Действующие лица и исполнители: Мария — Каниша Фелисиано (дебют на сцене Лирик-оперы), Тони — Райан Маккартан (дебют на сцене Лирик-оперы), Рифф — Бретт Тиле, Анита — Аманда Кастро, Бернардо — Юрел Эчезаррета (дебют на сцене Лирик-оперы). Дирижер — Джеймс Лоу. Режиссер — Франческа Замбелло.
Совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и фестиваля “Глиммергласс”. Продолжительность спектакля — 2 часа 30 минут с одним антрактом. Спектакль идет до 25 июня 2023 года.
После премьеры 2019 года Лирик-опера Чикаго возобновляет “Вестсайдскую историю” Леонарда Бернстайна, Стивена Сондхайма и Джерома Роббинса в постановке Франчески Замбелло.
“Вестсайдская история” — первый настоящий классический мюзикл. Родившийся под влиянием драмы Шекспира “Ромео и Джульетта”, он создан по пьесе Артура Лорентса “История западной окраины”. Действие пьесы происходит в Америке в начале пятидесятых годов XX века. Джером Роббинс предлагал построить сюжет вокруг конфликта католиков и евреев, а временные рамки ограничить пасхальными праздниками. К сожалению, испугавшись протестов религиозных кругов, от этой идеи создатели мюзикла решили отказаться, переключившись на не менее актуальную тему расовой вражды. В центре сюжета — любовь пуэрториканки Марии и итальянца Тони. Эти герои как будто взяты прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка. В выборе выразительных средств большое значение имеет живая разговорная речь, почти жаргон, и привычные музыкальные ритмы.
Бернстайн, Сондхайм, Роббинс — лучшие силы американского музыкального театра объединились в работе над мюзиклом.
Сондхайму было двадцать семь лет, когда он сочинил песни к “Вестсайдской истории”. Тогда его называли молодым гением. Сегодня можно сказать, что он оправдал высокие ожидания. Сондхайм — автор легендарных мюзиклов “Компания” (“Company”, 1970), “Фолис” (“Follies”, 1971), “Маленькая ночная музыка” (“A Little Night Music”, 1973), “Тихоокеанские увертюры”(“Pacific Overtures”, 1976), “Свинни Тодд” (“Sweeney Todd”, 1979); кинокомпозитор, написавший, среди прочего, музыку к фильму “Дик Трейси” (“Dick Tracy”, 1990), блестящий интеллектуал, знаток европейской классической музыки и литературы, острослов и полемист. Его персонажи — не застывшие манекены, открывающие рот во время представлений, а живые герои, словно на вечер поднявшиеся на сцену из городской толпы. Ничего искусственного, ничего поддельного, ничего наносного — с такими идеями Сондхайм начинал свою работу в музыкальном театре (“Вестсайдская история” — лучшее тому подтверждение), и этим принципам он не изменял на протяжении всей жизни.
Роббинс — многолетний хореограф Нью-Йоркского городского балета. Он родился в семье еврейских эмигрантов Рабиновичей, и, как многие еврейские дети, учился играть на скрипке, а потом неожиданно проявил способности в танце. В результате он сделал потрясающую карьеру и заложил, наряду с Баланчиным, основы классического балета в США. С ровесником Бернстайном Роббинс сразу нашел общий язык. Его первым балетом в 1944 году был спектакль “Матросы на берегу” на музыку Бернстайна. В том же году для Бродвея он переделал балет в мюзикл и поменял название на “Увольнение в город”. В 1956 году Роббинс поставил балет “Концерт”.
Год премьеры “Вестсайдской истории” был переломным в карьере Леонарда Бернстайна. К 1957 году Нью-Йоркский филармонический оркестр потерял многих слушателей. Требовались отчаянные меры, и правление оркестра бросилось на поиски способной привлечь публику звезды. Выбор пал на молодого Бернстайна. К тому времени он был звездой Бродвея. Пересадив Ромео и Джульетту в среду латиноамериканских уличных бандитов, ему предстояло побить все рекорды своей “Вестсайдской историей”. До серьезной классической музыки, казалось, было так же далеко, как до Луны. Тем не менее менеджеры оркестра пришли к Бернстайну. “Впервые в нашей истории у нас появился крепкий мост, связавший Филармонический с молодым населением страны”, — радовался один из скрипачей оркестра.
Тридцатидевятилетний, элегантный, Бернстайн быстро приобретал известность на телевидении, радио и в музыкальных кругах. Он был продуктом манхэттенской эры, давшей миру романы Мейлера и Видала, полотна Ротко и Поллока, театр Уильямса и концертные сочинения Копленда и Барбера. “Ленни был частью нью-йоркского поколения, считавшего, что все идет к лучшему”, — вспоминал его ученик, многолетний руководитель Сан-Францисского симфонического оркестра Майкл Тилсон Томас. “Бернстайн отождествляет себя с Нью-Йорком, — говорил Иегуди Менухин. — Ленни — это воплощение, кристаллизация многого из того, что отличает жизнь Нью-Йорка. В конце концов, это же он написал песню “Нью-Йорк, Нью-Йорк, прекрасный город”.
Бесхитростная неофициальность Бернстайна приводила в замешательство традиционную концертную публику, которой нравилось, когда маэстро облекается в ореол загадочности. Публике были совсем не по душе и прыжки дирижера по сцене, и вступительные лекции перед концертами. Над экстравагантностью поведения Бернстайна на подиуме посмеивались. Интерпретации нередко называли вульгарными. Его обвиняли в склонности к дешевым внешним эффектам. Создавалось впечатление, что он просто не способен получить хорошую рецензию. Зато молодежь его обожала. Число продаваемых абонементов при Бернстайне утроилось.
Говоря о “Вестсайдской истории”, нью-йоркские снобы с некоторой долей презрения произносили слово “мюзикл”, но Бернстайна это не волновало. Он никогда не проводил границу между так называемой “развлекательной” и так называемой “серьезной” музыкой. Он писал и дирижировал как той, так и другой. В своей книге “Радость в музыке” Бернстайн назвал Пятую симфонию Бетховена джазом, а американский мюзикл — большой оперой, сравнив его с музыкой Баха. Для Бернстайна существовал только один критерий — качество музыки.
Премьера “Вестсайдской истории” состоялась 19 августа 1957 года в Национальном театре Вашингтона. Мюзиклу с самого начала сопутствовал успех. Постановка прошла на Бродвее семьсот тридцать четыре раза, после чего началось ее триумфальное шествие по всему миру. Уже в 1960 году мюзикл был снова поставлен в Нью-Йорке, в 1968 — включен в репертуар Линкольн-центра.
Всему миру известен снятый на основе мюзикла одноименный голливудский фильм 1961 года Роберта Уайза и Джерома Роббинса с Натали Вуд в главной роли. Картина получила десять премий “Оскар” из одиннадцати номинаций, в том числе — как лучший фильм года. Премию за лучшую режиссуру Уайз и Роббинс разделили между собой. Роббинс стал единственным в истории режиссером, получившим “Оскар” за свой первый и последний фильм.
В главных ролях — звезды Бродвея Каниша Фелисиано и Райан Маккартан. Всего в спектакле участвуют около ста артистов из Чикаго и других городов Америки.
Художественный руководитель Вашингтонской национальной оперы и фестиваля “Глиммергласс”, театральный и оперный режиссер Франческа Замбелло третий раз работает в Чикаго. Ее предыдущими постановками были оперы “Саломея” Р.Штрауса (сезон 2006-07 годов) и “Тристан и Изольда” Р.Вагнера (сезон 2008-09 годов), а также первый американский мюзикл “Плавучий театр” Дж.Керна и О.Хаммерстайна (сезон 2011-12 годов).
“Вестсайдская история” — последний спектакль 68-го сезона Лирик-оперы. Новый, 69-й сезон 2023-24 годов откроется 23 сентября оперой “Летучий голландец” Р.Вагнера.
Nota bene! Билеты на “Вестсайдскую историю”, а также абонементы на спектакли сезона 2023-24 годов Лирик-оперы можно заказать на сайте www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона появятся в продаже летом.