Непредсказуемый чикагский Trap Door Theatre снова удивляет: в эти дни на сцене театра идет спектакль “Завсегдатай“ (“The Locketeer“) – адаптация пьесы Элиаса Канетти “Ограниченные сроком“ (другое название – “Обреченные”, “Die Befristeten”, 1956).
Автор инсценировки и режиссер-постановщик спектакля – Кэтрин Салливан. В ролях: Деннис Бисто, Эбби Бланкеншип, Маржена Буковска, Аброз Каппучо, Холли Керни, Сами Исмат, Эмили Лотспич, Джоан Нахид, Захари Никол, Боб Уилсон.
“Ограниченные сроком“ – третья пьеса австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти. Пьеса рассказывает о людях, которые точно знают дату своей смерти. Вначале кажется, что это знание облегчает им жизнь, но вскоре мы понимаем, что страх перед смертью сохраняется. Александра Малько на сайте Dystopia.me пишет об этой пьесе так: “Место действия пьесы совершенно условно, а время – неопределенно. В прологе двое беседуют о том, как прежде было ужасно, не зная дня своей смерти, ежечасно ожидать ее и непрестанно ее бояться, и как замечательно сейчас, когда каждый уже из самого своего имени узнает, сколько лет ему определено прожить: пока его мгновение не наступило, он ничего на свете не боится. Основное действие “Ограниченных сроком” складывается из множества примеров, свидетельствующих, что страх отнюдь не исчез, а лишь видоизменил свои формы, и горя у людей ничуть не убавилось. Героя зовут Фюнфциг. Жить ему определено полвека. Но он не желает с этим примириться. Нет, не с малостью срока, а с тем, что он кем-то или чем-то определен и что люди, несущие непосильный груз этой определенности, глубоко несчастны. И Фюнфциг восстает против сложившейся системы: он продолжает жить после истечения срока, чем разрушает веру в незыблемость системы, а тем самым и в нее саму. Однако облегчения не наступило. Канетти не уверен, что лучше: знать, когда придет твой конец, или не знать. И эта неуверенность – самое привлекательное в его наименее сценичной пьесе: ведь она по-своему отражает важные черты его художнического облика – некатегоричность, недогматичность, диалектичность”.
Пьеса Канетти пессимистична, ибо знание даты смерти не делает жизнь легче. Вспоминается Михаил Жванецкий с фразой: “Что с человеком ни делай, он упорно ползет на кладбище, отбиваясь от людей в белом”.
Премьера спектакля по пьесе “Ограниченные сроком“ состоялась в Оксфорде в 1956 году. Был успех, но дальнейших инсценировок почти не было. Тем похвальнее эксперимент театра и режиссера Кэтрин Салливан. Ее называет медиа-артисткой. Она работала в кино, на телевидении, делала инсталляции на стыке жанров, представляла перформансы, устраивала выставки.
В дальнейших планах театра – спектакли: “Любовное письмо“ (“Letter of Love (The Fundamentals of Judo)“) по пьесе Фернандо Аррабаля в постановке французского режиссера Алекси Барьера (22 марта – 28 апреля 2018 года); “Монсеньор Д’Он – женщина“ (“Monsieur d’Eon is a Woman“) по пьесе Марка Браунелла в постановке актрисы театра Николь Виснер (17 мая – 23 июня 2018 года).
Nota bene! Спектакль “Завсегдатай” идет до 3 марта в помещении Trap Door Theatre по адресу: 1655 West Cortland Avenue, Chicago, IL 60622. Билеты – $20 в четверг и пятницу, $25 – в субботу. Справки и заказ билетов на этот и другие спектакли сезона 2017-18 годов – по телефону 773-384-0494 или на сайте театра www.trapdoortheatre.com. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.