31 октября и 2 ноября, 7.30 pm; 3 ноября, 3.00 pm. Впервые после феноменально успешного европейского январского турне Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) за дирижерский пульт возвращается многолетний музыкальный руководитель, ныне — пожизненный дирижер-лауреат оркестра (Music Director Emeritus for Life) Риккардо Мути. В первой программе под управлением маэстро прозвучат произведения Л.ван Бетховена: Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт (солистка — Митсуко Учида) и Третья (“Героическая”) симфония.
Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт — шедевр зрелого Бетховена. Он посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому — покровителю Бетховена. Музыковед М.Друскин рассказывает: “Работа над концертом началась, возможно, в 1808 и продолжалась весь 1809 год. Он создавался в трудное время, когда в Европе вновь разгорелись ожесточенные сражения, войска Наполеона вторглись в Австрию, Вена была осаждена и 12 мая сдана неприятелю. Бетховен писал своему издателю 26 июля: “Какое кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий…”. Премьеру концерта пришлось надолго отложить. Она состоялась 11 декабря 1811 года (По другим сведениям — 28 ноября) в Лейпциге, играл пианист Фридрих Шнейдер. По словам очевидца, критика Рохлица, премьера прошла с большим успехом, вызвав энтузиазм публики. Правда, высоко оценивая произведение, пресса все же сетовала на его “чрезмерную длину”. Венцы смогли ознакомиться с ним 12 февраля 1812 года. Бетховен уже не был в состоянии его сыграть, и дебютантом выступил двадцатилетний Карл Черни”. Добавлю, что для ученика Бетховена Карла Черни исполнение Концерта стало дебютом. Бетховен остался доволен исполнением.
Третья (“Героическая”) симфония была написана Бетховеным в Вене в 1803-1804 годах. Там же в Theater an der Wien 7 апреля 1805 года состоялась премьера. Симфония успеха не имела. Как писала одна из венских газет, “публика и господин ван Бетховен, который выступал в качестве дирижера, остались в этот вечер недовольны друг другом”. При этом сам Бетховен любил “Героическую” больше всех своих симфоний. Композитор думал посвятить Симфонию Наполеону. Поначалу Бетховен восхищался человеком, который сумел стать самым могущественным правителем Европы. Бетховен верил в равенство людей. Вот почему, когда он ввел в Девятую симфонию солистов и хор, он выбрал в качестве текста “Оду к радости” Шиллера со словами: “Все люди братья”. Он с подозрением относился к аристократам, хотя те и поддерживали его. Бетховену нравилось, что, не имея изысканного титула, “низкорожденный” Наполеон стал правителем Франции. Но, провозгласив себя императором Франции, он навлек на себя бетховенский гнев, а в гневе композитор был страшен. “Ради удовлетворения собственных амбиций он растопчет права человека!” — воскликнул композитор, схватил титульный лист симфонии с посвящением Наполеону, разорвал его и бросил на пол. В музее Бетховена сохранилась рукописная партитура Симфонии, в которой имя Наполеона яростно перечеркнуто!
На протяжении десятилетий музыкальные критики находили в Симфонии идеализм, жажду власти, антагонизм между искусством и политикой… Закончил спор великий Артуро Тосканини: “Многие видят в симфонии фигуру Наполеона, кое-кто — Гитлера, кто-то — Муссолини. А для меня это просто Allegro con brio”.
Лауреат премии “Грэмми” Митсуко Учида родилась 20 декабря 1948 года в пригороде Токио в семье дипломата. В двенадцать лет с семьей переехала в Вену, где отец получил должность посла Японии в Австрии. Училась в Музыкальной академии. Лауреат Первой премии Международного конкурса пианистов имени Л.ван Бетховена (Вена, 1969 год) и Второй премии Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена (Варшава, 1970 год). Один из двух художественных руководителей Музыкального фестиваля в Марльборо (второй — Джонатан Бисс). Живет в Лондоне.
Митсуко Учида — одна из лучших в мире исполнительниц классической фортепианной музыки. Среди ее любимых композиторов — Моцарт, Шуберт, Шопен и, конечно, Бетховен. По словам корреспондента радио Свобода Ефима Барбана, Учида считает, что английское искусство и культура сродни японскому. В ее лондонском доме, кроме трех роялей и двух клавесинов XVIII века, хранится огромная коллекция старинного английского фарфора. “Я люблю начинать день с чая, который пью из чашки 1758 года. У меня возникает такое чувство, что я становлюсь ближе своим любимым композиторам — Моцарту, Шуберту, Бетховену”.
Третий сезон подряд Учида является Carnegie Hall Perspectives Artist. Последний раз в Чикаго она выступала как пианистка и дирижер 26 марта в концерте Малеровского камерного оркестра (Mahler Chamber Orchestra). С ЧСО под управлением маэстро Риккардо Мути она выступает в Чикаго четвертый раз.
Перед началом концертов (31 октября и 2 ноября, 6.15 pm; 3 ноября, 1.45 pm) на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы альтиста Макса Райми об исполняемых произведениях.
7-9 ноября, 7.30 pm. Вторая программа ЧСО под управлением Риккардо Мути разнообразнее: увертюра к опере “Дон Паскуале” Г.Доницетти (первое исполнение ЧСО), балетные фрагменты “Четыре сезона” из оперы “Сицилийская вечерня” Дж.Верди, рапсодия “Испания” французского композитора Эммануэля Шабрие (1841-1894), сюита “Мегалополис” О.Голихова, Вторая сюита из балета “Треуголка” Мануэля де Фальи. Центральным произведением программы обещает стать мировая премьера написанного по заказу ЧСО нового сочинения американского композитора аргентинского происхождения, бывшего композитора-резидента ЧСО (2006-10 годы) Освальдо Голихова — Сюиты из фильма “Мегалополис” (“Megalopolis”, 2024) Фрэнсиса Форда Копполы. Мировая премьера картины состоялась на 77-м Каннском МКФ в мае, сегодня фильм можно увидеть в кинотеатрах Чикаго и пригородов.
Перед началом концертов 8 и 9 ноября (6.15 pm) на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Вестона Уильямса об исполняемых произведениях.
Обратите внимание! Концерт 7 ноября состоится в Иллинойском университете в Урбане-Шампейне (Krannert Center for the Performing Arts, 500 S Goodwin AveUrbana, IL 61801). В этом зале ЧСО и маэстро Мути выступают третий раз.
До Чикаго Риккардо Мути проведет три концерта в Филадельфии (24-26 октября). Филадельфийский симфонический оркестр под его управлением исполнит Реквием Дж.Верди. Напомню, с 1980 по 1992 год маэстро был музыкальным руководителем этого оркестра.
В январе 2025 года Риккардо Мути отправится с ЧСО в двухнедельное турне по городам США, среди которых — четыре города во Флориде, Нью-Йорк (21 января концерт в Карнеги-холл) и Стиллуотер (штат Оклахома). В Чикаго маэстро вернется в июне 2025 года с двумя программами. В первой прозвучат сочинения Й.Гайдна, Г.Ф.Телемана, Ф.Шуберта и (впервые в истории ЧСО) Майкла Гайдна (1737-1806). Солистом впервые выступит бывший концертмейстер секции труб Эстебан Баталлан. В этом сезоне он взял академический отпуск и играет в Филадельфийском симфоническом оркестре, но ради встречи с маэстро вернется в Чикаго. Во второй программе — Реквием Дж.Верди. Солисты: Елена Гусева, сопрано; Марианна Кребасса, меццо-сопрано; Джон Осборн, тенор; Ильдебрандо Д’Арканджело, бас-баритон. Чикагским симфоническим хором руководит бывший многолетний хормейстер Лирик-оперы и Метрополитен-оперы Дональд Палумбо.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.