Действующие лица и исполнители: Ариодант – Элис Кут, Гиневра – Бренда Рей (дебют в Лирик-опере), Полинессо – Йестин Дэйвис, Лурканио – Джонатан Джонсон, Далинда – Хайди Стобер, Король – Кайл Кетелсен. Дирижер – Гарри Бикет. Режиссер – Ричард Джонс. Премьера Лирик-оперы. Постановка фестиваля Экс-ан-Прованс совместно с Амстердамской оперой, Канадской оперной компанией и Лирик-оперой Чикаго. 2 – 17 марта 2019 года (шесть спектаклей). Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля – 3 часа 55 минут с двумя антрактами.
После нескольких лет отсутствия в Лирик-оперу возвращается признанный гений барочной музыки Георг Фридрих Гендель с dramma per musica (так он называл свои оперы, и мы не будем перечить композитору) в трех актах “Ариодант”.
Автор либретто этой музыкальной драмы неизвестен. Известно только, что либретто создано на основе пьесы придворного врача великого герцога Тосканского (по совместительству – драматурга) Антонио Сальви “Гиневра, принцесса Шотландская”. В основе пьесы – героическая поэма XVI века “Неистовый Роланд” итальянского поэта эпохи Возрождения Лудовико Ариосто.
Премьера музыкальной драмы состоялась 8 января 1735 года в лондонском Ковент-Гарден.
После шестнадцати представлений постановку сняли со сцены Королевского театра.
…Как ставить Генделя сегодня, чтобы не было скучно? Как ставить этого вспыльчивого, нетерпеливого и капризного гения, питавшего отвращение ко всему, что могло стеснить его свободу?
В истории музыки нет, наверно, композитора более неуступчивого, чем Гендель. Один английский карикатурист изобразил его в виде “зверя-обольстителя”, топчущего ногами свиток, на котором написано: “Пенсия”, “Бенефис”, “Знатность”. Равнодушный и флегматичный Гендель – это фасад. Кто его видит только с этой стороны, тот никогда его не поймет, никогда не проникнет в его душу, взлетающую в порывах энтузиазма, гордости, гнева и радости, в душу, порой охваченную почти галлюцинациями. Он висел над пропастью на грани безумия – этот самый здоровый из гениев. Но об этих провалах сознания, о болезнях Генделя мир узнал после его смерти благодаря случайно открытой переписке. Его буйные выходки, его вспышки гнева сдерживались высочайшим самообладанием. Всю жизнь он сохранял в искусстве глубокую невозмутимость. В те дни, когда умирала его мать, которую он обожал, композитор писал беззаботную и счастливую оперу “Поро”. Ужасный 1737 год, когда он был на пороге нищеты, вошел в историю музыки двумя ораториями “Празднество Александра” и “Саул”, бьющими через край радостью и телесной силой. “Спокойны сердце, грудь, душа…”, – поется в конце одной из его опер. Искусство великого композитора Георга Фридриха Генделя было независимо от его жизни. В нем была нечеловеческая концентрация воли. Он достиг господства над вещами и над собой, и никто не подозревал о том напряжении нервов и сверхчеловеческой воли, которое было необходимо для поддержания этого спокойствия.
Все было для Генделя суетой сует, кроме музыки. Подобно Гете, для которого литература была единственной святой величиной, музыка была для Генделя тем невозмутимым, величественным миром, в который он не желал допускать житейские волнения. Его грандиозная и великолепная, его нежная и трогательная музыка повергает в трепет и возносит к высотам полнейшего блаженства. Музыкальное письмо было для композитора слишком медленным, ему нужна была бы стенография, чтобы поспевать за своей мыслью. Сочиняя первый акт оперы, он порой не знал о продолжении, а иногда продолжение писалось раньше либретто. Его оперы – длинные, торжественные, монументальные – всегда так и ставили: торжественно и величественно. Ставили величественно, а получалось… скучно. В операх Генделя очень важно то, что происходит на сцене во время исполнения арий. Любые, даже самые замечательные оперы XVIII века не могут слушаться сегодня так, как они слушались триста лет назад. Если поставить генделевских героев лицом к залу и заставить петь их семиминутные арии с многократными повторениями, получается скучно. На сцене в это время должно что-то происходить. “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” нужно уметь рассказать современным, живым театральным языком. Похоже, именно так была поставлена на фестивале Экс-ан-Прованс опера Генделя “Ариодант”, и – о, чудо! – оказалось, что с виду тяжеловесная опера Генделя полна юмора и веселья.
В этом сезоне – кажется, впервые в истории Лирик-оперы – мы видим две новые постановки одного режиссера – англичанина Ричарда Джонса: “Богема” и “Ариодант”. Его имя хорошо известно в театральных кругах. Режиссер он интересный, и спектакли ставит необычные. Помните “Гензель и Гретель” Э.Хумпердинка в Лирик-опере в сезоне 2012-13 годов? Это была его постановка. Несколько лет назад спектакль шел в серии “Метрополитен-опера в кино”.
Надо сказать, что в Лирик-опере спектакли по операм Генделя, как правило, удавались. Давайте вспомним остроумного “Юлия Цезаря” сэра Дэвида Маквикара с Дэвидом Дэниэлсом и Даниэль Де Низ (сезон 2007-08 годов). Чтобы зрителям не было скучно, в ход пошли все приемы: буффонада, цирковые трюки и эстрадные “гэги”, танец, балет, пантомима. К каждой сцене подобрали не только сценический, но и танцевальный рисунок, в каждой сцене появилась своя, особая пластика. Основное действие развивалось во время длинных арий героев – у остальных действующих лиц оперы для этого было достаточно времени. Создатели спектакля посмеялись не только над своими героями. Досталось и композитору. Я по-настоящему смеялся в сцене, когда Цезарю угрожала опасность. Во время свидания с Клеопатрой его предупредили, что воины Акиллы окружают дворец с намерением убить его. Но Цезарь пел и не мог уйти. Ему угрожает опасность, Клеопатра умоляет его бежать, но, лишь допев свою длиннющую арию до конца, Цезарь убегает. И Гендель прозвучал весь, и Цезарь улизнул от врагов. Иногда постановщика заносило слишком далеко, и тогда по заднику сцены проплывали современные корабли и подводные лодки, но в целом все было сделано со вкусом.
Еще один пример – “Геркулес” с Эриком Оуэнсом и Элис Кут (сезон 2010-11 годов). Постановщик Питер Селларс придумал, что Геркулес – бригадный генерал войск НАТО, возвращающийся с войны (в Афганистане или Ираке – непонятно) в американскую глубинку. По ходу спектакля было много неожиданностей. Так, в первой сцене Деянира ждет вестей от Геркулеса, предсказывает, что он никогда не вернется, и страдает, периодически ложась на пол и заламывая руки. При встрече с сыном она достает таблетки и глотает их одну за другой. “Наверняка, подсела на транквилизаторы”, – думает зритель и… не скучает. При попытке съесть очередную пилюлю сын забирает “святой ларец”…
Если возвращаться к “Ариоданту”, то надо сказать, что об этой опере все говорили летом 2017 года, когда на Зальцбургском фестивале показали постановку Кристофа Лоя и Йоханнеса Лайакера с невероятной Чечилией Бартоли в главной роли.
Конечно, Бартоли заменить невозможно, но я с большой надеждой жду нового появления на сцене Лирик-оперы Элис Кут. Меццо-сопрано из Великобритании известна нам по той самой партии Деяниры в “Геркулесе”, а также по партиям Октавиана (“Кавалер розы” Р.Штрауса, сезон 2015-16 годов) и – совсем недавно – Принца Шармана (“Золушка” Ж.Массне, сезон 2018-19 годов). Певица активно выступает с камерными концертами по Европе и США. Среди DVD-дисков Кут – оратория Генделя “Мессия” (EMI), партия Гензеля в опере Э.Хумпердинка “Гензель и Гретель” (EMI), партия Нерона в опере К.Монтеверди “Коронация Поппеи” (Decca), партия Маффио Орсини в опере Г.Доницетти “Лукреция Борджиа” (Medici Arts). Среди последних ангажементов певицы – оратория У.Элгара “Сон Геронтия” с Гамбургским симфоническим оркестром, цикл песен на стихи Ф.Рюккерта с Симфоническим оркестром Би-Би-Си, цикл Г.Берлиоза “Летние ночи” с Чикагским симфоническим оркестром и концертные выступления в разных городах Европы.
В беседе со мной генеральный директор Лирик-оперы Энтон Фрейд назвал “Ариодант”, “возможно, лучшей оперой Генделя” и добавил: “Я очень ее люблю. Мне кажется, характеры персонажей имеют психологическую глубину, что не всегда бывает в операх Генделя. Невероятно яркая, драматическая история. Гарри Бикет – выдающийся генделевед. Состав величественный. Компанию Элис Кут составляют американская певица Бренда Рей – фантастическое лирико-колоратурное сопрано, живет в Европе, часто выступает в Америке; Хайди Стобер, дебютировавшая в Лирик-опере в “Веселой вдове” несколько лет назад; Кайл Кетелсен, знакомый нам по “Дон Жуану”; британский контртенор Йестин Дэйвис. Только что он с огромным успехом играл на Бродвее с Марком Райленсом в спектакле “Фаринелли и король”. Я очень жду встречи с оперой Генделя”.
Вслед за господином директором я тоже с нетерпением жду встречи с “Ариодантом”. Ждать осталось совсем недолго!
Nota bene! Билеты на все спектакли сезона 2018-19 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать на сайте Лирик-оперы https://www.lyricopera.org/, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона появятся в продаже летом.