С 10 мая в “Музыкальной шкатулке“ (3733 North Southport Avenue, Chicago, IL 60613) идет документальный фильм о первом и единственном президенте СССР Михаиле Сергеевиче Горбачеве: “Знакомьтесь, Горбачев” (“Meeting Gorbachev”, США-Германия-Великобритания, 2018, 92 мин.). Режиссеры – Вернер Херцог и Андре Сингер.
Этот фильм начинается с вопроса режиссера о немцах. Горбачев отвечает, что отец отвез его в детстве на ферму, и он попробовал у немца сладкий пряник. Ему понравилось. Тема сладостей продолжилась, когда Вернер Херцог подарил ему сделанный в Лондоне именной торт. Без сахара – у Михаила Сергеевича диабет – и без первой буквы: она оторвалась от надписи на глазури. Все довольны, все смеются – прекрасная сцена для начала разговора… “Знакомьтесь, Горбачев” – картина очень традиционная. Интервьюер – в данном случае эту роль выполняет режиссер – задает вопросы интервьюируемому – Горбачеву. Вопрос-ответ, документальная хроника, несколько фраз от автора, вопрос-ответ, и далее по кругу. Такого рода фильмы мы видели не раз и еще не раз увидим. Отличие этого – в личности героя. Михаил Сергеевич вспоминает о своем детстве, родителях, говорит о том, что собой представлял Советский Союз, о причинах перестройки, какие были планы и что в итоге получилось, признается в ошибках, со слезами на глазах рассказывает о любимой жене Раисе Максимовне. Горбачев искренен в своих признаниях и убежденности. “Что бы вы хотели, чтобы было написано на вашем могильном камне?” – спрашивает у Горбачева режиссер. Горбачев отвечает: “Я пытался“.
Картина состоит из трех больших интервью с Горбачевым. Съемки заняли в общей сложности шесть часов. Российская премьера картины состоялась в ноябре 2018 года. Лента была показана 25 апреля на закрытии Московского МКФ. После проката в кинотеатрах по всему миру фильм будет показан на телеканале “Россия-1”.
Демонстрация фильма Вернера Херцога “Знакомьтесь, Горбачев” – прекрасный повод поговорить об одной из интереснейших личностей в истории кино.
Настоящая фамилия Херцога – Стипетич. Он родился в Мюнхене 5 сентября 1942 года в семье выходцев из Хорватии, а детство провел в отдаленной горной баварской деревушке Закранг. Маленький Вернер фанатично любил кино. Уже школьником он работал по ночам сварщиком на сталелитейном заводе, а все заработанные деньги тратил на производство любительских “короткометражек”. Его первый фильм “Геракл” (“Herakles”) был снят в 1962 году украденной, как он сам признался впоследствии, камерой. Девятнадцатилетний Херцог учился тогда на первом курсе Мюнхенского университета. В 1966 году будущий режиссер уехал в Америку. Он учился в университете Питтсбурга, работал на местной телестудии и снимал фильмы. Вернувшись в Германию, он уже точно знал, что его призвание – “делать фильм!”
Темы, которые интересуют Вернера Херцога, редко становятся объектами внимания кинематографистов: аборигены и туземцы, люди, одержимые безумными идеями, личности, не вписывающиеся в привычные рамки поведения. Таковы нюрнбергский найденыш Каспар Хаузер, неожиданно вторгшийся в устоявшуюся жизнь немецких бюргеров (фильм “Каждый за себя, а Бог против всех: история Каспара Хаузера”, “The Mystery of Kaspar Hauser”, 1974, Гран-при, премия Экуменического жюри и приз ФИПРЕССИ на XXVIII Каннском МКФ); одержимый манией величия, полубезумный испанский конкистадор Лопе де Агирре, продирающийся сквозь джунгли в поисках Эльдорадо (фильм “Агирре, гнев Божий”, “Aguirre, the Wrath of God”, 1972); вампир Носферату (фильм “Носферату – призрак ночи”, “Nosferatu The Vampyre”, 1979, приз за лучшую работу художника на 39-м Берлинском МКФ); искатель приключений, бандит и авантюрист-работорговец Франсиску Мануэл да Силва по прозвищу Зеленая Кобра (фильм “Кобра Верде”, “Cobra Verde”, 1988). Таков и Фитцкарральдо – страстный любитель музыки, ирландец-колонист Фитцкарральдо (Клаус Кински), мечтающий построить в джунглях Амазонки, в богом забытой деревушке Икитос оперный театр (“Фитцкарральдо”, “Fitzcarraldo”, 1982, приз за режиссуру на XXXV Каннском МКФ). Стремясь в кино к подлинности и достоверности, Херцог отказался от павильонных голливудских съемок и спецэффектов. Режиссер выбрал другое: набранная им съемочная группа на самом деле перетаскивала корабль через гору в джунглях Амазонки. В течение трех лет подготовки и девяти месяцев съемок группа столкнулась со смертельной опасностью и подвергалась самым немыслимым природным ненастьям. Съемки фильма начались в 1979 году, но несколько раз прерывались – испытаний не выдерживали исполнители, среди которых были рок-певец Мик Джаггер и американский актер Джейсон Робардс. Прототипом Фитцкарральдо был реальный человек, живший в начале XX века и исступленно влюбленный в голос великого Карузо. Он отправился на поиски каучуковой плантации и уговорил индейцев перетащить большую лодку весом в двадцать восемь тонн через узкий перешеек между двумя реками. Так вот, не менее маниакально преданный искусству Венер Херцог вынудил проделать съемочную группу ту же операцию, только вес парохода составлял триста двадцать восемь тонн! В итоге этот эпизод стал лучшей сценой фильма. В документальном фильме “Бремя мечты” (“Burden of Dreams”, 1983), рассказывающем о съемках “Фитцкарральдо”, Вернер Херцог сказал: “Я больше не должен снимать фильмы. Мое место – в сумасшедшем доме”.
Его любимым актером остается умерший от инфаркта в 1991 году Клаус Кински.
Кроме деятельного мечтателя Фитцкарральдо Кински снялся еще в четырех фильмах Херцога. Херцог и Кински крайне враждебно относились друг к другу, при этом актер непостижимым образом все-таки подчинялся диктату режиссера. В 1999 году Херцог снял документальный фильм “Мой любимый враг” (“My Best Friend”), в котором рассказал о своих сложных взаимоотношениях с актером.
Вернер Херцог давно и активно работает в документальном кино. Вот лишь некоторые из его документальных фильмов.
“La Soufriere” (1977). На Гваделупе вот-вот должно произойти извержение вулкана, но это не смущает отважного смельчака. Ему нужно побывать на вершине…
“Уроки темноты” (“Lessons of Darkness”, 1992) – рассказ об истории и современной жизни Кувейта. Изрытую нефтяными скважинами эту страну иногда называют Национальным парком Сатаны. И действительно, глядя на апокалиптическую картинку Херцога, вспоминаешь научно-фантастическое кино Стэнли Кубрика.
“Колесо времени” (“Wheel of Time”, 2003) – зарисовки о буддистских ритуалах, традициях и обычаях.
“Человек-гризли” (“Grizzly Man”, 2005) – рассказ о печальной судьбе бывшего алкоголика и неудавшегося актера Тимоти Тредвелла. Он решил посвятить себя изучению повадок самого свирепого медведя на планете – гризли. Тринадцать лет подряд на лето исследователь-любитель приезжал к своим друзьям-медвежатам, ставил рядом с ними свою палатку, наблюдал за ними, снимал их на видео. В октябре 2003 года безумец приехал на свидание с гризли не один, а со своей подругой Эми Хьюдженард. Непонятно, что послужило поводом, но огромный медведь разорвал на части и съел исследователя и его подругу. Объектив был закрыт, но видеокамера при этом работала, так что звуки происходившего записались. Херцог не включил эту страшную фонограмму, однако использовал другие материалы Тредвелла. Режиссер пытается понять, что заставило современного человека отказаться от благ цивилизации в пользу дружбы со смертельно опасным зверем.
“В бездну” (“Into the Abyss”, 2011) – интервью с приговоренным к смертной казни Майклом Перри, взятое за восемь дней до исполнения приговора. Из камеры смертников в Техасе
Вернер Херцог рассуждает о смерти, насилии и государстве, которое санкционирует насилие.
10 мая в 7.00 pm Вернер Херцог представит фильм “Знакомьтесь, Горбачев” и после сеанса ответит на вопросы зрителей.
Приятного просмотра!