Выбор ЧСО – Клаус Мякеля!

Чикагский симфонический центр, 11-20 апреля 2024 года

Клаус Мякеля дирижирует ЧСО. Чикаго, 4 апреля 2024 года. Фото - Тодд Розенберг
Клаус Мякеля дирижирует ЧСО. Чикаго, 4 апреля 2024 года. Фото - Тодд Розенберг

Ура-ура! Теперь это официально: молодой талантливый маэстро из Финляндии Клаус Мякеля (Klaus Mäkelä) — одиннадцатый музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО)! Пятилетний контракт дирижера начинается с сезона 2027-28 годов. Он будет проводить с оркестром четырнадцать недель каждый сезон: десять недель — концерты в Чикаго, четыре — поездки с оркестром (туры по США и/или международные туры). Сегодня Клаус Мякеля находится в позиции избранного руководителя (Director Designate), тем не менее он уже обладает правом проводить прослушивания и приглашать в оркестр новых музыкантов.

Я всячески поддерживаю решение оркестра и его администрации. Считаю, что на сегодняшний день это лучший выбор! На прошлой неделе я был на репетиции оркестра, на первом концерте оркестра под управлением избранного руководителя, мне посчастливилось немного пообщаться с маэстро. Признаюсь, я нахожусь под большим впечатлением. Обещаю все рассказать в будущих выпусках Музыкального обозрения. А пока — о ближайших концертах в Симфоническом центре.

11-13 апреля, 7.30 pm. За дирижерский пульт ЧСО возвращается бывший руководитель Музыкального фестиваля Равиния, музыкальный руководитель Лос-Анджелесской оперы и главный дирижер Национального симфонического оркестра Итальянского радио Джеймс Конлон. В программе: оратория “Илия” Ф.Мендельсона. Солисты: Масабане Сесилия Рангванаша, сопрано; Эшли Диксон, меццо-сопрано; Иссака Сэведж, тенор; Лукас Мичем, баритон. Чикагский симфонический хор. Хормейстер — Юджин Роджерс.

Джеймс Конлон. Фото - Ravinia Festival
Джеймс Конлон. Фото — Ravinia Festival

После долгого перерыва в Чикаго прозвучит оратория “Илия” — последнее крупное произведение Феликса Мендельсона. Он написал его за год до смерти. Премьера состоялась в августе 1846 года на хоровом фестивале в Бирмингеме. Музыковед А.Кенигсберг пишет: “В основу “Илии” положены Третья и начало Четвертой Книг Царств Ветхого завета. Образ ветхозаветного пророка, борца за истинную веру, обличавшего пороки царя и народа, казался Мендельсону весьма современным: “Я представляю себе Илию настоящим пророком, какого нам нужно было бы теперь, сильного, горячего, нервного и мрачного, даже недоброго, борющегося с придворным сбродом, почти со всем миром”. Возможно, у композитора возникали прямые ассоциации с собственной упорной борьбой за высокие идеалы в искусстве с придворными кругами в Берлине и с немецкой публикой — филистерским болотом, довольствовавшимся музыкой непритязательной, но модной. Неслучайно впоследствии в Илие видели самого Мендельсона с его глубокой верой в истинное искусство, вечные законы и ценности музыки”.

Самым известным солистом выступает баритон Лукас Мичем в партии Илии. Мы слышали его недавно в партиях Дон Жуана и князя Елецкого в спектаклях Лирик-оперы “Дон Жуан” и “Пиковая дама” (оба — сезон 2019-20 годов). Сопрано из Южной Африки Масабане Сесилия Рангванаша дебютирует с ЧСО.

За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.

14 апреля, 3.00 pm. Сольный фортепианный вечер Ефима Бронфмана. В программе: Седьмая соната ре мажор Л.ван Бетховена, Соната ля минор Ф.Шуберта, Арабеска до мажор и цикл “Венский карнавал” Р.Шумана, пьеса “Sisar” финского дирижера и композитора Эсы-Пекка Салонена.

Ефим Бронфман. Фото - Дарио Акоста
Ефим Бронфман. Фото — Дарио Акоста

Ефим Бронфман родился в Ташкенте. В 1973 году, в возрасте пятнадцати лет, эмигрировал с семьей в Израиль, где учился в Академии музыки имени Рубина в Тель-Авиве. В 1975 году состоялся международный дебют Бронфмана. Он выступил с Монреальским симфоническим оркестром под управлением Зубина Меты. После переезда в США молодой пианист продолжил обучение у Рудольфа Серкина в Вермонте и у Леона Флейшера в Джульярдской школе. В 1991 году вместе с легендарным Исааком Стерном Бронфман гастролировал по городам России и СНГ. Это турне стало его первым появлением в стране со времени отъезда в Израиль. В том же году он был удостоен одной из наиболее престижных американских музыкальных премий “Avery Fisher”. Пианист выступает с лучшими оркестрами мира под управлением самых прославленных дирижеров, в том числе — с маэстро Риккардо Мути. Последний раз мы слышали Бронфмана в сентябре 2022 года, на открытии сто тридцать второго сезона ЧСО. В первой сентябрьской программе ЧСО и маэстро Мути Бронфман солировал в Первом фортепианном концерте И.Брамса, а также был участником ежегодного Симфонического бала. Он солировал в Двадцать втором фортепианном концерте В.А.Моцарта.

18-20 апреля, 7.30 pm; 21 апреля, 3.00 pm. В программе ЧСО: Героическая увертюра А.Пануфника, Первый фортепианный концерт Ф.Шопена (солистка — Юлианна Авдеева), Первая (“Зимние грезы”) симфония П.Чайковского. Дирижер — Туган Сохиев.

Обратите внимание. Концерт 19 апреля состоится в помещении Edman Memorial Chapel (401 E.Franklin St., Wheaton, IL 60187).

Музыка одного из самых значительных и, к сожалению, недооцененных польских композиторов Анджея Пануфника (1914-1991) исполняется редко. В Чикаго последний раз это было в октябре 2014 года на концерте ЧСО под управлением Риккардо Мути. Прозвучал Concerto in modo antico для трубы, двух арф, клавесина и струнного оркестра. Солировал тогдашний концертмейстер секции труб Кристофер Мартин. Маэстро Мути включил это произведение в программу первого в истории концерта ЧСО в Польше, в Filharmonia Narodowa в Варшаве 20 октября 2014 года. После окончания концерта вдова Пануфника леди Камилла со слезами на глазах сказала: “Я слышала величайший оркестр мира”.

Героическая увертюра написана Пануфником в 1952 году. Позднее, в 1969 году, композитор сделал вторую редакцию.

В Первом фортепианном концерте Шопена солирует дебютирующая в Чикаго лауреат Первой премии XVI Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена (Варшава, 2010 год) Юлианна Авдеева. В декабре 2023 года у нее вышел альбом “Resilience” с произведениями В.Шпильмана, Д.Шостаковича, М.Вайнберга, С.Прокофьева.

Туган Сохиев — бывший главный дирижер Большого театра и протеже Валерия Гергиева. Впрочем, протеже, наверно, тоже в прошлом. После начала российской агрессии в Украине Сохиев ушел с постов руководителей оркестра Большого театра и Национального оркестра Тулузы. Теперь он выступает как свободный художник. В Чикаго Сохиев приезжает из Германии, где на фестивале в Баден-Бадене дирижировал Берлинским филармоническим оркестром.

За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Лауры Сауэр-Ша об исполняемых произведениях.

20 апреля и 18 мая, 10.00 и 11.45 am. В серии “Однажды в Симфоническом центре” (“CSO for Kids: Once Upon a Symphony”) — сказка “Маша и три медведя” (в английской версии — “Златовласка и три медведя”, “Goldilocks and the Three Bears”). Солисты — музыканты ЧСО. Адаптация — Меган Уэллс. Ведущий — Рика Нишикава. Постановка, костюмы и декорации сделаны Чикагским детским театром.

Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.