1 февраля, 7.30 pm. Концерт Симфонического оркестра университета Рузвельта (Roosevelt University’s Chicago College of Performing Arts (CCPA) Symphony Orchestra). В программе: увертюра к опере “The Song of Hiawatha” С.Кольридж-Тейлора, вступление и Смерть Изольды из оперы “Тристан и Изольда” Р.Вагнера, симфоническая поэма “Фонтаны Рима” О.Респиги, Симфонические танцы из мюзикла “Вестсайдская история” Л.Бернстайна. Дирижер — музыкальный руководитель оркестра Эмануэле Андрицци. Вход свободный.
4 февраля, 8.00 pm. Концерт многократного лауреата премии “Грэмми”, чикагской певицы Мэвис Стэплс, исполняющей композиции в жанрах соул и госпел. Специальный гость вечера — певица, композитор и мультиинструменталист Селисс Хендерсон (Celisse). Программа концерта будет объявлена со сцены.
5 февраля, 3.00 pm. Второй раз в Чикаго — Анне-Софи Муттер и камерный ансамбль “Виртуозы Муттер”. В программе: Концерт для четырех скрипок с оркестром си минор и “Времена года” А.Вивальди, “Gran Cadenza” У.Чин, Скрипичный концерт ля мажор Ж.Болони де Сен-Жоржа.
Дуэт для двух скрипок “Gran Cadenza” — произведение, написанное по заказу Муттер немецким композитором корейского происхождения Унсук Чин.
В шесть лет Муттер услышала игру пианистки Клары Хаскиль. Впечатления девочки были настолько сильными, что она решила посвятить себя музыке. В девять лет Муттер с провинциальным немецким оркестром уже играла Второй скрипичный концерт В.А.Моцарта, в тринадцать — исполняла Моцарта в Зальцбурге с оркестром Герберта фон Караяна, к двадцати — покорила весь мир. Ее международная карьера продолжается больше сорока пяти лет (!), и везде ее ждет грандиозный успех. У Муттер невероятно богатый и разнообразный репертуар: кроме основных классических скрипичных произведений она много и активно играет современную музыку. Самые прославленные композиторы нашего времени — Витольд Лютославский, Вольфганг Рим, Кшиштоф Пендерецкий, Андре Превин, Софья Губайдулина — посвящали ей свои произведения.
В Чикагском симфоническом центре Муттер дебютировала в сезоне 1980-81 годов. За дирижерским пультом Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) стоял сэр Георг Шолти. После этого мы часто слышали ее выступления с ЧСО, в камерных сольных концертах, в дуэте с виртуозным американским пианистом Ламбертом Оркисом. Последний раз — в январе 2020 года. Записанный Муттер и Оркисом диск с сонатами для скрипки и фортепиано Л.ван Бетховена получил в 2000 году премию “Грэмми” в категории “Лучшее исполнение камерной музыки”.
Камерный ансамбль “Виртуозы Муттер” был создан в 2011 году. В составе ансамбля — четырнадцать стипендиатов базирующегося в Мюнхене Фонда Муттер (Anne-Sophie Mutter Foundation). Фонд был основан в 2008 году, он оказывает всестороннюю поддержку молодым талантливым музыкантам-струнникам. На сегодняшний день стипендиатов Фонда двадцать четыре. Среди них — скрипачи Сергей Хачатрян, Даниэль Мюллер-Шотт, Арабелла Штайнбахер, контрабасист Роман Патколо (ныне — преподаватель Базельской консерватории). Каждый музыкант “Виртуозов Муттер” выбран персонально Анне-Софи.
В 2011 году Фонд Муттер стал присуждать Aida Stucki Award выдающимся молодым музыкантам-струнникам. Премия носит имя легендарной швейцарской скрипачки, педагога Муттер Аиды Штуки. Денежный эквивалент премии — 10000 евро. Среди лауреатов премии — Д.Мюллер-Шотт и Р.Патколо.
Дебютный концерт в Чикаго “Виртуозов Муттер” состоялся в 2014 году. В программе были “Мелодии” С.Кюрье (эту пьесу для контрабаса и струнного ансамбля американский композитор, профессор Колумбийского университета Себастьян Кюрье сочинил специально для “Виртуозов Муттер”, солист — Р.Патколо), Октет Ф.Мендельсона и “Времена года” А.Вивальди.
Выступление “Виртуозов Муттер” проходит в рамках восьмого международного тура камерного ансамбля. Кроме США, запланированы концерты в Исландии и Канаде.
9 февраля, 7.30 pm; 10-11 февраля, 8.00 pm. После тура по городам США и остановки в Торонто (об этом — ниже) ЧСО возвращается на родную сцену Симфонического центра. Первые февральские концерты посвящены стопятидесятилетию со дня рождения Сергея Рахманинова. В программе: Первая (“Классическая”) симфония С.Прокофьева, Рапсодия на тему Паганини (солистка — итальянская пианистка Беатриче Рана) и Симфонические танцы С.Рахманинова. ЧСО руководит главный дирижер Роттердамского филармонического и музыкальный руководитель Израильского филармонического оркестров, тридцатитрехлетний Лахав Шани.
Дебютирующий в Чикаго израильский маэстро родился в Тель-Авиве в 1989 году. Музыка звучала в доме с рождения, отец Лахава — дирижер Михаэль Шани. С шести лет Лахав учился игре на фортепиано, потом пришла очередь контрабаса. Выпускник Берлинской высшей школы музыки. Выступал как пианист и контрабасист. После победы на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Малера в 2013 году остановился на дирижировании. Его карьера была стремительна. В июне 2016 года Шани дебютировал с Роттердамским филармоническим оркестром, а спустя два месяца оркестр выбрал его в качестве своего нового главного дирижера. Контракт начался с сезона 2017-18 годов. В марте 2020 года оркестр объявил о продлении контракта до августа 2026 года. С сезона 2020-21 годов, после сорока двух лет правления Зубина Меты, Шани возглавил Израильский филармонический оркестр. При этом выступал в фортепианных дуэтах с Юджи Ванг и Мартой Аргерих, играл в секции контрабасов оркестра “Западно-восточный диван” под управлением Д.Баренбойма. Долгие годы Лахав жил в Берлине, с 2020 года в Тель-Авиве.
Дебютирующая в Чикаго пианистка Беатриче Рана родилась в 1993 году в Италии в семье музыкантов. Занимается фортепиано с четырех лет. В девять впервые выступила с симфоническим оркестром, солировала в Концерте фа минор И.С.Баха. Выпускница консерватории имени Н.Роты в Монополи (юго-восток Италии, регион Апулия), Ганноверской школы музыки и Академии Санта-Чечилия. Лауреат Серебряной медали и Приза зрительских симпатий на Международном конкурсе пианистов имени В.Клиберна в Форт-Уорте (2013 год). Лауреат Gramophone Classical Music Award и Edison Award (обе премии — 2017 год). С 2017 года Рана проводит в своем родном городе Лечче (регион Апулия) камерный фестиваль Classiche Forme, ставший одним из интереснейших летних культурных событий Италии и Европы. С 2020 года — художественный руководитель Orchestra Filarmonica di Benevento. Эксклюзивная артистка Warner Classics. Живет в Риме.
За 75 минут перед началом концертов состоятся тридцатиминутные беседы флейтиста и педагога Кайла Дзапо об исполняемых произведениях.
12 февраля, 2.00 pm; 13 февраля, 8.00 pm. Концерты Civic Orchestra под названием “Parisian Perspectives”. Нас ждут вечера французской музыки. В программе: сюита “Гробница Куперена” М.Равеля, пьеса “Печальный вечер” Л.Буланже, Симфония ре минор С.Франка. Дирижер — Кен-Давид Мазур.
В сюите “Гробница Куперена” Морис Равель увековечил память шести друзей, погибших в Первой мировой войне, и отдал дань уважения французской музыке прошлых столетий.
Центральное произведение программы — пьеса “Печальный вечер” французского композитора Лили Буланже (1893-1918). О ней стоит сказать несколько слов. Лили — младшая сестра педагога и композитора Нади Буланже. Ее мать Раиса Мышецкая — певица из Санкт-Петербурга; отец Эрнест Буланже — композитор, педагог Раисы по Парижской консерватории. Дедушка Фредерик Буланже был известным французским виолончелистом, бабушка Джульетта — певицей. Когда Лили исполнилось два года, друг семьи Буланже, композитор Густав Форе обнаружил у нее абсолютный слух, и родители стали учить девочку музыке. Ноты она научилась читать раньше, чем буквы. До пяти лет посещала классы Парижской консерватории, потом занималась на курсах теории музыки, брала уроки пения и игры на органе, фортепиано, скрипке, виолончели и арфе. (В скобках замечу, что она прекрасно играла на всех этих инструментах!) С детства Лили часто болела, поэтому образованием, в основном, занималась дома. В 1913 году в возрасте девятнадцати лет она получила Большую римскую премию за кантату “Фауст и Елена”, став первой женщиной — лауреатом этой премии. (Спустя год ее успех повторит старшая сестра Надя.) Трагическое восприятие жизни было присуще Лили с детства. Отсюда — темы горя и утрат в ее сочинениях. Последние годы она тяжело болела и умерла от туберкулеза кишечника (теперь это заболевание называется болезнью Крона) в возрасте двадцати четырех лет. Последний раз в Чикаго музыка Буланже звучала летом 2021 года на Grant Park Music Festival. Это был Псалом 24 “La terre appartient à l’Éternel” для тенора, хора, органа и оркестра.
Финальный аккорд программы — Симфония ре минор Сезара Франка. Сочинение, сегодня считающееся одним из лучших симфонических произведений рубежа XIX-XX веков, при жизни композитора успехом не пользовалось. После неудачной премьеры Симфонии жена Франка сказала, что ненавидит музыку мужа.
Концерт 12 февраля состоится в помещении South Shore Cultural Center по адресу: 7059 S. South Shore Dr., Chicago, IL 60649. Билеты бесплатные, требуется резервирование.
14 февраля, 8.00 pm. Впервые в Чикаго — Торонтский симфонический оркестр. В программе: Вторая симфония С.Мусса, Испанская симфония Э.Лало (солистка — Мария Дуэньяс), сюита “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева. Дирижер — музыкальный руководитель оркестра Густаво Химено.
Концерт в Чикаго пройдет в рамках американского турне, посвященного столетию со дня образования Торонтского оркестра. Он возник в 1922 году и уже спустя несколько лет стал лучшим симфоническим коллективом Канады. В разные годы оркестр возглавляли Сэйдзи Одзава (1965-1969), многолетний руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис (1975-1988), Юкка-Пекка Сарасте (1994-2001), Питер Унджян (2004-2018). С 2020 года одиннадцатым музыкальным руководителем Торонтского оркестра стал маэстро из Валенсии Густаво Химено. В феврале 2014 года он заменил Мариса Янсонса за дирижерским пультом оркестра Концертгебау, и на следующий день о нем заговорил весь музыкальный мир. Мы встретились с Химено впервые на музыкальном фестивале Равиния летом 2016 года в концерте с Даниилом Трифоновым. С 2015 года Химено является музыкальным руководителем Люксембургского филармонического оркестра.
В рамках тура Торонтского оркестра в нью-йоркском Карнеги-холл состоится американская премьера Второй симфонии канадского композитора Сэми Мусса.
В Испанской симфонии Эдуара Лало солирует победительница Международного скрипичного конкурса имени И.Менухина Мария Дуэньяс.
Торонтский симфонический оркестр моложе чикагского на тридцать лет. Интересно, что первый международный тур ЧСО в 1892 году, спустя несколько месяцев после образования оркестра, прошел в Канаде. 1 и 2 февраля в Торонто состоятся концерты ЧСО, так что в феврале нас ждет обмен оркестрами.
Прекрасный повод отметить День святого Валентина — сходить на концерт Торонтского оркестра!
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.