В сегодняшнем выпуске Музыкального обозрения – о трех концертах Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением трех великих дирижеров. Концерты можно посмотреть бесплатно на сайте ЧСО.
В 1951 году ЧСО стал первым оркестром Америки, появившимся на телевизионном экране. Серия на канале WGN-TV называлась “Hour of Music”, позднее она получила название “Great Music From Chicago”. В концертах серии участвовали выдающиеся дирижеры и солисты из разных стран мира. Один из таких концертов записан на студии WGN 4 марта 1962 года.
CSO’s Archives: Great Music From Chicago: Episode 1 – Jean Martinon & Isaac Stern. В программе: Кончерто гроссо соль минор Г.Ф.Генделя, Первый скрипичный концерт В.А.Моцарта (скрипач – Исаак Стерн), Скерцо из концертной увертюры “Сон в летнюю ночь” Ф.Мендельсона. Дирижер – седьмой (с 1963 по 1968 годы) музыкальный руководитель ЧСО Жан Мартинон. Ведущий вечера – Джим Конвей.
Дирижер и композитор Жан Франциск-Этьен Мартинон (1910-1976) родился в Лионе (Франция). Закончил Парижскую консерваторию. Во время Второй мировой войны служил во французской армии. В 1940 году попал в плен. В 1946 году стал дирижером Филармонического оркестра Бордо. В разные годы сотрудничал с Симфоническим оркестром Дюссельдорфа, Национальным симфоническим оркестром Франции, Израильским и Лондонским филармоническими оркестрами. Репертуар Мартинона фокусировался на произведениях французских и русских композиторов начала XX века, но не ограничивался ими. В марте 1962 года он провел с ЧСО три недели репетиций и концертов. Через два месяца ему пришло предложение стать музыкальным руководителем оркестра. После одиннадцати лет правления Фрица Райнера в Чикаго появился дирижер с другим менталитетом.
В беседе со мной многолетний концертмейстер ЧСО Сэмюэль Магад отозвался о Мартиноне немногосложно: “Он был хорошим музыкантом, но у него не было контакта с оркестром”. В книге “Кто убил классическую музыку?” британский музыкальный критик Норман Лебрехт отзывается о Жане Мартиноне, как о “бесцветном” дирижере. Лебрехт пишет: “В 1969 году Уилфорд (на тот момент – глава дирижерского отдела компании Columbia Artists Management. – Прим. автора.) предложил кандидатуру Караяна ЧСО, где искали замену бесцветному Жану Мартинону. Совет попечителей пришел в восторг от перспективы делить художественного руководителя с Берлинским филармоническим оркестром, но когда Уилфорд рассказал о своей идее Караяну, тот не пожелал и слышать об этом. “Ему не нравилось в Америке”, – рассказывала Дженис Уилфорд. Совет Чикагского оркестра проявил меньшее понимание. “Уилфорд все испортил, – сказал один из менеджеров. – Он не смог сдержать слово”.
С идеей познакомить Чикаго с музыкальным “императором” Европы Гербертом фон Караяном ничего не вышло. Новым, восьмым музыкальным руководителем ЧСО стал маэстро Георг Шолти.
В качестве образца работы маэстро Шолти с оркестром на сайте ЧСО можно посмотреть часовой фильм “Solti’s Beethoven: The Fifth Symphony Revisited”. В первой половине картины собраны фрагменты репетиций Шолти в Симфоническом центре Чикаго и его замечания о Пятой симфонии Л.ван Бетховена, сделанные за роялем в лондонском доме; во второй – Пятая симфония в исполнении ЧСО. Запись сделана в Чикагском симфонической центре в мае 1989 года. Фильм входит в серию PBS’ Great Performances. Годы руководства ЧСО Георгом Шолти считаются “золотым веком” оркестра. В том виде, в каком мы его знаем и любим, ЧСО создал Фриц Райнер, а Шолти заставил полюбить ЧСО весь мир. С Шолти оркестр отправился в первое европейское турне (шесть недель в 1971 году), провел первый тур по Японии (1977 год), Австралии (1988 год), первые выступления в Москве и Санкт-Петербурге (1990 год). Поездки оркестра следовали одна за другой. А еще огромное количество времени Шолти тратил на студийные записи. Им исполнена и записана практически вся оперная и симфоническая музыка, по словам самого дирижера – пятьдесят пять опер и более двухсот симфоний. Бывало, оркестр записывал новые сочинения каждую неделю. Записи Шолти тридцать один раз удостаивались премии “Грэмми”: уникальный факт, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса! Двадцать четыре из тридцати одной премии получены Шолти за записи с ЧСО. В общей сложности ЧСО получил шестьдесят две премии “Грэмми” за лучшие записи – лучший результат среди всех симфонических оркестров мира.
В Чикаго воспринимали Шолти как своего. До сих пор многие вспоминают, как он жил в городе одной жизнью с оркестром. Я не знаю, откуда взялся этот миф, но это не так. Жил Шолти в Лондоне и не проводил в Чикаго ни одного дня больше, чем было положено по контракту. В Чикаго для него держали номер в роскошном отеле “Мейфэйр-Риджент”. Он сократил один из сезонов, чтобы попасть в Лондон на празднование дня рождения дочери, а в год столетия оркестра ограничил свою работу с ним всего шестью неделями. “Это я им нужен – они мне не нужны,” – да, к сожалению, так он однажды сказал о Чикаго и ЧСО. Тем не менее именно с чикагским оркестром Шолти добился самых впечатляющих результатов.
На следующий год после прихода Шолти в ЧСО концертмейстером оркестра стал Сэмюэль Магад. Сорок восемь лет служил маэстро в оркестре! В 2007 году Магад ушел с поста концертмейстера. Он живет в Чикаго и продолжает педагогическую деятельность. В беседе со мной он, в отличие от Мартинона, много времени уделил Шолти. Вот фрагмент воспоминаний Магада: “Шолти открыл ЧСО Европе и миру, при нем началась всемирная слава оркестра. В 1971 году состоялась первая гастрольная поездка оркестра в Европу. Она длилась шесть недель – невероятный по тем временам срок! Во всех городах концерты заканчивались бурей аплодисментов. После возвращения музыкантов встречали в Чикаго, как героев. Они проехались на машинах по Мичиган-авеню, купаясь в овациях, славе, цветах. Это было потрясающее время!.. Шолти обладал великолепной харизмой. Он был увлечен музыкой, и эта увлеченность передавалась музыкантам и зрителям. Шолти не был диктатором, он был очень приятным в общении человеком. Его уважал оркестр, и он любил музыкантов. Шолти пришел в оркестр в 1969 году и оставался с нами двадцать два года. На следующий год после его прихода я стал концертмейстером оркестра… Как-то мы репетировали с Шолти одну из симфоний Бетховена. Он был очень усталым и сказал оркестру: “Я устал и пойду домой. Я доверяю вам”. На концерте мы очень старались его не подвести, и все получилось замечательно. Шолти часто говорил нам: “Мои дорогие, я доверяю вам”. Я помню запись с ним оперы Вагнера “Нюрнбергские мейстерзингеры”, всех симфоний Малера… Качество исполнения было фантастическое!”
Я попросил маэстро Магада объяснить, что значит особый “чикагский звук” оркестра. Он ответил: “Это концентрированный, несколько агрессивный звук. Шолти любил звучание контрабасов. Игра медных духовых приобрела при нем грандиозное звучание. Во многом благодаря медным инструментам звук оркестра стал мощным и динамичным”.
После 1991 года Шолти ушел с поста музыкального руководителя ЧСО, оставшись дирижером-лауреатом. С тех пор каждый год он возвращался в оркестр на несколько программ, каждая из которых становилась событием. Он выступал с ЧСО 999 раз! Последний раз – с русской программой – 29 марта 1997 года: Прелюдия к опере “Хованщина” и “Песни и пляски смерти” М.Мусоргского (солист – С.Алексашкин), Пятнадцатая Симфония Шостаковича. Тысячное выступление планировалось к его восьмидесятипятилетию в октябре 1997 года. Шолти не дожил одного месяца, умер 5 сентября 1997 года на Антибах. По его желанию он похоронен в Будапеште, его могила находится рядом с могилой Бартока.
Приближаясь к восьмидесятилетию, Шолти сохранял поразительную энергию. Человек, умудрившийся, репетируя оперу “Парсифаль”, проткнуть самого себя дирижерской палочкой, перелистывал изучаемую им партитуру с такой силой, что через несколько дней ее приходилось отправлять переплетчику. (Об этом пишет в своей книге Норман Лебрехт.)
О работе с Георгом Шолти с неизменным уважением рассказывает скрипач Альберт Игольников. Он служил в ЧСО с 1979 по 2012 годы, много лет был ассистентом концертмейстера в секции вторых скрипок. Шолти запомнился ему “необыкновенным, очень доброжелательным и прежде всего гениальным музыкантом и дирижером”. Я спросил у Игольникова, каких композиторов выделял Шолти. Музыкант ответил: “Ему все было по силам. Все, к чему он прикасался, было глубоко правдиво. Я никогда не забуду, как мы играли Адажио из Пятой симфонии Малера. Глубина этого исполнения была невероятна! Я плакал…”.
За два года до смерти, в 1995 году, Георг Шолти создал Международный оркестр мира. Это было сделано специально для концерта в Женеве, посвященного пятидесятилетию образования ООН. По словам Шолти, он создал этот оркестр, чтобы показать, что настоящий посол мира – Музыка. В состав оркестра согласились войти ведущие музыканты разных оркестров мира, в том числе – концертмейстеры и руководители секций. Есть в составе оркестра и музыканты ЧСО. После кончины Шолти Оркестр мира решили сохранить. В 1997 году место за дирижерским пультом занял маэстро Валерий Гергиев. Ввиду занятости музыкантов в своих оркестрах Международный оркестр мира играет не часто. Он собирается по особо торжественным случаям. Таким торжественным случаем стало столетие со дня рождения Шолти 21 октября 2012 года. В этот день оркестр под управлением Валерия Гергиева выступил в Чикагском симфоническом центре. Солистами были сопрано Анжела Георгиу и бас Рене Папе. В концерте приняли участие выпускники Музыкальной академии имени Шолти. Ведущей концерта стала вдова Шолти леди Валерия. В программе были произведения, которыми часто дирижировал маэстро: Увертюра из оперы “Свадьба Фигаро” Моцарта, “Дон Жуан” Штрауса, Адажиетто из Пятой симфонии Малера, Концерт для оркестра Бартока, арии из опер “Волшебная флейта”, “Травиата”, “Дон Жуан”, “Риголетто”.
У вдовы Георга Шолти сохранился огромный архив маэстро. О судьбе коллекции я спросил у директора архива ЧСО Франка Виллеллы. Он сказал: “Коллекция Шолти находится в его лондонском доме, а все партитуры несколько лет назад (интервью состоялось в 2015 году) ушли в Гарвард. Они оцифрованы, и большинство из них доступно для всех. Полная коллекция записей Шолти лондонской студии “Decca” принадлежит студии. Остальная часть – письма, контракты, фотографии, тридцать три премии “Грэмми” – находится во владении семьи Шолти. Идут переговоры об окончательном местоположении коллекции, но пока ничего не решено. Леди Валерия сотрудничает с нами. У нее две дочери: Клаудиа и Габриэлла. Обе замужем, имеют детей. Одна из них живет по соседству от леди Валерии”.
Из далекого – в недавнее прошлое. На сайте ЧСО в свободном доступе находится запись Девятой симфонии Л.ван Бетховена в исполнении ЧСО под управлением десятого музыкального руководителя Риккардо Мути. Концерт называется “Muti Conducts Beethoven 9”. Солисты: Камилла Нилунд, сопрано; Екатерина Губанова, меццо-сопрано; Мэтью Поленцани, тенор; Эрик Оуэнс, бас-баритон. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дуайн Волф.
Девятая симфония гениального Бетховена с величественной “Одой к радости” – какая музыка может лучше подойти для новогодней недели! Остановив свой выбор на тексте Фридриха Шиллера, Бетховен желал обратить внимание публики на идею изначального братства людей. Он добавил к оркестру живые голоса: четырех солистов и смешанный хор. Страстная и мощная музыка “Оды…”, воспевающая идеи гуманизма и всепобеждающего оптимизма, произвела неизгладимое впечатление во время первого исполнения 7 мая 1824 года. Закончив дирижировать, Бетховен остался стоять, перелистывая партитуру. Он не знал, что творится у него за спиной. Один из певцов потянул его за рукав и заставил оглянуться. Бетховен повернулся к залу и увидел, что люди вскочили со своих мест и устроили ему настоящую овацию. А он ничего не слышал…
В этом концерте маэстро Мути представил нам замечательные европейские голоса. Певица из Финляндии Камилла Нилунд последние несколько лет с огромным успехом выступает на крупнейших европейских сценах мира. В Чикаго до 2014 года она пела лишь однажды – в 2005 году, и тоже в Девятой симфонии Бетховена. ЧСО тогда дирижировал Даниэль Баренбойм.
Прекрасную российскую певицу Екатерину Губанову мы слышали весной 2014 года в Лирик-опере. Она дебютировала в партии Княжны в “Русалке” А.Дворжака, и дебют оказался на редкость успешным. После этого певица возвращалась в Лирик-оперу с партией Кармен в одноименной опере Ж.Бизе. Губанова родилась и выросла в Москве. Училась в Московской консерватории и Академии имени Я.Сибелиуса в Хельсинки. Успех к ней пришел почти сразу после окончания Программы для молодых артистов при лондонском Ковент-Гарден. Я впервые услышал певицу в Метрополитен-опере в партии Джульетты в “Сказках Гофмана”. Интересно, что через год в парижской версии оперы Оффенбаха певица из куртизанки превратилась в друга Гофмана Никлауса. Из других партий отмечу Джованну в “Анне Болейн” (Метрополитен-опера, благодаря кинотрансляциям эту оперу посмотрели тысячи зрителей во всем мире), Фрику в “Золоте Рейна” и “Валькириях” (Ла Скала, с Д.Баренбоймом), Клитемнестру в “Ифигении в Авлиде” К.Глюка (Римская опера, с Р.Мути). Певица сотрудничала с дирижерами В.Гергиевым, Э.-П.Салоненом, С.Бычковым, К.Нагано и многими другими. Концерты в Чикаго стали дебютным выступлением певицы с ЧСО.
Из солистов нам лучше всего знакомы тенор из Эванстона (пригород Чикашл) Мэтью Поленцани и бас-баритон из Филадельфии Эрик Оуэнс. Они часто выступали в Лирик-опере, солировали на сцене Симфонического центра.
Риккардо Мути говорит: “Девятая симфония Бетховена – настолько возвышенное произведение, что я осмелился впервые дирижировать им только после того, как пробыл на подиуме почти двадцать лет. Понять, что стоит за метафизическим языком Бетховена, нелегко. По личному опыту я знаю, что музыка способна объединять людей, которые не говорят на одном языке или не могут понять друг друга с точки зрения культуры, этнической принадлежности или религии. Объединяет людей только музыка”.
Запись сделана на концерте открытия сто двадцать четвертого сезона ЧСО 18 сентября 2014 года.
Nota bene! Все подробности о концертах ЧСО – на сайте cso.org/home.