6-8 и 11 июня, 7.30 pm. В эти дни нас ждут нечастые в Чикаго вечера французской музыки. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО): пьеса “Весенним утром” Лили Буланже, Пятый (“Египетский”) фортепианный концерт К.Сен-Санса (солист — Жан-Ив Тибодо), сюита “Иберия” К.Дебюсси, Болеро М.Равеля. Дирижер — Стефан Денев.
Среди четырех французских композиторов программы есть имя почти неизвестное — Лили Буланже (1893-1918), младшая сестра педагога и композитора Нади Буланже. Ее мать Раиса Мышецкая — певица из Санкт-Петербурга; отец Эрнест Буланже — композитор, педагог Раисы по Парижской консерватории. Дедушка Фредерик Буланже был известным французским виолончелистом, бабушка Джульетта — певицей. Когда Лили исполнилось два года, друг семьи Буланже, композитор Густав Форе обнаружил у нее абсолютный слух, и родители стали учить девочку музыке. Ноты она научилась читать раньше, чем буквы. До пяти лет посещала классы Парижской консерватории, потом занималась на курсах теории музыки, брала уроки пения и игры на органе, фортепиано, скрипке, виолончели и арфе. (В скобках замечу, что она прекрасно играла на всех этих инструментах!) С детства Лили часто болела, поэтому образованием, в основном, занималась дома. В 1913 году в возрасте девятнадцати лет она получила Большую римскую премию за кантату “Фауст и Елена”, став первой женщиной — лауреатом этой премии. (Спустя год ее успех повторит ее старшая сестра Надя.) Трагическое восприятие жизни было присуще Лили с детства. Отсюда — темы горя и утрат в ее сочинениях. Последние годы она тяжело болела и умерла от туберкулеза кишечника (теперь это заболевание называется болезнью Крона). В ее комнате осталась незаконченная партитура оперы “Принцесса Малеин”. Автор книги “Мои друзья-музыканты”, музыковед Элен Журдан-Моранж пишет: “Худенькая, белокурая, воздушная, Лили напоминала ангела с картин итальянского Возрождения. Надя была всей душой предана сестре и постоянно восторгалась ею. Но увы, Лили Буланже пробыла лишь год на вилле Медичи. Она умерла в возрасте двадцати четырех лет, оставив достаточно значительное музыкальное наследие… Надя посвятила всю жизнь обработке сочинений сестры, совершенно позабыв о собственных”.
Импрессионистская пьеса “Весенним утром” (“D’un matin de printemps”) была написана вместе с пьесой “Грустным вечером” в последние месяцы короткой жизни Лили Буланже.
Подзаголовок Пятого концерта Сен-Санса для фортепиано с оркестром гласит — “Египетский”. Композитор сочинил его весной 1896 года во время поездки по Египту. Премьера Концерта состоялась 6 мая 1896 года в парижском концертном зале Плейель на юбилейном концерте по случаю пятидесятилетия дебюта Сен-Санса в этом концертном зале. За роялем был сам композитор. Концерт посвящен французскому пианисту Луи Дьемеру.
Из Египта Сен-Санса — в Испанию Дебюсси и Равеля. Оба композитора восхищались этой страной и в музыке сумели передать особенности испанского фольклора.
Французский пианист Жан-Ив Тибодо — частый гость в Чикаго. Последний раз мы слышали его в камерном концерте с японской скрипачкой Мидори. Они исполнили три скрипичные сонаты Л.ван Бетховена: ля мажор, ми бемоль мажор и ля мажор (“Крейцерова”).
Логично, что французской программой дирижирует французский маэстро. Стефан Денев — выпускник Парижской консерватории. Свою музыкальную карьеру он начал с того, что ассистировал великим: Георгу Шолти в Orchestre de Paris, Жоржу Претру — в Парижской опере, Сейджи Озаве — на Saito Kinen Festival Matsumoto. Американский дебют Денева состоялся в 1999 году в Опере Санта-Фе с “Диалогами кармелиток” Ф.Пуленка. С 2014 по 2020 годы он был главным приглашенным дирижером Филадельфийского симфонического оркестра.
Денев женат, дочери Альме шестнадцать лет. Семья живет в Сент-Луисе (штат Миссури), по месту работы дирижера. Стефан Денев является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сент-Луиса. Его контракт с оркестром продлен до конца сезона 2025-26 годов. Кроме этого, Денев является художественным руководителем оркестра New World Symphony.
За 75 минут перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
9 июня, 3.00 pm. Концерт замечательной американской скрипачки Хилари Хан — лауреата трех премий “Грэмми”, артиста-резидента ЧСО и артиста 2023 года по версии журнала Musical America — называется “Hilary Hahn & Friends”. В программе: Первая и Третья скрипичные сонаты И.Брамса, пьесы для соло скрипки “Through My Mother’s Eyes” Стивена Бэнкса и “Shards of Light” Карлоса Саймона, пьеса “Musings for Two Violins” Джесси Монтгомери. Среди друзей Хилари — концертмейстер ЧСО Роберт Чен, пианист Андреас Хефлигер, танцовщица Лаура Мортон Ла Русса (PARA.MAR Dance Theatre). Хореограф — основательница и художественный руководитель PARA.MAR Dance Theatre Стефани Мартинес.
Хилари Хан родилась 27 ноября 1979 года в городе Лексингтон (штат Виргиния). Выросла в Балтиморе (штат Мэриленд). Начала играть на скрипке в четыре года. В одиннадцать лет состоялся ее дебютный концерт с Балтиморским симфоническим оркестром. Училась у русских педагогов: сначала у профессора Клары Беркович, потом (в Институте музыки Кертиса) — в классе Яши Бродского. Была артистом-резидентом Венского концертного зала, JapanArts в Токио, Национального оркестра Лиона, Филармонического оркестра радио Франции, Филадельфийского и Сиэтлского симфонических оркестров, работала виртуальным артистом-резидентом Филармонического общества Orange County. Ее диски выпускают фирмы Decca, Deutsche Grammophon, Sony. Три премии “Грэмми” получила за альбомы 2003 (Концерты И.Брамса и И.Стравинского), 2008 (Концерты А.Шенберга и Я.Сибелиуса) и 2013 (“In 27 Pieces: the Hilary Hahn Encores”) годов.
Дебютное выступление Хилари Хан в Чикаго состоялось в феврале 2002 года в рамках гастролей Симфонического оркестра Концертгебау под управлением Риккардо Шайи. Хан солировала в Первом скрипичном концерте Д.Шостаковича. В 2007 году со Скрипичным концертом К.Голдмарка Хан впервые выступила с ЧСО. С тех пор она не раз возвращалась в Чикаго, играла в симфонических и камерных концертах. В ноябре 2016 года в камерном концерте, кроме произведений Баха, Моцарта, Шуберта, она исполнила Партиту для скрипки Антона Гарсиа Абрила. Испанский композитор сочинил для Хилари шесть партит, и, по ее словам, прекрасней музыки трудно себе представить.
Хилари Хан играет на уникальной скрипке французского мастера Жана-Батиста Вийома работы 1864 года. Концертом 9 июня она заканчивает трехлетнее пребывание на посту артиста-резидента ЧСО. В следующем сезоне ее сменит пианист Даниил Трифонов.
Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.