Пока зима постепенно берет власть в свои руки, чикагский Киноцентр создает уютную и – самое главное – теплую атмосферу для просмотра зимнего снежного кино. В программе “Let It Snow” – десять фильмов, сделанных разными кинематографистами в разные годы. Их объединяет тема… погоды. Картины показывают, как ненастная погода может поменять настроение и как холодный пейзаж уникальным образом объединяет персонажей. Вот что мы увидим в предновогоднюю неделю.
22 декабря, 7.45 pm. “Золотая лихорадка” (“The Gold Rush”, США, 1925/1942, 72 мин.). Режиссер – Чарли Чаплин. В ролях: Чарли Чаплин, Мак Суэйн, Том Мюррей, Джорджия Хейл.
Чарли Чаплин называл этот фильм “картиной, которой он бы хотел запомниться”. Перед нами – одна из лучших работ актера и режиссера, поражающая неистощимой фантазией Гения. “Танец булочек” на вилках, ботинок на ужин – эти и другие чаплинские номера из “Золотой лихорадки” прочно вошли в сокровищницу мирового кино. Мы увидим версию 1942 года, в которую Чаплин включил музыку собственного сочинения и текст от автора. Согласно его воле, версия 1925 года может демонстрироваться только при наличии полного оркестра, исполняющего оригинальную музыку.
23 декабря, 6.00 pm. “Эта чудесная жизнь” (“It’s a Wonderful Life”, США, 1946, 130 мин.). Режиссер – Фрэнк Капра. В ролях: Джеймс Стюарт, Донна Рид, Лайонель Берримор, Томас Митчелл, Генри Трэверс.
Об этой картине я рассказывал в одном из недавних выпусков Кинообозрения. Напомню только, что в фильме звучит музыка замечательного американского композитора-песенника Ирвинга Берлина.
26 декабря, 1.30 pm. “Белые ночи” (“White Nights”, Италия, 1957, 101 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Лукино Висконти. В ролях: Марчелло Мастроянни, Мария Шелл, Жан Маре, Марчелла Ровена.
Действие повести Достоевского перенесено Висконти из Санкт-Петербурга в итальянский городок Ливорно. В руках режиссера русская сентиментальная история превратилась в поэтичный рассказ об одиночестве и поиске любви. Награда: “Серебряный лев” за лучшую режиссуру на Венецианском МКФ в 1957 году.
26 декабря, 3.45 pm. “Доктор Живаго” (“Doctor Zhivago”, Италия-Великобритания-США, 1965, 197 мин., на английском, русском и французском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Давид Лин. В ролях: Омар Шариф, Джули Кристи, Джеральдин Чаплин, Алек Гиннесс, Ральф Ричардсон, Клаус Кински.
Красивая мелодраматическая сказка, имеющая мало общего с трагическим романом Бориса Пастернака. В фильме собраны все штампы о России, известные по массовой культуре: балалайка, косоворотка, купола, красные звезды, снег… Во главе этого “хоровода” – черноглазый красавиц Омар Шариф. Несмотря на развесистые “клюквы”, фильм имел огромный успех в прокате и собрал обильный урожай самых престижных наград, среди которых пять премий “Золотой глобус”, пять премий “Оскар” (при десяти номинациях), премия “Грэмми” (награду за лучшую музыку получил Морис Жарр).
27 декабря, 7.45 pm. “Убийство в “Восточном экспрессе” (“Murder on the Orient Express”, Великобритания-США, 1974, 128 мин.). Режиссер – Сидни Люмет. В ролях: Альберт Финни, Лорен Бэколл, Жан-Пьер Кассель, Ингрид Бергман, Жаклин Биссет, Ричард Уидмарк, Шон Коннери, Ванесса Редгрейв. Экранизация романа Агаты Кристи, сделанная в Британии режиссером-американцем. Награда: премия “Оскар”-1975 Ингрид Бергман за лучшее исполнение женской второстепенной роли. Для нее это был третий “Оскар”.
28 декабря, 5.45 pm. “Все, что дозволено небесами” (“All That Heaven Allows”, США, 1955, 89 мин.). Режиссер – Дуглас Сирк. В ролях: Джейн Уайман, Рок Хадсон.
Мелодрама о любви пожилой вдовы и молодого красавца-садовника. Кинокритик Роджер Эберт писал: “Чтобы оценить фильм Сирка, вероятно, нужно больше опыта, чем чтобы понять шедевр Бергмана, ибо у Бергмана все темы на виду, а стиль Сирка прикрывает его посыл. Его пейзажи липовы – Сирк заставляет вас приметить их искусственность: это не реализм, а утрированный стиль студийного Голливуда”.
28 декабря, 6.00 pm. “Зимняя спячка” (“Winter Sleep”, Турция-Франция-Германия, 2014, 196 мин., на английском и турецком языках с английскими субтитрами). Режиссер – Нури Бильге Джейлан. В ролях: Халук Бильгинер, Неджат Ишлер.
Медитативная драма о трех близких людях, оказавшихся отрезанными от цивилизации. Как всегда у режиссера, красивая и статичная картинка, безумно длинные кадры, копание героев в себе и других, попытка понять и оправдать их… Награда: “Золотая пальмовая ветвь” 67-го Каннского МКФ (2014 год).
29 декабря, 6.00 pm. “Маркета Лазарова” (“Marketa Lazarova”, Чехословакия, 1967, 165 мин., на чешском и немецком языках с английскими субтитрами). Режиссер – Франтишек Влачил. В ролях: Йозеф Кемр, Магда Вашариова, Ярослав Моучка.
Историческая драма, действие которой происходит в середине XIII века, рассказывает о любви юной девушки (Магда Вашариова), которую насильно отдали за князя из враждебного клана, к благородному разбойнику. Фильм, созданный по одноименному роману чешского писателя Владислава Ванчуры, снят в традициях поэтического кино. По итогам опроса ста чешских критиков картина была признана лучшей за всю историю кинематографа этой страны.
30 декабря, 5.45 pm. “Великое молчание” (“The Great Silence”, Италия-Франция, 1968, 105 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Серджо Корбуччи. В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Клаус Кински.
Зима 1899 года. Снежная метель засыпала почти всю Америку. В стране процветают грабеж и убийства. Вершителем судеб становится неуравновешенный убийца по имени Локо (от испанского “loco” – “псих”). Только один человек в состоянии остановить его – стрелок по прозвищу Молчун. Знаменитый спагетти-вестерн, музыку к которому написал Эннио Морриконе. Настоящим удовольствием станет для вас неожиданный дуэт Трентиньян-Кински. Если Кински не привыкать играть психов, то интеллектуал Жан-Луи впервые взялся за роль благородного ковбоя, ищущего справедливости. Его условием было молчание – актер согласился на участие в картине, взяв обещание с Корбуччи не произнести в ней ни слова. Режиссер свое обещание сдержал…
Подробности программы и билеты – на сайте www.siskelfilmcenter.org/let-it-snow.
Рассказом о зимнем спагетти-вестерне в Киноцентре я завершаю Кинообозрения 2021 года. Мой обзор года будущего тоже начнется с программы Киноцентра – программы длиной в год. В 2022 году пятидесятилетие со дня образования Центр отмечает выпуском годичного “сериала” “50/50 Series”, в котором по понедельникам будут представлены фильмы, сделанные с 1972 по 2022 годы. На каждый год – по одному фильму. Программа откроется 3 января в 6.00 pm драмой Райнера Вернера Фассбиндера “Горькие слезы Петры фон Кант” (“The Bitter Tears of Petra von Kant”, 1972). О фильмах программы я буду рассказывать в будущих выпусках Кинообозрения. Но это будет уже в 2022 году.
Поздравляю вас, дорогие читатели, с наступающим Новым годом! Желаю вам удачи, здоровья и всего самого наилучшего! До встречи на этих страницах в 2022 году. Летопись кино продолжается…