Уважаемые меломаны и любители прекрасного пения, я приглашаю вас в Париж! С 15 января по 1 февраля в Опеpе Бастилии (Opéra Bastille) идет опера “Приключения Лисички-плутовки” (“Příhody lišky Bystroušky”) чешского композитора Леоша Яначека. О Лисичках и других ролях, работе с режиссерами и дирижерами, новых операх, классике и джазе — в эксклюзивном интервью исполнительницы главной партии Елены Цаллаговой.
Я позвонил Лене в морозный Париж 17 декабря 2024 года. В разгаре были репетиции “…Лисички-плутовки”.
Партия Лисички для вас особенная, и постановка Андре Энгеля особенная. Можно ли сказать, что именно этот спектакль в Париже в 2008 году стал для вас первым крупным международным успехом?
Да, и не только успехом. Это была моя первая большая роль на сцене. Кажется, сопрано Кристина Шефер отказалась от спектакля. Тогдашний директор Парижской оперы Жерар Мортье подошел ко мне и спросил: “По-моему, русский и чешский — немного родные языки. Ты говоришь по-чешски?” Я еще не знала, к чему он это, и ответила, что не говорю, но мне очень нравится чешский язык. Он предложил выручить театр и спеть главную партию в опере Яначека. Я спросила, можно ли мне подумать — я тогда не знала, что это за роль, — а потом согласилась. Так я стала Лисичкой.
Как вам репетируется? Через шестнадцать лет быстро вспомнили роль?
Это удивительно. Думала, что все забыла и будет сложно вспоминать, а оказывается, тело само помнит движения. Я мизансцены какие-то делаю и вижу: рука сама двигается. Подошла к помощнику режиссера уточнить. Да, все так.
Вот что значит родная роль!
Я столько сил, столько времени в нее вложила…
Готовясь к интервью, я решил посмотреть, что писали о вас критики после премьеры, и нашел рецензию Дмитрия Ваймера 2008 года в OpenSpace. Небольшая цитата: “Слушая Елену Цаллагову в главной роли, просто не веришь своим ушам. Для этой юной красавицы, совсем еще девочки, просто не существует законов природы: ее егозливая Быструшка бегает на четвереньках, скачет как угорелая, может петь хоть лежа, хоть вниз головой — и чистейшее высокое сопрано не испытывает ни малейших трудностей в огромном зале Бастилии”. Согласитесь, очень лестная характеристика. Постановка очень тяжелая в физическом смысле. Вы там в кожаной шкуре прыгаете, скачете, бегаете… Как вы еще при этом умудряетесь петь хорошо?
Перед началом репетиций я очень переживала. Вокально я знала, что будет лучше, чем в 2008 году, поскольку уже есть опыт, и мой чешский язык стал намного лучше. Я недавно спела Лисичку в Рудольфинум (концертный зал в Праге. — Прим. автора.) с Чешским филармоническим оркестром. Дирижировал Якуб Груша. (Я с ним пела Лисичку в Глайндборне в 2016 году.) Я была одна русскоязычная певица.
2024 год — юбилейный для “…Лисички-плутовки”: сто лет со дня премьеры оперы в Национальном театре Брно.
Вот как раз в Рудольфинум мы отмечали столетие оперы. Для меня было очень значимым событием спеть главную партию в опере в год столетия со дня премьеры! Все репетиции были на чешском языке. Это был хороший опыт, чтобы подняться на более высокую ступеньку в постижении роли. Мне кажется, это удалось. Сейчас я чувствую себя абсолютно свободно в плане взаимодействия музыкального материала с текстом. Я переживала, как справлюсь с физическими нагрузками. Шестнадцать лет назад мне все это удавалось так легко! Я была молодая, звонкая и даже не задумывалась о трудностях. Перед началом репетиций пересмотрела DVD… Но как только я попала в ту же атмосферу, как только примерила тот же парик, тот же костюм со всеми потертостями в коленках, как все опять всплыло в памяти. У меня появилось ощущение, что я вернулась в прежнюю жизнь. Сегодня я хочу сделать лучше, чем было, но это будет, конечно, по-другому.
Бывало, что вас “заносило” и вы увлекались артистизмом, забывая о вокальной составляющей?
Нет, такого никогда не было. Это идет в одном “комплекте”. Я все время себя контролирую, не отделяю одно от другого. Если выпадает одна составляющая, то выпадает и другая.
Оркестром Парижской оперы дирижирует словацкий маэстро Юрай Валькуха. Как вам с ним работается?
Вчера у нас была первая музыкальная репетиция. Шесть часов в аудитории. Потрясающе! Я с ним до этого никогда не работала. Надеюсь, когда начнутся репетиции с оркестром, он сможет создать на сцене “магию”. Музыка Яначека требует “магии”. Здесь не только чтение партитуры, как, например, в “Богеме”. Если ничего от себя не добавляешь в “Богеме”, а просто следуешь партитуре Пуччини, люди будут в финале плакать, и все будет хорошо. В музыке Яначека атмосферу каждый раз нужно создавать… Помимо человеческих качеств, которые нам сразу же понравились (он расположил нас к себе), маэстро Валькуха знает каждое слово, понимает каждую паузу в партитуре. Все, о чем он говорит, имеет смысл. Для меня все очень интересно. Я каждый раз хочу узнавать что-то новое. Я даже иногда вытаскиваю из людей, которые работают рядом со мной, новые идеи, чтобы сделать спектакль более живым и ярким. Маэстро Валькуха дал мне ощущение чего-то нового. С ним работать легко и просто.
Он дебютировал с Чикагским симфоническим оркестром летом 2017 года. Последний (пока) раз выступал в Чикаго летом 2024 года. Мне понравилось, как он работает с оркестром, и, музыканты, кажется, остались довольны… Расскажите немного о ваших партнерах. У вас ведь абсолютно интернациональный состав.
Все исполнители основных партий — певцы с опытом. Ничего объяснять не нужно, все отлично понимают друг друга, все идет очень легко. В партии Лиса — меццо-сопрано Пола Муррихи из Ирландии. Она так органично вошла в роль, что между нами сразу возникла “химия”. Мне это нравится, потому что центральный дуэт в опере — любовный дуэт Лисички и Лиса. Мне было важно, чтобы между нами было правильное взаимодействие. Самый опытный солист — бас-баритон из Шотландии Иен Патерсон в партии Лесничего. Он и поет, и играет прекрасно. С Миланом Сильяновым я пела в “…Лисичке-плутовке” в Мюнхене в постановке Барри Коски. Мы возобновляем этот спектакль в марте. Милан прекрасно знает партию браконьера Гарашты… Спектакль Энгеля сложный. В нем много деталей. Сейчас мы выстраиваем каркас, в январе будем работать над деталями. Процесс репетиций замечательный — я просто такого не ожидала. В этот раз в спектакле будет детский хор из Праги. Двадцать пять человек. В прошлый раз пели французские детки.
Вы упомянули о спектакле Барри Коски. Чем он отличается от постановки Энгеля?
Я мечтала сделать Лисичку не в оранжевых костюмах и без животных на сцене, чтобы опера не рассматривалась как детская. Мне хотелось чего-то большего, чем ползание на четырех лапах. Мне хотелось большей глубины, и я увидела ее в мюнхенской постановке Барри Коски. Все очень гуманизировано. “Магия” с волшебным лесом присутствуют в какой-то другой форме, но атмосфера осталась. Как Коски это сделал — не знаю. На постановку были очень хорошие отзывы, она возвращается уже третий раз. А в эти дни в Париже атмосферу создают костюмы. Один наш педагог одел шарфик с лисицами — кто-то ему подарил на предыдущих постановках. Помощница режиссера пришла в оранжевом костюме… Не знаю, может быть, это звучит странно, но я хочу показать оперу “Приключения Лисички-плутовки” как нечто большее, чем просто сказка из жизни животных. Опера Яначека глубже, и Барри Коски дал мне это прочувствовать.
Замечательно, что опера продолжает жить и в вашем творчестве, и на сценах лучших залов Европы!
Вы заметили, как Яначек сейчас актуален и как его часто стали ставить? Очень здорово, что есть тяга именно к такой музыке у зрителей и постановщиков.
Заметил. Осенью 2022 года в Лирик-опере шла “Енуфа”, и спектакль стал самым интересным в сезоне.
Там есть где развернуться бедным режиссерам, которые устали ставить “Свадьбу Фигаро”.
Давайте поговорим о других ваших недавних ролях. Осенью вы участвовали в двух постановках Тобиаса Кратцера: “Пассажирка” Вайнберга в Баварской опере (роль Марты) и “Карлик” Землинского в Немецкой опере в Берлине (роль Донны Клары). Мне кажется, сегодня Кратцер, наряду с Черняковым и Серебренниковым, — один из самых интересных оперных режиссеров. Как вам работалось с ним?
Да, безусловно. Он — большой трудяга. У него столько идей, и все продумано заранее. За год до встречи с актерами он знает, что будет делать. Это настолько помогает! Мы каждый день следуем плану. Делаем то, что намечено. Каждый день полон счастья и творческого подъема, каждый день рождается что-то новое. В “Пассажирке” очень тяжелая тема. Когда мне предложили роль Марты, я посмотрела фильм, послушала музыку. Сложно было понять, стоит ли мне браться за эту работу. Если бы не Кратцер, не знаю, согласилась ли бы я. Я ему доверяю, это была уже наша третья совместная работа. Я поняла, что он сделает что-то особенное, никогда не поставит меня в неловкую ситуацию, всегда найдет умное решение.
Ваше понимание роли меняется от спектакля к спектаклю?
Не только от спектакля к спектаклю — меняется каждый день. Мое кредо — никогда не повторяться! Если я спела один спектакль и через два дня предстоит другой, то другой я не имею право спеть точно так же. Я должна что-то добавить новое в мой образ и сделать его чуть-чуть лучше. Даже если ступенька очень маленькая и никому не заметная, кроме меня, это должна быть ступенька вперед… Возвращаясь к сравнению постановок Энгеля и Коски. Мне казалось, что это разные оперы. Ощущение было, что я делаю две разные роли. Я думаю по-разному, у меня движения разные, я чувствую себя совсем другой Лисичкой. Как будто это делаю не я, а какой-то другой человек.
Что вам интереснее: спеть в сотый раз Мюзетту или Мими в старой постановке “Богемы” или впервые — Донну Клару в “Карлике”?
Самое главное — иметь во всем хороший баланс. Это дает рост и создает креатив. Я бы не смогла петь только традиционные постановки или только Моцарта, только барокко или только современные оперы. Мне все время нужно менять жанры, стили, музыкальные направления. В октябре я спела в Вене (Theater an der Wien. — Прим. автора.) Электру в “Идоменее” Моцарта. Я как будто закрылась в коробке “Моцарт” (хотя Моцарт безграничный, я понимаю) и вскоре поняла, что нужно учить что-то новое. Мне постоянно нужно что-то новое.
Вы родились во Владикавказе, учились в Санкт-Петербургской консерватории, какое-то время выступали в Мариинском театре, но довольно быстро переехали в Европу. Почему?
Это, наверно, самая интересная история в моей жизни. Когда я была в Академии Мариинского театра, мы часто выезжали в Финляндию на мастер-классы. На одном из них я занималась с Иляной Котрубаш (знаменитая румынская певица и педагог. — Прим. автора.). Она спросила, что я могу ей спеть. Я предложила Лючию ди Ламмермур. Она меня одернула: “Я не буду с тобой работать над Лючией. Ты должна отдавать себе отчет, какая эта партия. У тебя есть что-нибудь полегче?” Я спела ей что-то другое. Проходят три месяца, и я получаю от нее большое развернутое письмо. Она мне пишет: “Если хочешь профессионально петь и сделать карьеру, ты должна приехать ко мне. Денег я не возьму. Я хочу подготовить тебя к оперной студии. Если согласна, я жду”. Я решилась поехать. Полтора месяца прожила в ее доме на юге Франции. Я была ее студенткой, мы с ней занимались, она готовила ужины… Потом я приехала к ней второй раз, вскоре она предложила мне переехать во Францию. Было это в 2006 году. Я согласилась. После работы с Иляной поступила в Atelier lyrique (сейчас — Академия) при Парижской опере. Вот так все началось. Мы до сих пор с Иляной в прекрасных отношениях. Я была у нее недавно, она в Вене живет.
Сейчас можно сказать, что, уехав, вы поступили очень благоразумно. У вас остались родственники в России?
Родители и все родственники у меня во Владикавказе. Я их не вижу годами. У нас прекрасные отношения. Они знают, что я посвятила себя профессии певицы.
Где ваш дом?
У меня два дома. Я живу в Берлине, потому что я там несколько лет работала в труппе Немецкой оперы. Еще у нас есть дом в Англии, где живет мой муж — менеджер Глайндборнского фестиваля.
С языками проблем нет?
Я хорошо говорю на английском, потому что давно живу в Европе и муж у меня англичанин. Говорю на французском, итальянском, немецком.
У вас ярко выраженное лирическое сопрано. Будете идти в сторону драматического?
Мой репертуар уже меняется. Я начала с Нанетты в “Фальстафе” Верди, спела массу прекрасных маленьких партий. В Париже и Мюнхене, когда я была там в труппах, в “Золоте Рейна” спела Воглинду, в “Ариадне на Наксосе” — Наяду… Я никогда в жизни ни на что не променяю этот опыт. Долгое время я пела маленькие партии с прекрасными певцами. Помню, в труппе Баварской оперы моим первым контрактом была партия Софи в “Вертере” Массне. Я пела с Сьюзен Грэм (она была Шарлоттой) и Петром Бечалой. Я помню, как в дуэте буквально лежала у Сьюзен на груди… Я была такая бесстрашная может быть еще и потому, что не до конца понимала, кто рядом со мной. Я воспринимала это как должное. Подача звука, актерское мастерство… — я училась у больших певцов, это была для меня отличная школа!
Весной в Немецкой опере у вас опять Ева из “Нюрнбергских мейстерзингеров”. Вы уже эту партию пели раньше. Не боитесь после Яначека браться за Вагнера?
Ева — не такая драматическая партия, как кажется. Тем более, в Немецкой опере я не раз проверяла на себе акустику. А зал там большой, один из самых больших в Европе. Люди, с которыми я работаю и которые доверяют мне роли, говорят, что я вполне способна это спеть…
Какие партии вы для себя откладываете на будущее? За что никогда не возьметесь завтра, например?
Никогда не говори никогда, но у меня нет желания петь драматические партии. Не хочу ни Тоску, ни Аиду. Скорее, Русалку, даже Енуфу. Вот это было бы для меня просто счастьем. Хочу спеть Баттерфляй. В будущем, лет через пять.
Вы прислушиваетесь к критике? Читаете о себе критические статьи?
Я читаю, но больше прислушиваюсь к мнению людей, которым доверяю, с которыми работаю: к пианистам, дирижерам, педагогам. А еще мне всегда интересно услышать, что думают люди, впервые пришедшие в оперный театр.
Многие обижаются на оперного критика Вадима Журавлева, но мне кажется, его критика всегда справедлива… Кстати, вас он хвалит.
Да, мне повезло, критики как-то расположены ко мне.
У вас в планах сплошная Европа. Нет Америки. В Лирик-опере вы выступили лишь однажды — в партии Деспины в опере “Так поступают все женщины” Моцарта в далеком 2018 году. Не зовут, или вы отказываетесь от приглашений?
Америка будет. Уже планы есть. Я сейчас поменяла агентство, у меня другой менеджер, и я уже вижу большую разницу. Я с удовольствием! Я бы очень хотела выступать в Америке, снова вернуться в Чикаго.
Кто ваши кумиры в оперном мире? Есть такие имена?
У меня их никогда не было, и я не могу сказать, что кого-то слушаю. Мне очень нравится, как поют мои современники, очень нравится американская вокальная школа. Баритоны, которые приезжают из Америки в Германию — даже стажеры, даже приезжающие на прослушивание, — вокально прекрасно подкованы, отличаются поставленным голосом. Сразу видно, что у них был хороший педагог. С голосом все в порядке, нужен только сценический опыт. Я даже иногда спрашиваю, у кого они учились. Вот это меня очень удивляет. В Германии по-другому, вокальная школа очень специфическая.
Недавно в Чикаго выступала Джойс Дидонато. На вопрос о кумире она ответила: “Все называют Марию Каллас, а мой кумир — Элла Фицджеральд!”
Конечно! Элла Фицджеральд и мой кумир. Я во Владикавказе окончила джазовое отделение. Ездила в Питер с биг-бендом петь джаз. Так, как поют американские исполнители, я никогда не спою, но я столько прослушала джазовой музыки! Я обожаю Фицджеральд! Для меня опера и джаз — очень близкие жанры.
Я как раз собирался спросить, планируете ли вы исполнять что-либо кроме оперных произведений. Вы же можете создать программу, где будут вместе оперные и джазовые сочинения?
Это моя мечта. Когда я думаю о моем первом диске, что я хочу больше: русские романсы, оперные арии или джазовые композиции, я все больше склоняюсь к джазу с хорошими гитаристом и джазовым пианистом. Обязательно это сделаю!
Если бы вас попросили назвать одну любимую роль, какое имя вы бы назвали?
Я бы сделала попурри из необычных имен из разных оперных стилей. Я получила огромное удовольствие, когда спела в опере “Каллисто” Кавалли. Сейчас у меня в планах — Клеопатра в “Юлии Цезаре” Генделя. И в то же время — Ева Вагнера, и Татьяна в “…Онегине”, и Лисичка — куда же без нее? Не могу выбрать что-то одно — меня столько жанров привлекает! Меньше всего я бы, наверно, взяла что-то популярное, типа “Травиаты” или “Свадьбы Фигаро”.
За это вас и ценят — за необычный репертуар. Какая у вас следующая премьера? Партия, которую вы никогда не пели?
В этом сезоне у меня не будет премьер, мне надо немного отдохнуть. Я за последние годы выучила много сложнейших партий. Зденка в “Арабелле” Штрауса, Ева. Петь на немецком в Германии — отдельная статья. Это даже более ответственно, чем петь на итальянском языке в Италии… Большая премьера в следующем сезоне — Оксана в опере “Ночь перед Рождеством” Римского-Корсакова в Баварской опере. Ставить будет Барри Коски, дирижировать — Владимир Юровский.
Надо ехать в Мюнхен!
Приезжайте! Я очень жду этой работы. Либретто я читала, ноты открывала, фильм смотрела. Жду, когда непосредственно стану работать над партией.
Оксана в “Ночи перед Рождеством” станет темой нашей следующей беседы. А пока — удачи на сцене Оперы Бастилии. До встречи в Париже!
Nota bene! Опера “Приключения Лисички-плутовки” идет с 15 января по 1 февраля в Опеpе Бастилии (Opéra de la Bastille, Place de la Bastille, 75012 Paris). Билеты — на сайте www.operadeparis.fr/en/visits/opera-bastille.
Оставьте первый комментарий