30 мая и 1 июня, 7.30 pm; 31 мая, 1.30 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО): Концерт для ударных инструментов с оркестром Джесси Монтгомери (мировая премьера, солистка — концертмейстера секции ударных инструментов ЧСО Синтия Йе), Седьмая симфония А.Брукнера. Дирижер — Манфред Хенек.
Самая многообещающая премьера сезона — Концерт для ударных инструментов с оркестром Джесси Монтгомери. Это ее последняя премьера на посту резидента-композитора ЧСО. За три сезона, с 2021 по 2024 годы, мы услышали несколько новых произведений Монтгомери. В мае 2023 года ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнил ее пьесу для оркестра “Transfigure to Grace”. Монтгомери была куратором программ Music Now и сделала много для популяризации в Чикаго современной музыки. В 2023 году журнал Musical America назвал ее Композитором года, в марте этого года Монтгомери получила премию “Грэмми” за пьесу “Rounds” в категории “Лучшее новое произведение в жанре классической музыки”.
Джесси Монтгомери родилась в 1981 году в Нью-Йорке. Окончила Нью-Йоркский университет, Джульярдскую школу музыки, аспирантуру отделения музыкальной композиции Принстонского университета. Лауреат Sphinx Medal of Excellence и the ASCAP Foundation’s Leonard Bernstein Award.
Концерт для ударных инструментов с оркестром написан по заказу ЧСО для концертмейстера секции ударных инструментов Синтии Йе. Она родилась в Тайбэе (Тайвань). Окончила University of British Columbia в Ванкувере (диплом бакалавра) и Temple University в Филадельфии (диплом мастера). С 2004 до 2007 года — концертмейстер группы ударных инструментов Симфонического оркестра Сан-Диего, с июня 2007 года — в аналогичной должности в ЧСО. Выступает в качестве солистки, участвует в радиопрограммах, дает мастер-классы в США и Канаде. Осенью 2019 года Синтия Йе солировала в американской премьере концерта “Eternal Rhythm” для ударных инструментов с оркестром израильского композитора Авнера Дормана (ЧСО дирижировал Джеймс Гаффиган).
После премьеры Концерта Монтгомери “перенесемся” в восьмидесятые годы XIX века и послушаем Седьмую симфонию австрийского композитора Антона Брукнера.
Симфония была написана в 1881-83 годах, премьера состоялась 30 декабря 1884 года в Лейпциге. За дирижерским пультом стоял Артур Никиш. Успех был очень шумный, ничего подобного Брукнер не испытывал ни до, ни после. Седьмая симфония стала самым популярным произведением Брукнера. Впрочем, в Америке (Чикаго — не исключение) композитор никогда не был популярным. Почему? Об этом я спросил у маэстро Кристиана Тилеманна осенью 2022 года, перед концертами ЧСО с Восьмой симфонией Брукнера. Дирижер ответил: “Я не могу этого понять. В Германии Брукнер очень популярен, в Австрии, Франции. Скорее, речь идет об Италии и англоязычном мире. В Америке в таких городах, как Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, зрители открыты к музыке Брукнера. Мы должны убедить людей, что это прекрасная музыка. Кто-то должен прийти и послушать, и сказать другим. Мы должны воспитывать людей. Это, как в картинной галерее. Ты смотришь на работу незнакомого тебе художника, работа тебе нравится, ты открываешь для себя новое имя, становишься его поклонником, ищешь другие работы…”.
Маэстро Манфред Хенек родился в Ненцинге (Австрия). Дирижерскую карьеру начал в Вене с создания нового оркестра — Vienna’s Jeunesse Orchestra. Одновременно ассистировал Клаудио Аббадо в Молодежном оркестре Малера в Вене. Работал в Швейцарии, Норвегии, Чехии, Германии. С сезона 2008-09 годов является музыкальным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра. Контракт с этим оркестром продлен до конца сезона 2027-2028 годов. Подобно Риккардо Мути, Хонек выступает за расширение культурных связей между Америкой и Европой. Под его руководством Питтсбургский оркестр практически каждый год до пандемии выступал в Европе, включая недельные гастроли в венском зале Musikverein.
За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы альтиста ЧСО Макса Рейми и композитора Джесси Монтгомери об исполняемых произведениях.
2 июня, 3.00 pm. В сольной фортепианной серии в Чикаго впервые выступит победитель XVIII Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена (2021 год), двадцатисемилетний канадский пианист Брюс Лю. В программе — Соната си минор Й.Гайдна, Вторая соната Ф.Шопена, Вариации советского пианиста и композитора Николая Капустина (1937-2020), Седьмая соната С.Прокофьева, произведения Ж.-Ф.Рамо.
Брюс Лю родился в Париже в семье выходцев из Китая. Когда мальчику не было еще шести лет, семья переехала в Канаду и поселилась в Монреале. Брюс Лю играет на фортепиано с восьми лет. Выпускник Монреальской консерватории, сейчас учится в Монреальском университете. В газетах писали, что на конкурсе Шопена Лю поразил судей “феноменальной техникой и звуковой изобретательностью”. Дирижер и музыковед Кшиштоф Стефаньский сказал: “Брюсу Лю не нужно было использовать правую педаль, чтобы получить плавный, мягкий звук. Он может вытащить все из самой клавиатуры”.
После концерта на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) Брюс Лю подпишет свои диски.
4 июня, 7.30 pm. Специальный концерт “Shaken, Not Stirred”, в котором прозвучат песни и музыка из фильмов про самого известного секретного агента в мире — агента 007 Джеймса Бонда, в том числе композиции из фильмов “Голдфингер” (“Goldfinger”, 1964), “Бриллианты навсегда” (“Diamonds are Forever”, 1971), “007: Координаты “Скайфолл” (“Skyfall”, 2012) и многих других. ЧСО дирижирует Джон Моррис Расселл. В концерте принимает участие бродвейская вокалистка Капатия Дженкинс.
Самый известный композитор бондианы — британец Монти Норман, автор знаменитой “темы Джеймса Бонда”, звучащей во всех фильмах серии, кроме “Казино Рояль” (2006). Среди других композиторов бондианы — Джон Барри, Томас Ньюман, Майкл Кэймен, Дэвид Арнольд, Ханс Циммер,
Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.