Продолжается девяносто седьмой сезон старейшего в Чикаго Goodman Theatre. В апреле в театре “дают” “Вишневый сад”. Четвертый раз обращается к Чехову многолетний (на протяжении тридцати пяти лет!) лидер Goodman Theatre Роберт Фоллс. В этом сезоне он ушел с поста художественного руководителя, оставшись “свободным художником”. В многочисленных интервью режиссер повторял, что для него не было сомнений в спектакле, который он хочет поставить на прощание: “Конечно, “Вишневый сад”. Лучшее и самое сложное достижение Чехова — комедия с трагическим подтекстом как для зрителей, так и для создателей. Я очень рад работать с замечательной компанией актеров и дизайнеров, чтобы воплотить в жизнь эту “светящуюся” пьесу”.
Фоллс представит собственную адаптацию пьесы Антона Павловича. В ансамбле из девятнадцати человек — лучшие актеры чикагской (и не только) театральной сцены, многие из которых играли во многих спектаклях режиссера: Кейт Фрай (Раневская), Александра Эскаланте (Варя), Аня (Ревен Уитли), Кристофер Донахью (Гаев), Карим Бандели (Лопахин), Стивен Кефалу (Трофимов), Мэтт Декарро (Симеонов-Пищик), Дженет Ульрик Брукс (Шарлотта), Уилл Аллен (Епиходов), Аманда Дринкалл (Дуняша), Фрэнсис Гинан (Фирс), Фелипе Карраско (Яша).
Замечательную чикагскую актрису Кейт Фрай мы видели во многих спектаклях. Из последних мне запомнились роли Жены коммивояжера в одноименном спектакле по пьесе Элеаноры Берджесс в Writers Theatre (сезон 2021-22 годов) и Морин Фолан в спектакле “Королева красоты из Линена” (“The Beauty Queen of Leenane“) по пьесе Мартина Макдоны на сцене Northlight Theatre (сезон 2017-18 годов). До этого в театре в пригороде Чикаго Скоки она играла в спектаклях “Outside Mullingar” и “The Miser”. А какие чудесные роли были у нее в спектаклях Writers Theatre “Письма” и (особенно) “Гедда Габлер”! Это была очень яркая пара: напряженная, нервная Гедда Габлер — Кейт Фрай и харизматичный Эйлерт Левборг — Марк Монтгомери. Трижды Фрай становилась лауреатом премии “Джефф” за лучшие женские роли. В Goodman Theatre играла в спектаклях “Ah, Wilderness!” и “The Winter’s Tale”.
Карим Бандели родился в городе Карачи (Пакистан). Получил театральное образовение в University of Central Florida. Играл в огромном количестве спектаклей в театрах Чикаго и не только. Отмечу роли Брута в “Юлии Цезаре” У.Шекспира (сезон 2016-17 годов, Writers Theatre), Удава в “Маленьком принце” (сезон 2013-13 годов), Старбака в “Моби Дике” (сезон 2014-15 годов), капитана Немо в спектакле “Двадцать тысяч лье под водой” (сезон 2017-18 годов) (все — Lookingglass Theatre). Я впервые увидел Бандели в спектакле “Сторож” (“The Caretaker”) по пьесе Г.Пинтера в Writers Theatre (сезон 2010-11 годов). Бандели — член труппы и артистический продюсер программы “New Works” Lookingglass Theatre. В Goodman Theatre играл в спектаклях “Rock ‘N’ Roll”, “Gas For Less”, “Король Лир” и семь раз в спектакле “Рождественская сказка”.
Актриса Дженет Ульрик Брукс — лауреат премии “Джефф” за лучшую женскую роль в спектакле “Master Class” (TimeLine Theatre). В Goodman Theatre играла в спектаклях “2666”, “Vanya Sonya Masha & Spike”, “Чайка”, “Teddy Ferrara”, “A True History of the Johnstown Flood”.
Исполнитель роли Фирса Фрэнсис Гинан тоже хорошо известен театралам Чикаго. С 1979 года он является членом труппы Steppenwolf Theatre и за это время сыграл более тридцати пяти ролей на сцене родного театра. Самые яркие — в спектаклях “East of Eden”, “The Herd”, “The Birthday Party”, “The Book Thief”, “American Buffalo”. Мне он запомнился по роли бармена Лу в спектакле “Стелла и Лу” по пьесе Брюса Грэма (Northlight Theatre, сезон 2013-14 годов). В Goodman Theatre играл в спектаклях “Pullman Porter Blues”, “Чайка” и два раза в спектакле “The Second City’s Twist Your Dickens”.
Роберт Фоллс трижды ставил пьесы Чехова: “Три сестры” с Калистой Флокхарт, Сюзан Брюс и Дженни Бейкон (сезон 1994-95 годов), “Чайка” с Мэри Бет Фишер (сезон 2010-11 годов), “Дядя Ваня” с Тимом Хоппером (адаптация Энни Бейкер, сезон 2016-17 годов). Фоллсу всегда были интересны русская драматургия и российский театр. Несколько раз я встречал его на просмотрах спектаклей проекта Stage Russia, несколько раз брал у него интервью. На мой вопрос, с чего начался его интерес к российскому театру, режиссер ответил: “Я приехал в Россию первый раз в 1985 году и встретился со Львом Додиным. Его работы в Малом драматическом театре изменили мою жизнь как режиссера, изменили мое понимание театра. Я испытал влияние и других великих театральных режиссеров, таких, как Питер Брук и Ингмар Бергман. Можно назвать сотни имен, но эти три имени — в первом ряду. В середине восьмидесятых Малый драматический театр не был официально признан и обласкан властью, как другие театры в Москве и Санкт-Петербурге. Я приложил немало усилий, чтобы показать спектакли Додина в Америке и Лондоне. Я дважды ездил на его спектакли: в 1987 и 1989 годах. В Москве я видел прекрасные спектакли Эфроса, Любимова. Спустя годы, когда я готовился к постановке “Чайки”, несколько раз приезжал в Москву, встречался с российскими режиссерами, смотрел их работы”. Я очень надеюсь, что мне удастся еще раз поговорить с Робертом Фоллсом и спросить его, как нынешняя агрессия России против Украины отразилась на его восприятии русской культуры.
“Вишневый сад” — последняя пьеса Чехова. Она была поставлена в Московском художественном театре за шесть месяцев до смерти автора. Последний раз “Вишневый сад” я видел весной прошлого года в Wilma Theatre (Филадельфия) в постановке Дмитрия Крымова. Это был спектакль об одиночестве, разрушении жизни и невозможности возвращения к старому привычному укладу. В беседе со мной Дмитрий Крымов так говорил о чеховской драматургии: “Чехов — драматичнейший писатель. Люди у него умирают, а те, кто живы, остаются несчастливы по разным причинам. Вишневый сад у них отнимают. Жизнь отнимают. Это драма, хоть и называется комедией… Чехов — один из самых крупных революционеров в искусстве. Поэтому все время тянешься к нему. В его четырех основных пьесах — наверно, в “Иванове” тоже, но просто мне эта пьеса как-то менее близка, — мы видим разрушение жизни. Жизнь разрушается, как песочный замок на берегу моря. Тем не менее люди хотят жить, хотят уюта, хотят пить чай. Пусть даже в это время решаются их судьбы… Сейчас даже кощунственно говорить, что это пройдет, но — затянется… Затянется… Если кто-то выживет… Если даже десять человек выживут, все равно на каком-нибудь острове появится стол и люди станут пить чай, и опять начнется жизнь. Новая жизнь”.
Я с нетерпением жду нового старого “Вишневого сада” от Роберта Фоллса и его актеров.
Nota bene! Спектакль “Вишневый сад” идет по 30 апреля на большой сцене Goodman Theatre (Albert Theatre) по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2022-23 годов — по телефону 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org или в кассе театра.