Начало 2025 года в Чикагском симфоническом центре пройдет без Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). С 14 по 25 января оркестр проводит турне по США. Среди восьми концертов в шести городах — четыре во Флориде, в Нью-Йорке (концерт в Карнеги-холл намечен на 21 января) и Стиллуотере (университет Оклахомы, штат Оклахома). Все концерты пройдут под управлением десятого музыкального руководителя, ныне — дирижера-лауреата Риккардо Мути. А в это время в Чикаго…
19 января, 3.00 pm. В воскресной серии сольных фортепианных концертов — выступление французского пианиста Жана Ива Тибоде. В программе: Двадцать четыре прелюдии К.Дебюсси.
Жан Ив Тибоде родился в Лионе в 1961 году во французско-немецкой семье: мать — немка, отец — француз. Занимается на фортепиано с пяти лет, первый концерт сыграл, когда ему было семь. Учился в Парижской консерватории. Лауреат Второй премии Международного конкурса пианистов в Кливленде. Живет в Лос-Анджелесе.
В интервью Ольге Юсовой (Piano Форум, 2018 год) Тибоде рассказал много интересного о своих педагогах.
Ваш педагог в Парижской консерватории Люсетт Декав была крестницей Сен-Санса, ученицей Равеля и Маргариты Лонг. Вероятно, она многое рассказывала вам об этих великих музыкантах?
Много-много рассказывала. Практически постоянно. Особенно о Равеле. Она все время повторяла какие-нибудь слова, которые произносил Равель. У меня в какой-то момент возникло чувство, что я и сам был знаком с ним, ведь она рассказывала то, что можно узнать лишь из первых уст, как будто она только что услышала это от него и сразу пересказала мне. Она показывала мне ноты, в которых иногда попадались его пометки. Это было увлекательно и полезно. Теперь, когда я сам преподаю французскую музыку, считаю своим долгом передать услышанное от нее новым поколениям музыкантов, ведь все, кто знал Равеля, уже покинули этот мир.
Бывает, в современных партитурах попадаются ошибки, которых там быть не должно. Немного, но есть. И мне приходится говорить музыкантам: “Будьте внимательны в этом месте: Равель имел в виду здесь нечто другое, просто ошибку до сих пор не исправили”. Про мадам Декав я хотел бы еще кое-что добавить, это мало кому известно, но тем не менее довольно интересно. Она ведь была хорошо знакома с Прокофьевым. Когда он жил в Париже, они были очень дружны. Она многое рассказывала мне и про него. Позднее она сблизилась с его вдовой Линой.
Иногда по средам они устраивали ужины — это называлось “Ужин вдов знаменитостей”. На них собирались жены великих людей, потерявшие своих мужей.
Другой ваш педагог, Альдо Чикколини, помимо того, что имеет репутацию знатока и исполнителя французской музыки, был воспитанником Денца, ученика Бузони. Таким образом корни вашей школы уходят чуть ли не к самому Листу. Не поэтому ли у вас в репертуаре так много его произведений?
Да, это правда, Альдо действительно помог мне глубоко понять Листа. Но я всегда любил этого композитора, восхищался его удивительным характером и личностью.
Знаете, вот иногда кого-то спрашивают: назови одного знаменитого человека из прошлого, с которым ты хотел бы встретиться. На такой вопрос я бы ответил, что хочу встретиться с Листом. Он интеллектуален, он современен, он настоящая поп-звезда. Но все-таки мое увлечение им началось еще в период учебы у мадам Декав.
Тибоде описывает Двадцать четыре прелюдии как “идеальную квинтэссенцию” революционного стиля Дебюсси: “Он действительно создал совершенно новый язык. Его гармония и ритмы совершенно отличались от всего, что было раньше. Двадцать четыре прелюдии представляют собой невероятно важный момент в истории фортепианной музыки”.
Последний раз в Чикаго Тибоде выступал в октябре 2023 года в концерте камерной музыки. Его партнерами были скрипачка Лиза Батиашвили и виолончелист Готье Капюсон. А мне запомнился в его исполнении Фортепианный концерт для левой руки М.Равеля в концерте 2018 года (ЧСО дирижировал Маттиас Пинчер).
20 января, 3.00 pm. Концерт Civic Orchestra под управлением главного дирижера Кен-Давида Мазура. В программе: пьеса “Фанфары необычных времен” американского композитора и флейтистки Валери Колман из Луисвилла (штат Кентукки), пьеса “Transfigure to Grace” бывшего резидента-композитора ЧСО Джесси Монтгомери (мировая премьера произведения состоялась в мае 2023 года в Чикаго, ЧСО дирижировал Риккардо Мути), Вторая симфония С.Рахманинова.
Джесси Монтгомери родилась в 1981 году в Нью-Йорке. Окончила Нью-Йоркский университет, Джульярдскую школу музыки, аспирантуру отделения музыкальной композиции Принстонского университета. Лауреат Sphinx Medal of Excellence и the ASCAP Foundation’s Leonard Bernstein Award. С 2021 до 2024 года — композитор-резидент ЧСО. Композитор 2023 года по версии журнала “Музыкальная Америка”.
Вторая симфония — это еще ранний Рахманинов. Сочинение датировано 1906-07 годами и посвящено учителю композитора Сергею Танееву. Премьера состоялась в Мариинском театре 8 февраля 1908 года. За дирижерским пультом стоял Рахманинов.
24 января, 8.00 pm; 25 января, 7.30 pm. Снова в Чикаго — Джазовый оркестр Линкольн-центра с Уинтоном Марсалисом. Легендарный нью-йоркский оркестр состоит из пятнадцати исполнителей, аранжировщиков и солистов. Основатель и руководитель оркестра — дирижер, трубач и композитор, обладатель почетного звания NEA Jazz Master Уинтон Марсалис. Уникальный артист одинаково комфортно чувствует себя в джазовом поле и на “лужайке” академической музыки. Он является единственным музыкантом в мире, получившим в одном и том же году премии “Грэмми” за лучшие джазовую и классическую записи.
Последний раз мы встречались с Марсалисом и его оркестром в апреле 2024 года в специальной программе, посвященной 125-летию со дня рождения Дюка Эллингтона.
На этот раз музыканты отдают дань уважения новаторскому и энергичному джазовому стилю бибоп. Мы услышим композиции легенд джазовой музыки — саксофониста Чарли Паркера, пианистов Телониуса Монка и Мэри Лу Уильямс.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Оставьте первый комментарий