10 ноября, 7.30 pm. В Чикагском симфоническом центре — вечер Максима Венгерова (скрипка) и Полины Осетинской (фортепиано). В программе: Три романса Клары Шуман, Скерцо до минор из сонаты F.A.E. И.Брамса, Третья скрипичная соната Р.Шумана, Пять мелодий и Скрипичная соната ре мажор С.Прокофьева.
Один из лучших скрипачей мира Максим Венгеров после семилетнего отсутствия возвращается в Чикаго! Венгеров родился в 1974 году в Челябинске. Вырос в Новосибирске. Первые уроки игры на скрипке получил у известного педагога Захара Брона. После этого были эмиграция в Германию, переезд в Израиль (одно время Венгеровы жили в доме у бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, чья семья тесно связана с музыкой), победа на международном конкурсе скрипачей имени Карла Флеша (Венгеров выиграл этот конкурс в возрасте пятнадцати лет) и головокружительная карьера концертирующего скрипача. Венгеров давал за год сто тридцать концертов в ста городах мира — чаще, чем один раз в три дня! Венгеров получил премию “Грэмми”, выступил со всеми ведущими оркестрами мира, переиграл, кажется, весь скрипичный репертуар, заслужил сравнения с Давидом Ойстрахом и Исааком Стерном. В 1999 году он начал играть на старинной скрипке и поехал к английскому клавесинисту и дирижеру Тревору Пинноку учиться “настоящей” исполнительской технике XVIII века. Это практически первый в истории случай, когда скрипач ТАКОГО уровня переключается на старинные инструменты. Но Венгеров не только овладел старинной скрипкой — он стал давать концерты, исполняя произведения и на старинных, и на современных инструментах. Один из лондонских критиков заметил: “Венгеров переписывает музыкальную историю нашего времени”. Одно время Максим преподавал в “Musikhochschule des Saarlandes” недалеко от Франкфурта. С 2005 года он — профессор Королевской музыкальной школы Лондона. С 2008 по 2012 годы Венгеров отошел от сольного музицирования и активно занялся дирижированием. Вот что он говорил по этому поводу: “Во-первых, изучение дирижерского мастерства расширило мой кругозор. Теперь я смотрю на музыку не только глазами скрипача. Во-вторых, это помогает мне бороться с одиночеством, от которого страдают солисты”. Возвращение к любимому инструменту состоялось в марте 2012 года в Лондоне. Венгеров заменил заболевшую Марту Аргерих в концерте с Санкт-Петербургским симфоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова. Спустя месяц там же, в Лондоне, состоялся сольный концерт Венгерова. В ноябре 2011 года Венгеров женился. Его избранницей стала Ольга Грингольц — сестра известного скрипача Ильи Грингольца. В семье две дочери и сын. Семья проживает в Монако. Венгеров играет на скрипке “Ex-Kreutzer” работы Страдивари 1727 года! В начале двухтысячных — во времена руководства Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) Даниэлем Баренбоймом — Венгерова почти каждый год можно было услышать в Чикагском симфоническом центре. Мне запомнились его концерты 2001 и 2003 годов в рамках Дней музыки. Он исполнял Токкату и Чакону И.С.Баха, Третий концерт В.А.Моцарта для скрипки и фортепиано (за роялем был Даниэль Баренбойм), Скрипичный концерт Ф.Мендельсона. Играл он и современные произведения, например, в сольном концерте 2004 года исполнил Сонату Р.Щедрина. После ухода Баренбойма Венгеров какое-то время перестал появляться в Чикаго, но потом выступления возобновились. В 2013 году он блестяще исполнил Скрипичный концерт Б.Бриттена с ЧСО под управлением Дж.Конлона, а также (с израильским пианистом Итамаром Голаном) представил интересную программу в театре “Мартин”. Последний раз в большом Чикаго мы слышали Венгерова на Музыкальном фестивале Равиния летом 2015 года. Он выступал с Итамаром Голаном. С ним он дебютировал в Равинии в 1993 году в программе “Будущие звезды”. В апреле 2021 года ожидалось выступление Венгерова с Симфоническим оркестром академии Санта-Чечилия под управлением тогдашнего музыкального руководителя сэра Антонио Паппано, но гастроли итальянского оркестра не состоялись. Учитывая, что в последние годы Максим Венгеров довольно редко балует зрителей своим скрипичным мастерством, предпочитая палочку дирижера, его предстоящие концерты приобретают особый интерес.
Что касается Полины Осетинской, то мы слышали ее в Чикаго в июне в сольном концерте “Музыка барокко в авторском кинематографе”. В интервью Сергею НиколаЕвичу Полина сказала очень важные, как мне кажется, слова: “Сегодня мы живем на осколках нашего прежнего мира, в ситуации абсолютного слома. Вначале мир сломал ковид. Из него мы все вышли изрядно потрепанными и измученными. Сейчас война. Это всегда страшное испытание, после которого, как мы знаем из учебников истории, разваливаются империи, рушатся государства. Я чувствую, что в воздухе разлито безумие, а все мы являемся винтиками в безумной машине, которая несется непонятно куда. Играть музыку — единственный доступный мне способ противостоять всеобщему хаосу и безумию”.
12 ноября, 3.00 pm. Воскресный цикл сольных фортепианных концертов открывает выступление сэра Андраша Шиффа. Программа будет объявлена со сцены.
Прекрасный музыкант, популяризатор музыки, человек с безупречной репутацией и активной гражданской позицией, Шифф весной 2011 года выступил с осуждением властей Венгрии в связи с ростом националистических настроений в стране. В знак протеста он решил отказаться от дальнейших выступлений на родине. Несколько лет назад в Нью-Йорке Шифф вместе с Гидоном Кремером участвовал в симпозиуме, посвященном проблеме преследования людей по расовому признаку. В Чикаго сэр Андраш выступал последний раз в ноябре 2017 года. С ЧСО он исполнил Пятый фортепианный концерт И.С.Баха и Первый фортепианный концерт Л.ван Бетховена.
14 ноября, 6.30 pm. Концерт Civitas Ensemble. В программе: Фортепианные квинтеты Флоренс Прайс и Белы Бартока. В составе Civitas Ensemble — музыканты ЧСО: ассистент концертмейстера Юан Квинг Йу, скрипач Симон Михал, альтистка Вейджин Михал, ассистент концертмейстера секции виолончелей Кеннет Олсен, пианист Уинстон Чой.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.