Героиня нашего сегодняшнего интервью – популярная в нашем комьюнити фотограф Вероника Кислова (Vera Zhivago Photography). Ее работа — запечатлевать особые моменты в жизни своих клиентов с помощью художественных, творческих, причудливых и веселых фотографий. Вероника поделилась с нами подноготной профессии фотографа. Фотография — не так просто, как порой кажется со стороны.
Расскажите о вашем пути к фотографии
Я закончила экономический факультет Киевского университета по специальности «международная торговля». Но я всегда была человеком творческим и постоянно искала приложение своим креативным способностям. Случайно узнала, что при киевской студии им. Довженко, широко известной своими знаменитыми фильмами советских времен, открылись курсы художественной фотографии. Я пошла туда и проучилась около двух лет. Мне очень нравилось, что преподавали там не только то, как фотографировать, какие настройки фотоаппарата использовать, но и рассказывали о фотографии как об искусстве. Мы ходили по выставкам, изучали историю искусств. В качестве учебных заданий делали фотографии, за которыми стоят какие-то истории, не просто, предположим, портреты или пейзажи.
Когда вы решили сделать фотографию своей профессией?
Когда приехала в Америку. Взвесила все возможности и решила, что фотография больше всего подойдет мне на этом этапе. Начала с фотографирования детей, потому что много фотографировала своего собственного ребенка, мне это было близко и понятно. Ну и спрос на это был. Потом расширила свои услуги и стала делать семейные фотосессии, снимать свадьбы и мероприятия, фотосессии для беременных.
Снимать свадьбы – сложно?
Да, это непростой процесс. Обычно очень большое давление со стороны клиентов. Все хотят всё. Сделать кучу фотографий вдвоем. Угодить всем родственникам. Плюс обычно очень плотный график. Например, есть 15 минут между одной частью церемонии и другой, и за это время ты должен выдать какой-то креатив, как-то необычно сфотографировать пару, чтобы при этом платье было видно, вдалеке виднелся даунтаун и так далее. Это сложно. Если бы я сейчас выходила замуж, фотосессию сделала бы отдельно от церемонии и гостей.
Какой тип фотографии вам нравится больше всего?
Когда удается показать эмоции. Очень нравится снимать детей – они как правило очень открытые, не стесняются. Нравится снимать мероприятия, например, бар-мицвы и бат-мицвы. Еще один мой любимый вид фотосессий – Cake smash, ее обычно заказывают на годик. Ребенка одевают в красивую одежду и дают торт в полное распоряжение, и он его начинает размазывать, пытаясь есть. Здесь очень большой простор для творчества, можно использовать различные предметы, например, ванночки, мягкие игрушки, машинки. Получаются очень милые фотографии.
Есть ли у вас какие-то особые секреты, как фотографировать детей?
Во-первых, не надо спешить — должно быть столько времени, сколько потребуется. Во-вторых, нужно как-то расположить к себе ребенка, поговорить с ним, постараться посмотреть вокруг его глазами.
Работа фотографа – это не просто нажатие кнопки на фотоаппарате. Получается, это еще и работа психолога…
Да, очень важно раскрепостить человека перед съемкой. Вы бы знали, сколько раз я слышала: «Ой, я некрасиво получаюсь, я не фотогенична, я не умею позировать, сделайте меня худой…» Мне кажется, что все люди фотогеничны, просто нужно расслабиться и довериться фотографу. Я всегда помогаю с позированием. Как встать, как повернуться, выпрямить спину и т.д. Но человек должен мне доверять и не быть зажатым.
Вообще, хочу сказать, что работать фотографом – это не просто, как может показаться со стороны. Во-первых, ты должен держать в голове все нужные для данного момента настройки фотоаппарата. Во-вторых, выбрать интересный вид и выгодный ракурс. В-третьих, наладить с человеком контакт, расслабить его. И после того, как в течение часа-двух ты снимаешь, садишься за компьютер и начинаешь обработку отснятого.
Сколько времени занимает обработка фотографий?
Немало. Например, если я снимаю какое-то мероприятие, то делаю очень много кадров, около четырех тысяч. Представьте себе, сколько времени нужно, чтобы пройтись через все эти фотографии, выбрать лучшие, подтянуть, подправить. Конечно, многое зависит от конкретной цели. Какие-то клиенты хотят видеть себя как можно естественнее, тогда это только цветокоррекция и кадрирование. Иногда хотят, чтобы я подправила, например, тон кожи, подтянула прическу и т.д. Сильно влияет самооценка человека; если человек себя принимает таким каким он есть, то коррекция минимальная. Если же человек хочет видеть себя более красивым – то моя задача удовлетворить это его желание.
Получается, что съемка – это, как говорится, только верхушка айсберга.
Да, поэтому меня очень удивляет, когда люди говорят, что быть фотографом – просто, пошел, пощелкал и готово. Это большая работа. Кроме того, эта профессия требует постоянного обучения. Поэтому я все время учусь. Прошла много различных курсов по фотографии, посещала семинары для стилистов. Сейчас планирую взять курс о нюансах студийной съемки.
Хватает ли времени и сил на фотографирование себя и своей семьи?
Ой, к сожалению, сапожник без сапог. Стараюсь, но не всегда получается. Но обязательно делаю для дочери раз в году фотосессию. Хотя чем ближе она к подростковому возрасту, тем сложнее ее заманить пофотографироваться. Зато я ее научила, и она меня стала очень неплохо снимать.
Вы подписываете свои фотографии псевдонимом Vera Zhivago. Почему вы выбрали такое имя?
Вера – сокращенно от Вероники. Живаго – девичья фамилия моей мамы. Всегда шучу, что никакого отношения к Пастернаку и тем более к нашему местному ресторану «Живаго» я не имею.
Какие тренды существуют сегодня в портретной фотографии?
Сейчас стремятся показать эмоции. Минимум фотошопа. Но в целом, у каждого фотографа – свой стиль. У меня за десять лет работы тоже сформировался свой стиль, клиенты его знают, он их устраивает. Моя картинка более светлая, яркая, чем модно сейчас, я использую срежиссированные сюжеты, а не ловлю естественные ситуации. Мои клиенты хотят видеть себя в наилучшем виде. Так что тренды – трендами, но клиенты выбирают сами. Поэтому со многими клиентами работаю уже много лет, жизнь идет, дети растут, я фотографирую новые этапы жизни семей моих клиентов.
Что самое важное, чтобы получился хороший кадр?
Свет, цвет и композиция – это самое главное.
Вы даете рекомендации клиентам, в чем, в какой одежде, какого цвета, прийти к вам на фотосессию?
Да, стараюсь донести до клиентов, что важно выбрать одежду, сочетающуюся с местом съемки. Если это семейная фотосессия, то одежда всех участников тоже должна гармонировать между собой. Советую, какие цвета одежды будут смотреться выигрышно. Например, если фотосессия проходит на природе, то лучше одеться в цвета, встречающиеся в природе. Но я лишь советую, клиент может решить одеться так, как ему удобнее.
Сейчас у каждого в руке – телефон с отличной камерой. Как это меняет вашу профессию? Не станет ли каждый сам себе фотографом?
Мы опять возвращаемся к трем китам фотографии – свету, цвету и композиции. Да, современные телефоны имеют великолепные камеры, я сама обожаю IPhone, даже перестала в поездки брать камеру, снимаю на телефон. Но только хорошей камеры мало; если человек понимает толк в свете, цвете и композиции, он, действительно, и на телефон сделает отличные снимки. А можно и на крутой фотоаппарат снять ерунду.