо-Западной индейской войне, и последующая миграция коренных американцев на запад из района Чикаго, возможно, также повлияли на его решение.
Наследие и почести
Основатель Чикаго
Французы пришли в среднюю часть Североамериканского континента в 17-м веке. Хотя Луи Жолье и Жак Маркетт во время своей экспедиции в долину Миссисипи в 1673-м году, вероятно, были не первыми европейцами, посетившими этот регион, они первыми написали отчет о пересечении Чикагской переправы и путешествии по реке Чикаго. В последующие годы визиты продолжались, и периодически открываются новые места, в том числе силами Рене Ла Саля, Анри де Тонти, Пьер Лиетт, создается четырехлетняя миссия Ангела-хранителя (миссия Иезуитов). Учреждение Пуана дю Сабле 1780-х годов признано первым поселением, которое развивалось и постепенно выросло, и стало городом Чикаго. Таким образом, он по праву считается первым постоянным жителем Чикаго – и его нарекли “основателем Чикаго”.
Память
“Пуан дю Сабле еще не представлен достойно в собственном доме (который жители Чикаго называют “Дом Кинзи”) или на собственной земле. Ни одна улица не носит его имени, не считая высшей школы. У него нет памятника. Кадиллак чествуют в Детройте, Питт в Питтсбурге, Кливленд в Кливленде — но у отца Чикаго нет ни улицы, ни памятника, названных в честь него”. Журнал “Эбони”, декабрь 1963-го года.
К 1850-м годам историки Чикаго признали Пуана дю Сабле самым ранним некоренным постоянным жителем Чикаго. Долгое время он не был удостоен городом чести в той же мере, что и другие первые поселенцы. Пуан дю Сабле был основательно забыт в 19-м веке, и вместо него создание первого поселения приписывалось торговцу то ли шотландского, то ли ирландского происхождения Джону Кинзи, который купил у дю Сабле его собственность. В 1913-м году в городе была установлена мемориальная доска на углу улицы Кинзи и Пайнстрит в память об усадьбе Кинзи. На этапе планирования Всемирной выставки “Столетие прогресса” 1933 – 1934 годов несколько афро-американских групп провели кампанию о том, чтобы Пуан дю Сабле был удостоен упоминания на выставке. В то время некоторые жители Чикаго уже слышали о Пуане дю Сабле, но организаторы выставки представили строительство Форта Дирборн в 1803-м году как историческое начало города. Кампания была успешной, и точная копия дома Пуана дю Сабле была представлена как часть “начала истории Чикаго”.
В 1965-м году была построена площадь под названием Pioneer Court на месте усадьбы Пуана дю Сабле как часть проекта “Общества Equitable Life Assurance Society of America building”. Поместье Жана Бастиста Пуана дю Сабле считается национально-исторической достопримечательностью с 11 мая 1976-го года, местом, представляющем “исключительную ценность для страны”. Pioneer Court расположен на 401 Норт-Мичиган-авеню в историческом районе Мичигана – Wacker. В октябре 2010-го года мост Michigan Avenue Bridge был переименован в мост ДюСабле в честь Пуана дю Сабле. Ранее в честь него назвали небольшую улицу – теперь она зовётся Дю Сабле стрит.
Благодаря нескольким чикагским учреждениям был назван в честь Пуана дю Сабле Музей Дю Сабле афроамериканской истории в Вашингтон Парке. Высшая школа Дю Сабле открыта в Бронзевилле в 1934-м году. На территории высшей школы Дю Сабле расположены Подготовительная школа Медицины им. Дэниела Хейла Уильямса и Институт им. Бронзвилла. Доктор Маргарет Тейлор-Берроуз, выдающийся афроамериканский художник и писатель, преподавала в школе в течение двадцати трех лет. Она и ее муж были сооснователями Музея Дю Сабле афроамериканской истории, расположенного в южной стороне Чикаго, который был переименован в честь Пуана Дю Сабле в 1968-м году. Гавань Дю Сабле расположена в самом центре города Чикаго у основания Рэндольф-Стрит, а парк Дю Сабле – это 3,24-акровый городской парк (на 1,31 га) в Чикаго, в настоящее время ожидающий реконструкции. О проекте первоначально объявил в 1987-м году мэр Гарольд Вашингтон. Американская Почтовая служба также удостоила Пуана дю Сабле изданием 20 февраля 1987-го года серии почтовых марок Black Heritage (Черное наследие) стоимостью 22 цента.
Только в 2009-м году силами города и частного соинвестора из Гаити в Чикаго на Pioneer Court появился небольшой памятник основателю города, воздвигнутый скульптором Эриком Бломом.
Надпись на основании гласит: “Жан-Батист Пуант Дюсабль, 1745-1818. Основатель Чикаго”.