Один из лучших оперных театров мира – Лирик-опера Чикаго – объявил о планах на весну-лето 2021 года. Главная новость – наконец-то открывается аудиоархив, и миллионы любителей оперы во всем мире смогут услышать (пока – только услышать) полные записи опер, в разные годы исполнявшихся на сцене театра. Летом прошлого года я спрашивал об этом у Президента, генерального и главного исполнительного директора Лирик-оперы Энтони Фрейда. Вот мой вопрос и ответ господина Фрейда.
– Почти все ведущие оперные компании мира открыли свой видеоархив. Где в этом ряду Лирик-опера? Почему театр не показывает полные записи спектаклей?
– Дело в том, что мы ограничены договорами, которые препятствуют показам полных записей в видеоформате и трансляций в аудиоформате. По этому вопросу у нас продолжается обсуждение с партнерами. Большого видеоархива у нас нет. Мы записываем спектакли на одну камеру. Поэтому я не думаю, что мы сможем показать видеозаписи. Но у нас есть огромный аудиоархив спектаклей, и если мы договоримся, то сможем организовать аудиопрослушивание некоторых наших спектаклей.
Похоже, театр смог договориться с партнерами. Аудиотрансляции начались! С 15 марта в свободном доступе – три оперы: “Луиза Миллер” Дж.Верди, “Пиковая дама” П.Чайковского (оба спектакля – сезон 2019-20 годов), “Валькирия” Р.Вагнера (сезон 2016-17 годов). С 12 апреля откроется доступ к операм “Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти, “Троянцы” Г.Берлиоза (оба спектакля – сезон 2016-17 годов), “Русалка” (сезон 2013-14 годов); с 10 мая – к операм “Дон Жуан” В.А.Моцарта (сезон 2014-15 годов), “Пуритане” В.Беллини, “Риголетто” Дж.Верди (оба спектакля – сезон 2017-18 годов); с 1 июня – к операм “Богема” Дж.Пуччини, “Трубадур” Дж.Верди, “Электра” Р.Штрауса (все три спектакля – сезон 2018-19 годов). Список постоянно пополняется. Все аудиотрансляции проходят в серии Lyric Opera Streaming On Demand.
Расскажу более подробно о трех операх, которые можно услышать уже сегодня.
“Луиза Миллер” Дж.Верди. Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер – Франческа Замбелло. В главных партиях: Красимира Стоянова (Луиза), Джозеф Каллея (Рудольф), Куинн Келси (Миллер), Алиса Колосова (Федерика), Кристиан ван Хорн (Вальтер), Соломон Ховард (Вурм, дебют в Лирик-опере). Новая для Чикаго постановка принадлежит Опере Сан-Франциско. Запись сделана 8 октября 2019 года.
Это был второй спектакль шестьдесят пятого сезона Лирик-оперы и первая за почти сорок лет постановка “Луизы Миллер” в Чикаго. Спектакль запомнился прежде всего замечательными голосами солистов.
Партия Луизы – одна из самых любимых в разнообразном репертуаре Красимиры Стояновой. В беседе со мной певица сказала: “Я люблю Луизу за решительность, честность, гордый характер. Луиза из культурной семьи. Ее отец – музыкант, виолончелист. Гордая, сильная, бесстрашная шестнадцатилетняя девушка, Луиза верна своим принципам и готова отстаивать право на любовь… Верди создал пластичный и сильный характер главной героини. Он выделил в ней самое главное – способность принести себя в жертву ради любви… Луиза – честная душа. Она предпочла умереть, но не пойти на компромиссы”.
Любимица Чикаго Алиса Колосова известна нам не только по сцене Лирик-оперы, где в партии Ольги в опере П.Чайковского “Евгений Онегин” состоялся ее американский оперный дебют. В Симфоническом центре мы слышали Алису задолго до этого. В 2013 году она участвовала в первом в истории ЧСО исполнении “Магнификата” А.Вивальди, в январе 2015 года исполнила меццо-сопрановые партии в Первой симфонии Скрябина и Симфонической кантате С.Прокофьева “Александр Невский”, в феврале 2015 года была одной из четверки солистов в “Реквиеме” В.А.Моцарта. Всеми концертами дирижировал Риккардо Мути.
Алиса очень тепло отзывается о Чикаго: “ЧСО, маэстро Мути, Лирик-опера, друзья. Меня здесь окружили теплотой, заботой, вниманием… Я себя чувствую, как дома. Мне Чикаго очень дорог”. Накануне премьеры новой постановки “Луизы Миллер” в Чикагском русском литературном салоне Аллы Дехтяр состоялся чудесный вечер “Конец эпохи примадонны: в гостях у Салона – певица и критик”. Алиса приняла в нем участие вместе с кандидатом искусствоведения, оперным критиком Вадимом Журавлевым. После премьеры “Луизы…” я попросил строгого критика поделиться своими впечатлениями. Вот что он сказал: “…Я был потрясен, насколько сложна партия Луизы. Может быть, Красимира Стоянова – не певица моей мечты, но безусловно, она большой мастер. Я, кстати, живьем впервые слушал “Луизу…”. Эта опера редко встречается в репертуаре. Слава Чикаго, что ее поставили. Как ни странно, Каллея, которого я списывал со счетов, тоже был неплох, хотя у него возникли проблемы технического характера. Партия Рудольфа была лучшей, чем все, что я слышал до сих пор в его исполнении… Так что результаты превзошли ожидания”.
“Луиза Миллер” – первая опера, которой Энрике Маццола дирижировал в новом качестве ”Music Director Designate”. В полном объеме к своим обязанностям маэстро приступит в сезоне 2021-22 годов.
“Пиковая дама” П.Чайковского. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – Ричард Джонс. Режиссер возобновления – Бен Дэвис. В главных партиях: Брэндон Йованович (Герман), Сондра Радвановски (Лиза), Джейн Хеншель (Графиня), Сэмюэль Юн (граф Томский), Лукас Мичем (князь Елецкий), Элизабет Де Шонг (Полина). Совместная постановка Национальной оперы Уэльса, Болонского театра Комунале, Норвежской оперы и Канадской оперной компании. Запись сделана 19 февраля 2020 года.
После двадцати лет отсутствия на сцену Лирик-оперы вернулся шедевр Петра Ильича Чайковского. Местами опера смотрится, как захватывающий психологический триллер а-ля Хичкок. К режиссеру спектакля вопросов у меня много, но когда мы говорим об аудиотрансляции, на первый план выходят голоса. А к ним у меня претензий почти не было. Перед чикагской премьерой постановки я встретился с американским тенором Брэндоном Йовановичем. Брэндон был в хорошем настроении, шутил и охотно говорил о своем персонаже. Вот фрагмент нашей беседы.
– Вы понимаете Германа?
– Это сложно, но я стараюсь понять его.
– Он – сумасшедший?
– Он полон страсти, одержим игрой. Обычно такая одержимость приводит к сумасшествию. Я играю Германа как человека страстного, увлекающегося, неуравновешенного… Мне нравится постановка Ричарда Джонса. Нервная, необычная, но удобная для певцов. Я чувствую себя на сцене комфортно.
К своему огромному репертуару замечательная американская певица Сондра Радвановски добавила новую партию. В Лирик-опере состоялся ее дебют в партии Лизы. Очень хороши оказались Лукас Мичем в партии князя Елецкого, корейский бас-баритон Сэмюэль Юн в партии графа Томского и выпускница Центра оперного пения Райана при Лирик-опере Элизабет Де Шонг в партии Полины, а вот Джейн Хеншель явно не справилась с партией Графини.
“Валькирия” Р.Вагнера. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – Дэвид Паунтни.
В главных партиях: Эрик Оуэнс (Вотан), Брендон Йованович (Зигмунд), Элизабет Стрид (Зиглинда, дебют в Лирик-опере), Таня Ариане Баумгартнер (Фрикка), Айн Ангер (Хундинг, дебют в Лирик-опере), Кристина Герке (Брунгильда), Уитни Моррисон (Герхильда). Новая постановка. Запись сделана 1 ноября 2017 года.
Очень интересная постановка и множество новых для Чикаго голосов. Английский режиссер Дэвид Паунтни ставит Вагнера как семейную сагу, и это прочтение нам оказывается гораздо ближе, чем все “фэнтези”, которые мы видели до этого. Пафос снижается до обычной неблагополучной семьи, пусть и с чудесами всевозможными да магией волшебной. К сожалению, из-за пандемии финала “Кольца нибелунга” мы так и не увидели. Надеюсь, это случится в ближайших сезонах.
Вся информация о показах – на странице театра lyricopera.org/opera-streaming.
11 апреля в 2.00 pm состоится виртуальный концерт “Attila Highlights in Concert: Explore More with Enrique Mazzola”, в котором под сопровождение фортепиано и с комментариями Энрике Маццола прозвучат фрагменты из оперы Джузеппе Верди “Аттила”. Исполнители: Кристиан ван Хорн (Аттила), Тамара Уилсон (Одабелла), Мэтью Поленцани (Форесто), Куинн Келси (Аэций). В концерте участвуют солисты хора Лирик-оперы (хормейстер – Майкл Блэк). С оперы “Луиза Миллер” в сезоне 2019-20 годов начался проект театра “Ранний Верди”. Он был рассчитан на пять-шесть сезонов, в каждом планировалась постановка одной из ранних опер Верди. В этом сезоне должна была прозвучать девятая по счету опера композитора “Аттила”. Увы, по известным причинам спектаклю не суждено было осуществиться, поэтому пришла идея трансформировать спектакль в виртуальный концерт.
Стали известны подробности чикагской премьеры представления “Сумерки: боги” (“Twilight: Gods”). В главных партиях: Кэтрин Мартин (Вальтраута), Шон Паниккар (Зигфрид, дебют в Лирик-опере), Моррис Робинсон (Хаген), Донни Рэй Альберт (Альберих). Исполнительница партии Брунгильды станет известна в ближайшее время. Представление состоится 28 и 30 апреля, 2 мая в помещении… гаража парка “Миллениум” (Millennium Park Parking Garage). Это не опера, а, как сказано в аннотации, “частично арт-инсталляция, частично – живой спектакль, проходящий в неожиданном месте”. Да уж, место действительно неожиданное. Билеты здесь берут не за человека, а за машину. Один билет – $125. Представление сделано в сотрудничестве с Оперным театром Мичигана. Режиссер – новый художественный руководитель мичиганского театра Ювал Шарон. “Сумерки…” созданы под влиянием оперы Р.Вагнера “Гибель богов”, которой весной прошлого года должна была завершиться тетралогия “Кольцо нибелунга”. Президент Лирик-оперы Энтони Фрейд говорит: “Новое время рождает новые формы. Вместо того, чтобы придумывать замену сезону, мы позволили нашим художникам представить свои работы новаторским способом”.
В ближайших планах Лирик-оперы – концерт восходящих звезд мировой оперы – студентов Центра оперного пения Райана. В программе – фрагменты из опер и камерные сочинения. В концерте участвуют камерный ансамбль Оркестра Лирик-оперы под управлением Кристофера Аллена и пианист Крис Рейнолдс. Премьера – 29 апреля в 7.00 pm.
16 мая в 2.00 pm состоится концерт-чествование сэра Эндрю Дэвиса. Двадцать один сезон он был музыкальным руководителем Лирик-оперы. В программе: фрагменты из опер в диапазоне от “Свадьбы Фигаро” В.А.Моцарта (первая опера, которой сэр Дэвис дирижировал в Чикаго) до “Похождения повесы” И.Стравинского. В концерте будут участвовать многие знаменитые исполнители. Об этом и других предстоящих концертах Лирик-оперы я расскажу в будущих выпусках Оперного обозрения.
Nota bene! Полная информация о концертах и спектаклях Лирик-оперы – на сайте театра lyricopera.org/shows/upcoming/.