Друзья-театралы, завидуйте! Недавно мне посчастливилось стать виртуальным гостем программы Russian Case Российской национальной театральной премии “Золотая маска”.
В этом году (1-6 апреля) она впервые прошла в формате онлайн, и ваш покорный слуга самоотверженно “трудился”, пытаясь объять необъятное и посмотреть все двадцать три доступных видео восемнадцати лучших театров и театральных компаний Москвы, Санкт-Петербурга, Альметьевска, Новосибирска. Премьеры Крымова, Могучего, Диденко, Херманиса, Бутусова, Марины Брусникиной, Богомолова, Кулябина, Прикотенко, Мощицкого, Жени Беркович, Ани Абалихиной… Пир духа длиной в шесть дней! Главный вывод: театр в России – пока еще территория свободы… О спектаклях программы – ниже. Для начала – несколько слов о самой престижной театральной награде России.
Премия “Золотая маска” была учреждена Союзом театральных деятелей России в 1993 году. Каждый год награды вручаются в разных жанрах: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. За двадцать семь лет своего существования премия давно превратилась в выставку достижений современного российского театра. Перед вручением премии ежегодно проходит одноименный фестиваль “Золотая маска”, на котором демонстрируются спектакли-номинанты и будущие лауреаты. С 2000 года важнейшей частью фестиваля является программа Russian Case, адресованная продюсерам международных фестивалей, театральным деятелям, театроведам, журналистам и критикам, живущим за пределами России. Двадцать лет программа проходила в обычном формате, а в этом году прошла в формате онлайн.
Куратор программы – театральный критик, главный редактор журнала “Театр.” (именно так, с точкой после названия) Марина Давыдова. Говоря о содержании программы, она сказала: “При выборе постановок я руководствовалась только эстетическими критериями. Я совершенно не учитывала такие соображения, как “актуальность” и “прогрессивность”. Я полагаю, что не каждое политическое заявление эстетически обосновано, но почти каждое театральное высказывание, оказывающее на меня эстетическое влияние, несет в себе мощный политический заряд. Это верно даже тогда, когда авторы и персонажи озабочены исключительно метафизическими проблемами… Идеология почти всегда возникает из эстетики, и разделение в современном мире все больше определяется эстетическими, а не политическими взглядами. Андрей Могучий и Кирилл Серебренников, Ксения Перетрухина и Женя Беркович, Кирилл Вытоптов и Саша Денисова, Дмитрий Крымов и Борис Юхананов – все они обладают собственными принципами, заложенными и определяемыми их театральным мышлением. Перефразируя Жан-Люка Годара, они создают не политический театр, а делают театр политическим. Именно поэтому их постановки включены в программу Russian Case-2021”.
Обычно на программу Russian Case съезжалось около восьмидесяти гостей из двадцати пяти стран. В этом году виртуальных гостей было четыреста пятьдесят пять из тридцати стран – почти в шесть раз больше! Среди них – и ваш покорный слуга. Впечатлений много. Пойдем в алфавитном порядке.
“Бесы Достоевского”. Театр на Малой Бронной, Москва. Режиссер – Константин Богомолов. В ролях: Константин Богомолов, Никита Ефремов, Александра Ребенок, Игорь Миркурбанов, Мария Шумакова, Елена Морозова, Дмитрий Куличков, Александр Яцко, Татьяна Лозовая. Премьера – 25 декабря 2020 года.
Иногда мне казалось, что я смотрю продолжение сериала “Содержанки”. Актеры (среди них – Александра Ребенок) произносят текст с нарочитой холодностью. Эмоций нет – одна сплошная медитативная отстраненность. Спектакль надо бы назвать бесами Достоевского-Богомолова. Режиссер препарирует смыслы, издевается над вечными философскими вопросами, принижает их… Мы ждем новой трактовки образов, а Богомолов, как умелый провокатор, раздражает шуточками и наслаждается нашей реакцией. Он как бы говорит нам: “Бесы внутри нас, мир одержим ими, надежды нет. Смиритесь и развлекайтесь”. И его герои развлекаются. В этом мире прикольно. Вот даже Кириллов не торопится умирать. Зачем, если “девчонки предлагают побухать”, “у Парфенова выходит новый фильм”, а “Москва похорошела”… Перед спектаклем, в фойе можно купить футболку с надписью: “Бога нет, но Он там”, а в финале не в силах противиться режиссерской власти и спеть караоке “Как упоительны в России вечера…”. При чем тут Достоевский, спросите вы? А потому, что это все равно его бесы развлекаются в концертном зале “Барвиха Luxury Village”, в ковидной элитной Москве 2021 года…
“Борис” по мотивам драмы А.Пушкина “Борис Годунов”. Театральное агентство Арт-Партнер XXI, Москва. Автор проекта – Дмитрий Крымов. Продюсер – Леонид Роберман. Композитор – Дмитрий Волков. В ролях: Тимофей Трибунцев (Борис Годунов), Виктория Исакова (Марина Мнишек), Михаил Филиппов (Шуйский), Мария Смольникова (Лжедмитрий), поэт Герман Лукомников (Юродивый), Инна Сухорецкая (Распорядитель концерта). Премьера – 10 октября 2019 года.
Крымов говорит о “Борисе Годунове” как о “вещи опаснейшей и сугубо нетрадиционной”: “Пушкин написал это хулиганство двести лет назад, мы к нему привыкли, как привыкают к разбитому окну. Оно уже не опасно, осколки уже не режутся и из него уже не дует. Нужно искать остроту в другом месте. Может быть, надо еще раз разбить”. И Крымов “еще раз разбивает окно”. “Борис” – блестящая постмодернистская интерпретация пушкинской трагедии. Спектакль начинается с концерта в честь воцарения на троне Бориса. Мальчик за красным роялем фирмы “Москва”, Распорядительница концерта с картонным кокошником и объявлением, что будут исполнены произведения русских и зарубежных (на этом слове ведущая брезгливо поморщилась) композиторов, любовная лирика Пушкина, как приношение царю из уст бояр… – при пересказе эти сцены становятся пресными и теряют все свое очарование. Режиссер играет с литературными, поэтическими и музыкальными смыслами, высмеивает мифы имперского прошлого, высказывается о России и ее власти, смеется над патриотизмом. Замечателен эпизод, когда Годунов с боярями кланяются “гробам почиющих властителей России”. На сцену выносятся настоящие гробы с полуистлевшими останками, а бояре зажимают носы, чтобы избежать неприятного запаха… Замечательный, умный, тонкий спектакль о власти и народе. И как-то мучительно тоскливо становится на душе, когда Женский хор широко, по-советски начинает запевать трагическую балладу Галича: “Облака плывут, облака… Облака плывут в Абакан…”. Борису “советская песня” нравится, он комментирует: “Ну, полегче как-то стало”… Перефразируя Булата Шалвовича, хочется сказать: “Злодейство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа”. Злодейство перестает быть трагедией и становится стилем жизни и фактом истории. Пусто, грустно, страшно… Спектакль идет в помещении бывших Провиантских складов Музея Москвы на фоне исторических артефактов времен Ивана Грозного и Бориса Годунова. Парад великолепных актеров возглавляют Тимофей Трибунцев и Виктория Исакова. Актеры меняются. Так, роль Марины Мнишек исполняли Ксения Раппопорт, Паулина Андреева, Мириам Сехон, а в роли Шуйского в декабре 2019 года выступил писатель Дмитрий Быков. Спектакль получил пять номинаций на премию “Золотая маска”-2020.
“Все тут”. Театр “Школа современной пьесы” и продюсерский центр “Человек”, Москва. Идея и постановка – Дмитрий Крымов. Художник – Мария Трегубова. В ролях: Александр Феклистов (помощник режиссера), Мария Смольникова (Нонна Михайловна Скегина/Сонька Золотая ручка), Юрий Чернов (мистер Гиббс), Джульетта Геринг (миссис Гиббс). Премьера – 10 октября 2020 года.
Нежный, трогательный очень личный спектакль Дмитрия Крымова, в основе которого – его воспоминания о давней постановке театра Arena Stage “Наш городок” по пьесе Т.Уайлдера. Дмитрий увидел спектакль на московских гастролях театра в 1973 году. Придя домой, он с восторгом стал рассказывать о нем родителям – Наталье Крымовой и Анатолию Эфросу. На следующий день они отправились в театр втроем… Прошло много лет, и на фестивале памяти Эфроса Крымов с мамой посмотрели еще один вариант “Нашего городка” – спектакль Тбилисского театра киноактера, версия Резо Габриадзе в постановке Михаила Туманишвили. И вот спустя много лет родился вариант Крымова, реконструирующий связи между театрами, актерами, людьми. В нем нет единого сюжета – лишь разрозненные воспоминания, набор эпизодов, ассоциаций, символов. Спектакль – объяснение в любви родителям и любимому завлиту Анатолия Эфроса Нонне Михайловне Скегиной (виртуозная работа Марии Смольниковой). Спектакль – благодарность Габриадзе и Туманишвили. Спектакль о времени, ностальгии по детству и невозможности попасть в него снова. Спектакль, наполненный любовью и добротой.
“Горбачев”. Театр Наций, Москва. Автор инсценировки и режиссер – Алвис Херманис. В ролях: Евгений Миронов (Михаил), Чулпан Хаматова (Раиса). Премьера – 10 октября 2020 года.
Именно так, по именам, названы герои спектакля, которых в мире знают все, – Михаил Сергеевич Горбачев и Раиса Максимовна. Политики в спектакле мало. Политика – лишь исторический фон, на котором развиваются взаимоотношения супружеской пары. Спектакль о другом – о любви, преданности и верности. Михаил Сергеевич не расставался с Раисой Максимовной всю жизнь. Как объяснил сам Горбачев свое отсутствие на митинге в ночь после его освобождения из плена Фороса: “Я не женат на России. Я женат на Раисе Максимовне. Если ей плохо, я должен быть с ней”. В ту ночь она была в московской больнице с подозрением на микроинсульт, и Михаил Сергеевич провел ночь в ее палате… Они были редкой парой: ходили, взявшись за руки, заботились друг о друге, любили друг друга. Ранимые, совестливые, сердечные… Херманис говорит: “Если и есть один человек в двадцатом веке, который так масштабно повлиял на жизнь сотен миллионов, то это Горбачев. Именно он перерисовал карту всей Евразии, он нашел ключ от тюрьмы, в которой мы пребывали, сделав шаг в сторону гласности… Цель спектакля – понять, какие качества этого человека, какие ингредиенты его души привели к тому, что он стал той песчинкой, которая остановила огромный механизм”. Идея спектакля пришла к Херманису, когда он представлял в Чикаго спектакль “Бродский/Барышников”. У него был свободный вечер, и он пошел в Goodman Theatre на спектакль “Свидание вслепую” (“Blind Date”) по пьесе Рохелио Мартинес. Тогда он впервые задумался, как показать Михаила Сергеевича на сцене. Спустя некоторое время решение было найдено. Никаких документальных съемок, никакого видео. Выходят два актера и начинают рассказывать историю жизни Михаила и Раисы. Постепенно появляется специфический говорок, меняются прическа, походка, движения, и вот перед нами уже не популярные и любимые всеми Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, а тракторист из Ставрополя Миша-Мики и девушка-отличница из Сибири Раиса-Захарка. Спектакль состоит из коротких историй из их жизни. Смешных и не очень, нелепых и легкомысленных, грустных и трагических. Прямо, как “Рассказы Шукшина” – предыдущий спектакль Херманиса на сцене Театра Наций. Только если в том спектакле главенствовал Шукшин и его особый язык, то в “Горбачеве” нет ни одного придуманного слова. Херманис и его команда очень трепетно отнеслись к документальному материалу. Весь текст героев состоит из воспоминаний, писем, интервью. Спектакль пронизывает любовь и уважение к Михаилу Сергеевичу. Замечательно, что он видел постановку и она ему понравилась. После спектакля Горбачев встретился с актерами и режиссером.
“Занос” по пьесе В.Сорокина. Совместный проект театра “Практика” и “Мастерской Брусникина”. Режиссер – Юрий Квятковский. В ролях: Николай Фоменко (Михаил), Мила Кертеш (Ната), Денис Ясик (Борис), Анастасия Великородная (Геля), Алиса Кретова (Люда), Анжелика Катышева (Таня). Премьера – 29 сентября 2019 года.
От реалистичного страшного сна главного героя до сюра и фантасмагории финала – один шаг, если речь идет о “чем-то вроде пьесы” (так у автора) Владимира Сорокина. Он написал ее в 2009 году и посвятил Дмитрию Пригову. Место действия – коттеджный поселок “Светлые ручьи” (читай – “деревня” Рублевка). Режиссер Юрий Квятковский предлагает интересное сценическое решение. Шесть камер наблюдения позволяют зрителям увидеть одновременно, что творится в домах-квартирах-постелях элиты российского общества. Все собираются на завтрак в первый день Великого поста. Необязательные разговоры под щи с огурцами, да шампанское с водкой, какие-то истории – страшные и не очень, чеховские мотивы, а в результате – ощущение бессмысленности бытия и скорой смерти. Крах неминуем, прожигатели жизни обречены, и они знают это. Придут ряженые, настанет отмщение, всех сметет неземная сила… Попугай (есть и такой персонаж в числе действующих лиц) выразил это одним словом: “Супрематизм”. Этим словом заканчивается пьеса. А в спектакле, как в немецком казино, все заканчивается поклонами и благодарностью. Sehr gut и один сплошной Dankeschön. Да, еще актеры во главе с Николаем Фоменко (давно не видел его на театральной сцене) органичны и очень убедительны.
В программе “Russian Case” – два спектакля по произведениям Сорокина. (Символично, наше время требует такого автора.) О втором спектакле (“Норма”) речь впереди.
“Идиот” по роману Ф.Достоевского. Театр “Старый дом”, Новосибирск. Режиссер – главный режиссер театра Андрей Прикотенко. В ролях: Анатолий Григорьев (Мышкин), Альбина Лозовая (Настасья Филипповна), Александр Вострухин (Рогожин), Лариса Чернобаева (Лизавета), Анастасия Пантелеева (Аглая).
Премьера – 28 сентября 2019 года. Черный квадрат сцены, зеркальные стены, много воды (в прямом смысле слова) и персонажи, которым неуютно внутри. Это герои Достоевского здесь и сейчас. Только князь Мышкин (Анатолий Григорьев) – оттуда. Он приезжает из Швейцарии в Россию. Наблюдатель в этом мире, он смотрит на окружающих с любопытством, и с таким же любопытством окружающие смотрят на него. У Достоевского-то все еще было не так плохо. Прошло сто пятьдесят лет, стало только хуже, истеричнее как-то. Такую жизнь, такой мир красота не спасет… Андрей Прикотенко пересказывает роман современным языком, и он оказывается еще актуальнее, чем прежде. Провокационный взгляд на хрестоматийный роман, и мое открытие нового замечательного театра. “Идиот” “Старого дома” – один из фаворитов “Золотой маски”: у спектакля одиннадцать (!) номинаций, в том числе шесть актерских. От души желаю театру успеха.
О других спектаклях программы – в следующем выпуске Театрального обозрения.