23 и 24 июня, 8.00 pm; 25 июня, 3.00 pm. Величественный финал сто тридцать второго сезона Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) и апофеоз тринадцати лет руководства оркестром Риккардо Мути — Торжественная месса Л.ван Бетховена. Солисты: Эрин Морли, сопрано; Алиса Колосова, меццо-сопрано; Джованни Сала, тенор; Кайл Кетелсен, бас-баритон. Чикагский симфонический хор. Хормейстер — Дональд Палумбо.
К 1814-1816 годам Бетховен оглох настолько, что полностью перестал воспринимать звуки. С людьми он общался при помощи “Разговорных тетрадей”. Собеседник писал вопрос или реплику, композитор их читал и устно отвечал. С 1817 года Бетховен с головой погрузился в сочинительство. Именно за последние десять лет жизни он создал несколько выдающихся произведений, в том числе — Торжественную мессу. Бетховен обладал цепкой памятью, которая позволяла ему сохранять музыку в воображении, и владел профессиональными навыками для ее аранжировки. Воспроизводить музыку композитор мог на своем фортепиано со специальным резонатором. Он брал палочку в зубы, вставлял в инструмент и улавливал колебания.
При содействии князя Голицына премьера Мессы состоялась в Петербурге.
Риккардо Мути планировал исполнить с ЧСО Торжественную мессу летом 2021 года на Зальцбургском музыкальном фестивале. Увы, в дело вмешалась пандемия, и гастроли чикагского оркестра были отменены. На фестивале маэстро Мути исполнил Мессу с Венским филармоническим оркестром. По словам маэстро, исполнение Торжественной мессы Бетховена в наше непростое время призвано придать слушателю “немного надежды и счастья”. Дирижер говорит: “Возможно, я не вечен, но это меня не остановит. Дарить людям прекрасное — вот моя главная миссия”.
Как обычно, вместе с маэстро Мути нас ждет звездный состав солистов во главе с замечательной Алисой Колосовой. Она впервые появится в Чикаго после сентября 2019 года, после партии Федерики в “Луизе Миллер” Дж.Верди в Лирик-опере.
Чикагский симфонический хор готовит к выступлениям Дональд Палумбо. Пятнадцать лет он работал хормейстером Лирик-оперы, а с сезона 2007-2008 годов занял аналогичный пост в нью-йоркской Метрополитен-опере. За годы работы в Чикаго Палумбо подготовил около ста спектаклей, превратив хор Лирик-оперы в выдающийся суперпрофессиональный коллектив. Мы могли критиковать постановки, солистов, оркестр… — все что угодно, только не хор, который всегда оставался на высочайшем уровне. Дональд Палумбо пришел в чикагский театр после стажировки в Ла Скала и работы в крупнейших оперных театрах Европы и Америки. Он стал первым американцем — руководителем хора на престижном Зальцбургском музыкальном фестивале (1999-2001 годы). Тогдашний генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон, комментируя уход Палумбо, был краток: “МЕТ получил лучшего”. Лучший вернулся в Чикаго летом прошлого года. Он работал с Чикагским симфоническим хором на концертном исполнении оперы “Бал-маскарад” Дж.Верди. По приглашению маэстро Мути Дональд Палумбо снова возвращается в Чикаго.
27 июня, 6.30 pm. Финальное выступление Риккардо Мути в качестве музыкального руководителя ЧСО пройдет в парке “Миллениум”. Нас ждет “Concert for Chicago”. В программе: пьеса “Andante moderato” Ф.Прайс, Пятая симфония П.Чайковского. Билеты не требуются.
Флоренс Прайс (1887-1953) была одной из первых женщин, сочинявших в Америке классическую музыку, и первой женщиной — симфоническим композитором афроамериканского происхождения. Она родилась в городке Литтл Рок (штат Арканзас). Училась в Бостонской консерватории, преподавала в колледже в Атланте (штат Джорджия). В 1912 году вышла замуж. Молодожены вернулись в Литтл Рок, у мужа там был адвокатский офис. После серии расистских выступлений в Арканзасе, в особенности — после линчевания афроамериканца в 1927 году, семья покинула город и обосновалась в Чикаго. В 1933 году в Чикаго в исполнении ЧСО под управлением тогдашнего музыкального руководителя Фредерика Стока состоялась мировая премьера Первой симфонии Прайс. Впервые в истории крупный американский оркестр исполнил произведение женщины афроамериканского происхождения. Прайс умерла в Чикаго в июне 1953 года от инсульта в возрасте шестидесяти шести лет. В ее честь в районе Чикаго North Kenwood в 1964 году открылась Florence Price Elementary School.
Лирическая пьеса Прайс “Andante moderato” для струнного оркестра возникла из ее Струнного квартета соль мажор. Первое исполнение чикагским оркестром этой пьесы состоялось в мае 2021 года. В последние годы маэстро Мути часто исполнял произведения Прайс. Вспомним ее Фортепианный концерт (первое исполнение ЧСО осенью 2021 года, солистка — Мишель Канн), Третью симфонию (первое исполнение ЧСО весной 2022 года), “Juba Dance” из Первой симфонии, Пять народных песен. Маэстро Мути сказал о музыке Прайс: “Она написана искренне, она идет от сердца”.
19 сентября 2010 года грандиозным концертом в парке “Миллениум” открылся сто двадцатый сезон ЧСО. Юбилейный сезон оркестр встречал в приподнятом настроении. Музыканты были в предвкушении работы с ярким лидером, зрители — в ожидании музыкальных событий. Тогдашний мэр Чикаго Ричард Дэйли провозгласил 19 сентября Днем Мути в Чикаго, отрезок Мичиган-авеню от Чикагского симфонического центра до здания Chicago Tribune стал по образцу Великолепной мили называться Милей Мути. Мути был на экранах телевизоров в сводках новостей, на радио, в газетах. Авторитетнейший музыкальный критик New York Times Энтони Томмазини приехал в Чикаго (выступление ЧСО он назвал восхитительным), критик лондонской газеты Guardian написал в своем издании,что завидует жителям Чикаго и сожалеет, что не может в эти дни быть с ними, а деловая Wall Street Journal, обычно скупо освещающая культурные события, посвятила итальянскому маэстро целый разворот. Мути был на значках, на флажках, везде. “Festa Muti” в Чикаго. Со времен великих Фуртвенглера, Тосканини, Караяна, Райнера не было такого, чтобы дирижер симфонического оркестра привлекал всеобщее внимание. Приезд Мути в Чикаго явился, без преувеличения, событием не только американского, но и международного масштаба. Тринадцать лет руководства Риккардо Мути стали периодом расцвета ЧСО. Летом я постараюсь подвести предварительные итоги. Предварительные, потому что многолетнее сотрудничество Риккардо Мути и ЧСО продолжится в следующем сезоне. Маэстро откроет новый, сто тридцать третий сезон 2023-24 годов, будет дирижировать тремя программами в сентябре-октябре и в январе 2024 года отправится с ЧСО в трехнедельное европейское турне (64-ое международное и первое для ЧСО турне с 2020 года). Об этом — в будущих выпусках Музыкального обозрения.
16 июня вышел новый, двенадцатый диск ЧСО под управлением Риккардо Мути (CSO Resound Label) с записями произведений современных американских композиторов Филиппа Гласса, Джесси Монтгомери и Макса Рейми. Диск можно заказать онлайн на сайте symphonystore.com.
Nota bene! Билеты на концерты сезона 2022-23 годов и абонементы на сезон 2023-24 годов Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты сезона 2023-24 годов появятся в продаже позже.