Продолжается юбилейный, двадцать пятый сезон чикагской “Ловушки“ (Trap Door Theatre). В эти дни в театре идет инсценировка пьесы польского драматурга Славомира Мрожека “Танго” (перевод – Ральф Манхейм и Тереза Дзидужика). Режиссер – Эмили Лотспич. В ролях: Деннис Бисто, Адам Хуизенга, Логан Хулик, Джоан Нахид, Эмили Никелсон, Мануэла Рентеа, Кит Сарни.
“Танго” – сатирический памфлет об опасностях, присущих современному обществу; о том, как анархия и формализм вступают в конфликт между поколениями. Как всегда у Мрожека, в тексте много аллюзий и едкой иронии. Драматург высмеивает и капитализм, и социализм, и государство как таковое. В своей знаменитой книге “Театр абсурда” критик, сценарист, продюсер Эсслин Мартин посвятил Мрожеку отдельную главу. “Танго” он назвал сложной пьесой, пародией или парафразом “Гамлета”. “Герой – молодой человек, ужасающий своим поведением родителей. Он испытывает глубокий стыд за мать, изменяющую отцу, и за самодовольного отца. Понятны и горькие нападки молодого человека на поколение, допустившее войну, оккупацию и опустошение страны. Артур вырос в мире, лишенном ценностей. Его отец, безалаберный, претендующий на звание художника человек, тратит время на бесполезные авангардистские эксперименты. Мать спит с хамом-пролетарием Эдди, слоняющимся по неприбранной квартире, которую семейство называет домом. Бабушку кто-то случайно распорядился положить в гроб ее последнего мужа, и она лежит в гробу, который так и не собрались вынести. Здесь же обитает и дядюшка с аристократическими манерами и мозгами набекрень. Артур жаждет нормальной жизни с соблюдением порядка и приличий. Он пытается убедить свою кузину Алю выйти за него замуж, как это было принято прежде. Аля не понимает, к чему церемонии. Если он хочет с ней спать, она согласна без всяких церемоний. Но Артур настаивает на их соблюдении. Он хватает отцовское ружье и устраивает революцию, заставив семейство прилично одеться, привести в порядок захламленную, грязную квартиру и приготовиться к его свадьбе. Но он не в состоянии со всем этим совладать. Осознав, что старый порядок не может быть восстановлен силой, он напивается. Старые ценности разрушены и не могут быть восстановлены силой. Что остается? Голая сила. “Я вас спрашиваю, когда уже ничего не осталось, и даже бунт уже невозможен, что мы можем взять в жизнь из ничего?.. Одну силу! Из ничего можно создать только силу. Она всегда есть, даже если ничего нет. Только одно и остается – быть сильным и решительным. Я сильный. В конце концов, сила – тоже протест. Протест в форме порядка”. Ради доказательства своей точки зрения Артур готов убить старого дядю. Аля пытается переключить внимание Артура и кричит, что она, его невеста, накануне свадьбы переспала с Эдди. Артур потрясен. Он слишком гуманен, чтобы осуществить на деле доктрину абсолютной власти. Эдди придерживается иной точки зрения. С дикой силой он набрасывается на Артура. Сила восторжествовала. Семейство подчиняется Эдди. Пьеса заканчивается танго, которое танцуют Эдди и старый дядя-аристократ вокруг мертвого тела Артура.
Танго – символ толчка к бунту. Когда танго было вызывающим новшеством, поколение родителей Артура сражалось за право его танцевать. Когда бунт против традиционных ценностей уничтожил все ценности, ничего не осталось, кроме голой силы – силы Эдди, силы безмозглой массы, танго танцуют на руинах цивилизации. Смысл этого упражнения в революционной диалектике достаточно ясен: культурная революция ведет к разрушению всех ценностей и, как следствие, к попытке интеллектуалов-идеалистов их восстановить; однако следование этим ценностям, однажды разрушенным, невозможно, и потому остается только голая сила. В итоге, из-за того, что интеллектуалы не могут быть жестокими в нужной мере и проявить силу, ее проявляют Эдди, которых в мире предостаточно. Пьеса “Танго” актуальна не только для коммунистических стран. Разрушение ценностей, восхождение к власти вульгарного человека массы знакомо и Западу. “Танго” – пьеса широких смыслов. Она блестяще выстроена, в ней много изобретательности, и она очень смешная”.
Первая постановка пьесы “Танго” состоялась в январе 1965 года в Белграде, вторая – в июне 1965 года в Будгоще (Польша). Настоящим триумфом стала третья постановка “Танго” в июле 1965 года в варшавском театре Эрвина Аксера Wspolczesny. Спектакль разошелся на цитаты и стал выдающимся событием в истории польского театра.
Режиссерский дебют актрисы Trap Door Theatre Эмили Лотспич состоялся в сезоне 2015-16 годов со спектаклем “The Universal Wolf” по одноименной пьесе американского драматурга Джоан Шенкар – современной вариацией на темы всем известной “Красной шапочки”.
К творчеству Мрожека Trap Door Theatre обращался в сезоне 2014-15 годов. Инсценировку пьесы “Вацлав” про обитателей острова “Провокация” представила художественный руководитель театра Беата Пилч.
Варшавский журналист Кристина Курчаб-Редлих вспоминает: “Я ходила на “Танго” как на праздник юмора. Вся Польша конца семидесятых годов, когда Мрожек был уже во Франции, дышала Мрожеком. У нас говорят: “О, ты говоришь Мрожеком” – то есть насмехаешься. Или если видишь несуразный идиотизм, что уже в голове не укладывается, – вот, это сам Мрожек! У нас даже простые люди, которые никогда в театр не ходили, тоже говорят: “О, говоришь Мрожеком!” Мрожек впитался в наше подсознание. Мы вспоминали его поговорки. Была даже надпись такая: “Толпы ищут пророка, но чаще всего находят фюрера”. Когда смотришь сегодня, понимаешь с ужасом, что это правда. Или: “Глупостей полным-полно всегда, а мудрости – никогда, и в блеске славы глупость часто неузнаваема, а ее принимают как мудрость”. Мрожек умел всегда сказать ясно, просто и точно, где фальшь, а где правда. Власти его никогда не любили, и были времена, когда его ставить у нас тоже было сложно. Но все-таки он остался в нас и, надеюсь, еще долго будет. Сейчас я с ужасом вижу, что “Танго” включено в школьную программу с сокращениями, чтобы ученикам было проще, как будто им сложно прочитать ее полностью. “Танго” у нас уже не ставят, времена уже другие, и то, что было для нас важно, что нас воспитывало, этого уже нет”.
В Польше “Танго” уже не ставят, и в Америке спектакли по пьесам Мрожека – большая редкость. Тем интереснее премьера в Trap Door Theatre!
Nota bene! Спектакль “Танго” идет до 30 марта в помещении Trap Door Theatre по адресу: 1655 West Cortland Avenue, Chicago, IL 60622. Билеты – $20 в четверг и пятницу, $25 – в субботу. Справки и заказ билетов на этот и другие спектакли сезона 2018-19 годов – по телефону 773-384-0494 или на сайте театра www.trapdoortheatre.com. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра. Полную информацию о театральной жизни Чикаго вы найдете на сайте http://www.theatreinchicago.com/.