“Всемирная колумбийская выставка” (другие названия: “Всемирные выставки: колумбийская экспозиция”, “Чикагская Всемирная выставка” и “Чикагская колумбийская выставка”) – это всемирная выставка, состоявшейся в Чикаго в 1893 году в ознаменование 400-й годовщины прибытия Христофора Колумба в Новый Свет в 1492 году. Центральное место выставки, большой бассейн, символизировал собой долгое путешествие Колумба в Новый Свет. Чикаго победил в жёсткой конкуренции Нью-Йорк, Вашингтон, округ Колумбия, и Сент-Луис за право провести это мероприятие.
Выставка стала значительным социальным и культурным событием и оказала огромное влияние на архитектуру, искусство и бизнес Чикаго и Америки в целом.
Макет Чикаго колумбийской выставки был по большей части разработан Джоном Велборном Рутом, Дэниелом Бернхэмом, Фредериком Олмстедрм и Чарльзом Б. Этвудом. Это был не просто макет выставки, а видение того, как должен быть обустроен город.
Макет был разработан по принципам дизайна Beaux Arts – французским принципам неоклассической архитектуры, основанным на симметрии, балансе и великолепии.
Цвет материала, обычно используемого для покрытия фасадов зданий, дал выставочной площади неформальное название “Белый город”.
14 «великих зданий» выставки были спроектированы известнейшими архитекторами своего времени.
Знаменитые художники и музыканты знакомили на выставке со своим творчеством, многие из них создали новые произведения искусства, вдохновленные экспозицией.
Выставка охватывала 690 акров (2,8 км2) и включала почти 200 новых (хоть и временно возведённых) зданий преимущественно неоклассической архитектуры, каналы и бассейны, и объединяла культуры 46-ти стран. За шесть месяцев работы экспозицию посетили более 27 миллионов человек. Её масштаб и величие намного превзошли другие мировые выставки, она стала символом зарождающегося американского влияния, так же, как и “Великая выставка промышленных работ всех народов” 1851 года стала символом Викторианской эпохи Соединенного Королевства.
Церемонии открытия выставки состоялись 21-го октября 1892-го года, но для публики она открылась только 1-го мая 1893 года. Выставка продолжалась до 30-го октября 1893-го года. Помимо празднования 400-й годовщины открытия Нового Света европейцами, ярмарка также продемонстрировала миру, что Чикаго восстал из пепла Великого чикагского пожара, уничтожившего большую часть города в 1871 году.
Восстановление и обустройство города продолжалось одновременно с подготовкой и проведением выставки.
9 октября 1893 года, в день Чикаго, выставка установила мировой рекорд по посещаемости мероприятий на открытом воздухе, собрав 751 026 человек. Долг за проведение выставки вскоре был погашен чеком на $ 1,5 млн (что эквивалентно $40,9 млн в 2017 году). Чикаго увековечил память о Всемирной выставке одной из звезд на своем муниципальном флаге.
Россия была широко представлена на Чикагской выставке.
8 июня 1893 года Оркестр выставки (расширенная версия Чикагского симфонического оркестра под управлением приглашенного дирижера Войтеха И. Клавача) исполнил в рамках концерта русской народной музыки американскую премьеру симфонической поэмы Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе».
На стенде инженера Андрея Глебова были представлены образцы добытого им в Донбассе золота; ему была присуждена за проведённые им работы золотая медаль: в русском отделе выставки их было только две.
В. В. Докучаев экспонировал коллекцию русских почв, карт и публикаций.
Корзинкин (Карзинкин) Егор Егорович, владелец мастерской серебряных и золотых изделий, представлял работы своей мастерской. В настоящее время его работы экспонируются в ГИМ и Третьяковской галерее.
“Беглый раб” Владимира Беклемишева представлял русское скульптурное искусство. Скульптура была создана в 1891 году в Италии, она представляет собой скульптурную группу, выполненную в натуральную величину из тонированного под бронзу гипса. Вместе с другими работами известного скульптора “Беглый раб” был представлен в Императорской Академии художеств в 1892 году. Беклемишев был удостоен звания академика. Предполагают, что данная скульптурная группа была создана по мотивам “Хижины дяди Тома” Гарриет Бичер-Стоу.
Интересна дальнейшая история этого шедевра Владимира Беклемишева.
После Чикагской выставки “Беглый раб” вернулся в Академию художеств. Долгое время скульптура являлась личной собственностью Беклемишева. Затем в 1918 году он принёс её в дар Музею Академии художеств.
В 1930 году скульптурная группа была передана в Государственный музей Революции. После войны музей Революции получил собственное здание — особняк М. Ф. Кшесинской, куда должен был переместиться и “Беглый раб”. Однако скульптура затерялась и долгое время считалась утраченной.
26 апреля 2010 года, во время установки электрощита на площадке второго этажа Церковной лестницы Эрмитажа, при удалении двух кирпичей из кладки была обнаружена рука, а в дальнейшем и вся скульптурная группа, изображающая мужчину и мальчика. Рядом были обнаружены старый календарь и обрывки газеты. На обороте календаря были фамилии и дата — 22 февраля 1947 года.
Позже исследователи установили, что “Беглый раб” был замурован рабочими с целью сохранения скульптурной группы, так как та находилась в плачевном состоянии. Для приведения памятника в экспозиционное состояние потребовалась длительная реставрация.
14 октября 2011 года скульптура “Беглый раб” вернулась в экспозицию Зимнего дворца. Примечательно, что скульптурная группа была обнаружена к 150-летию со дня рождения великого скульптора.
В рамках небольшого очерка нет возможности рассказать обо всех знаменательных событиях и экспонатах Чикагской выставки, тем не менее, мне хочется упомянуть ещё некоторые из них.
Одной из сенсаций выставки стала картина “Любовники моей жены” (My Wife’s Lovers) — картина австрийского художника Карла Калера (1855—1906), созданная в 1891—1893 годах по заказу американской миллионерши Кейт Бёрдселл Джонсон (1833—1893). Картина, на которой изображены 42 кошки в масштабе больше натурального, является самым большим полотном с изображением этих животных — её размер 180 на 260 см, общий вес — 103 килограмма.
Неожиданный “демарш” совершили норвежцы – они оспорили первенство Колумба в открытии Америки, приплыв на выставку в Чикаго на точной копии гокстадского дракара.
Как пример влияния на культуру нашего города хочется упомянуть Старую Церковь Святого Патрика (Old St. Patrick’s Church, 700 West Adams, Chicago, IL 60661) – одно из старейших общественных зданий в Чикаго, старейшую церковь нашего города и одно из немногих крупных зданий, построенных до Великого пожара 1871 года и доживших до наших дней. Нынешнее здание церкви было спроектировано в романском стиле двумя “самыми ранними” чикагскими архитекторами: Августом Бауэром и Ашером Картером. В своём творчестве они вдохновлялись ирландской “Келлской книгой” и кельтской художественной выставкой на колумбийской выставке 1893 года.
Выставка стала не только знаковым событием в нашем городе, но и в Америке в целом. Всемирная колумбийская выставка стала заявкой Чикаго на звание лидера среди городов США, а самой Америки — на мировое лидерство.