Восемнадцатый (2024-25 годов) сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD) открылся 5 октября спектаклем “Сказки Гофмана” (“Les Contes d’Hoffmann”) Ж.Оффенбаха. Дирижер — Марко Армилиато. Режиссер — Бартлетт Шер. В главных партиях: Бенджамин Бернхайм (Гофман), Эрин Морли (Олимпия), Притти Йенде (Антония), Клементин Марген (Джульетта).
“Сказки Гофмана” — серьезная опера “легкого”, как его принято называть, французского композитора Жака Оффенбаха. Основу либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре составляют произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана: рассказы “Песочный человек”, “Сказка о потерянном изображении” и пьеса “Рат Креспель”.
Эрнст Теодор Амадей Гофман — писатель сложный, противоречивый и в высшей степени любопытный. Его произведения полны смешения фантастического и реального, веселого и трагического; его герои разрываются между мечтой и действительностью, между высокой поэзией творчества и суровой правдой жизни.
Тема взаимоотношения искусства и жизни — одна из основных в творчестве Гофмана. “Как высший судья, — писал он, — я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но вовсе не музыкантов, другая же — из истинных музыкантов…” “Хорошие люди” — филистеры, довольные своим земным существованием; “истинные музыканты” — романтики, мечтатели, люди не от мира сего. Они бегут от реальной жизни в созданный их фантазией идеальный мир, в котором они как будто обретают покой, гармонию, свободу. Они счастливы, но их счастье мнимое, а свобода — кажущаяся. Это — фантом. Жестокие, неотвратимые законы действительности настигают их и низводят с поэтических небес на прозаическую землю. Уютное, но призрачное убежище разваливается, как карточный домик, и на смену волшебству опьянения приходит тяжелое похмелье…
В опере “Сказки Гофмана” Жак Оффенбах провел Гофмана дорогой его персонажей. И так же, как его герои, автор мечется между миром реальным и иллюзорным, от любви к разочарованию. В Прологе оперы мы встречаемся с Гофманом в небольшой нюрнбергской таверне. Поэт невесел, его единственное желание — забыться за бокалом вина. “Жизнь коротка, так незачем время терять!” — восклицает он, опрокидывает наполненный до краев бокал, пьянеет и поет друзьям шуточную песенку о чудаке Клейнзаке, жившем в Эйзенахе. “Флик-флак”, “фрик-фрак”… Постепенно Гофман заводится, путает куплеты и от Клейнзака переходит к себе и своей возлюбленной. “Моя возлюбленная?..” — поет Гофман. — Стелла! Три женщины — кукла, артистка, куртизанка… Три души, три сердца…”
Так заканчивается Пролог и начинается опера “Сказки Гофмана”, так начинается путешествие в романтический мир “истинного музыканта”. Пересказывая свои любовные истории и разгадывая, кем же в действительности является его возлюбленная Стелла, Гофман пытается убежать в выдуманное им романтическое царство. Побег не удается, но попытка побега достойна внимания. Вот эту вечную гофмановскую тему поиска Абсолюта блестяще уловила и реализовала постановочная команда Метрополитен-оперы во главе с режиссером спектакля Бартлеттом Шером. Импрессионистская сага о поэте Гофмане, его влюбленностях и разочарованиях решена в стиле кафкианской фантасмагории. Я видел “Сказки Гофмана” в МЕТ на премьере в декабре 2009 года со звездным составом: Джозеф Калейя, Анна Нетребко, Екатерина Губанова, Кэтлин Ким. Дирижировал Джеймс Ливайн. Спектакль получился остроумный, веселый, живой. Такой же живой была и реакция зрительного зала.
В июле 2012 года спектакль шел в серии “Метрополитен-опера в кино”. Возобновление постановки прошло с новыми звездами.
Бенджамин Бернхайм — один из ведущих теноров современной оперы. Его американский оперный дебют состоялся в Чикаго в партии Фауста (“Фауст” Ш.Гуно, сезон 2017-18 годов). В марте в серии “Метрополитен-опера в кино” мы слышали его в партии Ромео в “Ромео и Джульетте” Ш.Гуно.
Сопрано из Южной Африки Притти Йенде — еще одно громкое имя на оперном небосклоне. Она начинала учебу в Кейптауне, стажировалась в Академии Ла Скала. Поет на крупнейших сценах мира. В МЕТ дебютировала с партией Адины в “Любовном напитке” Г.Доницетти (сезон 2017-18 годов, еще одна постановка Б.Шера).
Французскую певицу Клементин Марген я помню по партии Дульсинеи в “Дон Кихоте” Ж.Массне (Лирик-опера, сезон 2016-17 годов). Ее карьера стала развиваться стремительно сразу после окончания Парижской консерватории. На Международном вокальном конкурсе Concours International de Marmande она была названа “настоящим откровением” и награждена Специальным призом жюри. Вскоре после этого Маргейн стала солисткой Немецкой оперы Берлина и исполнила ведущие меццо-сопрановые партии. Среди ее лучших достижений — партии Кармен (“Кармен” Ж.Бизе), Далилы (”Самсон и Далила” К.Сен-Санса), Шарлотты (”Вертер” Ж.Массне), Маргариты (”Осуждение Фауста” Г.Берлиоза). Если бы не пандемия, мы бы услышали Марген в партии Далилы в Лирик-опере. Намеченный на январь 2021 года спектакль отменился.
“Сказки Гофмана” в МЕТ с 24 сентября. На экранах мира спектакль покажут еще 9 октября в 1.00 и 6.30 pm.
19 октября, 12.00 pm; 23 октября, 1.00 pm и 6.30 pm. “На земле” (“Grounded”) Жанин Тезори по мотивам одноименной пьесы Джорджа Брента. Дирижер — музыкальный руководитель МЕТ Янник Незе-Сеген. Режиссер — Майкл Майер. В главных партиях: Эмили Д’Анджело (Джесс) и Бен Блисс (Эрик). Совместная постановка МЕТ и Вашингтонской национальной оперы.
Новая опера двукратного лауреата премии “Тони” Жанин Тезори рассказывает о летчице-военном пилоте Джесс, незапланированная беременность которой оказывается причиной отстранения от работы. Облетев половину мира, она “приземлилась” в Лас-Вегасе и теперь управляет дроном. Джесс — девушка с характером. Она пытается приспособиться к “новому способу ведения боя”, сохраняя здравомыслие и мудрость. В аннотации рекламируется высокотехнологичная постановка Майкла Майера с использованием огромного количества светодиодных экранов. Особо выделяется — впервые на оперной сцене — летающий дрон.
С творчеством Жанин Тезори любители музыки в Чикаго должны были познакомиться в сезоне 2019-20 годов. В июне 2020 года в помещении Чикагского шекспировского театра планировалась чикагская премьера ее оперы “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой), совместной постановки Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” и Вашингтонской национальной оперы. Мировая премьера оперы состоялась на фестивале “Глиммергласс” (штат Нью-Йорк) летом 2019 года. Увы, планам помешала пандемия, эту оперу мы увидим в ноябре в Лирик-опере. В центре сюжета — афроамериканская семья в Гарлеме. После трагической гибели сына мать и отец-полицейский вспоминают прошлое, оплакивают настоящее и задумываются о будущем. Так что в октябре-ноябре нас ждут две оперы Жанин Тезори. Премьера в МЕТ состоялась 23 сентября.
В новом сезоне мы увидим еще семь опер: “Тоска” Дж.Пуччини (23 ноября и 4 декабря), “Волшебная флейта” В.А.Моцарта (7 декабря, 7.00 pm), “Аида” Дж.Верди (25 и 29 января 2025 года), “Фиделио” Л.ван Бетховена (15 и 19 марта 2025 года), “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта (26 и 30 апреля 2025 года), “Саломея” Р.Штрауса (17 и 21 мая 2025 года), “Севильский цирюльник” Дж.Россини (31 мая и 4 июня 2025 года). Все подробности — в будущих выпусках Оперного обозрения.
Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas.