В апреле 2019 года чикагскому Trap Door Theatre – нашей любимой “Ловушке” – исполняется двадцать пять лет! В честь юбилея театр показывает представление “25/25” – двадцать пять эпизодов из двадцати пяти лучших спектаклей. О представлении – ниже. Сейчас – о том, как все начиналось. Об этом мне рассказала основатель и бессменный руководитель театра, замечательная актриса и режиссер Беата Пилч.
Она родилась в Чикаго в польской семье и до пяти лет говорила только на польском языке. Каждое лето с раннего детства мама отправляла ее в Польшу к родственникам. Беата рассказывает: “Первые настоящие театральные впечатления связаны у меня с Театром имени Виткевича в городе Закопане, на юге Польши. Я влюбилась в спектакли этого театра еще девчонкой. Театр находится в дивном месте, в горах. Каждый раз, когда я оказываюсь там с моими американскими актерами, я беру их с собой, чтобы показать величайшие спектакли на Земле. В течение дня мы гуляем по горам, а вечером идем в театр. Что может быть лучше этого?”
В восемнадцать лет Беата Пилч поехала учиться. Сначала – в United States International University в Сан-Диего, потом в California Institute of Arts в Валенсии. Там же она создала свою первую театральную компанию Juventas.
– В институте в Валенсии я сблизилась со студенткой из Швеции. Она придумала театр Juventas и предложила мне присоединиться к нему. Каждое лето студенты театральных факультетов ищут практику в театрах по стране, а мы каждый год уезжали в Европу. У подруги была семья в Швеции, и там мы жили на ферме, пекли хлеб, питались овощами, репетировали… Подруга научила меня, как работать продюсером. Потом мы купили миниавтобус и поехали по стране. Выступали на Стокгольмском водном фестивале, в Берлине, в других городах Германии, в Амстердаме, играли на сцене театра Виткевича. Каждый год мы набирали новых актеров: от шести до десяти. Моя подруга была режиссером, я – актрисой. Я ведь по первой специальности актриса!.. Это были доинтернетовские времена, устроиться в театр было невероятно трудно. Особенно, когда ты никого не знаешь. Надо было вставать в четыре утра и рассылать кучу писем с резюме.
– Вы хотели остаться в Европе?
– Это длинная и сумасшедшая история. Я путешествовала по Европе, моей подругой была шведка, моим парнем – испанец. На какое-то время я поехала в Испанию, чтобы быть с ним… Я наслаждалась красотами, смотрела на людей, впитывала в себя европейский театральный опыт. Потом вернулась в Чикаго, пошла в театр и не могла понять, почему он совсем не похож на европейский, почему такой психологический и… “безопасный”. Нет стремления к новизне. В авангарде идут университетские театры, и все… В год выпуска у меня был последний тур с театром Juventas. Я была молода, беззаботна и хотела иметь время, чтобы обдумать дальнейшую жизнь. Сама себе дала на это один год. Думала, что не вернусь в Америку, останусь в Европе. Это ведь была моя мечта с юношества! Я поселилась в Восточном Берлине. Было это сразу после падения Стены. Я кое-где подрабатывала, у меня появились друзья, я сняла квартиру. В Берлине все бурлило, Польша была рядом… Как-то я получила открытку от моего университетского друга и любимого артиста. У него были какие-то неприятности, и он захотел приехать ко мне в гости. А еще один мой друг, с которым мы учились в одной школе, превратился в “мистера Бактауна” (Bucktown – район в Чикаго, где находится Trap Door Theatre. – Прим. автора). Он был первым, кто приехал в этот район, начал покупать здания, перестраивать, перепродавать… Он предложил мне помощь в покупке здания. В моем детстве Bucktown был плохой район. Когда моя мама узнала, что я купила здание в этом районе, она вскричала: “Тебя убьют!” Но тогда до покупки было еще далеко. Мы сидели в Берлине и фантазировали, что будет, когда мы откроем театр в Чикаго. Так продолжалось шесть месяцев! Работы не было, зато творческих идей – хоть отбавляй! Мы написали манифест и создали план построения театра на пять лет вперед! С этим багажом мы приехали покорять Чикаго. Мой друг показал мне подходящие помещения, в том числе то, в котором мы с вами сейчас находимся. Здесь был полный бардак: крыша обваливалась, задняя стенка отсутствовала. Тем не менее я почему-то сразу решила: здесь будет наш театр! А работала я официанткой в польском ресторане моей мамы “Поло” (пересечение улиц Милуоки и Демпстер). Надо же было зарабатывать на оплату счетов… Мама продала ресторан двадцать лет назад, незадолго до смерти.
– О чем же вы договорились в Берлине?
– Мы решили, что будем фокусироваться на европейской, почти не известной в Америке драматургии. Для меня европейский театр был лучшим, и я всегда стремилась показать пьесы европейских драматургов в США. До сих пор не могу поверить, что наш маленький театр в одиночку открывает для американского зрителя целый пласт новой драматургии. Никто даже не слышал о наших гениальных авторах! Есть компании, которые иногда показывают европейские пьесы, но мы это делаем на регулярной основе.
Итак, в далеком 1990 году актриса и режиссер Беата Пилч набрала группу актеров и стала показывать свои спектакли, переезжая из страны в страну. Бродячие артисты кочевали по Европе, привлекая зрителей авангардным экспрессионизмом и новыми формами. Так продолжалось четыре года, а с весны 1994 года труппа осела в Чикаго и продолжила свои театральные эксперименты в уютном доме на Кортланд авеню. В разные годы на сцене театра ставились пьесы Святослава Виткевича и Бертольта Брехта, Петера Хандке и Фернандо Аррабаля, Жана Жене и Эжена Ионеско, Витольда Гомбровича и Хайнера Мюллера, Януша Гловацкого и Макса Фриша. Райнер Вернер Фассбиндер – один из тех авторов, чьи пьесы наиболее часто – шесть раз! – ставились в Trap Door Theatre. В 1996 году режиссер Эндрю Купер Вассер поставил пьесу “Кровь на шее…”, через несколько лет в театре появился спектакль “Бременская свобода” (режиссер – Кей Мартинович), еще через несколько лет – “Преддверие рая, простите сейчас” (режиссер – Майкл Пипер), в 2003 году Беата Пилч и Кришна Лефан обратились к “Катцельмахеру”, в 2006 году – к пьесе “Горькие слезы Петры фон Кант”. В двадцатом сезоне (2014 год) Trap Door Theatre представил новую постановку пьесы “Кровь на шее…”.
На сцене Trap Door Theatre шли спектакли “Президентши” (“The First Ladies”) по пьесе австрийского драматурга, одного из лидеров немецкой “новой волны” Вернера Шваба (режиссер – Желько Дюкич), “The Word Progress on My Mother’s Lips Doesn’t Ring True” (сокращенно – “Прогресс…”, премьера в Северной Америке) по пьесе французского поэта, драматурга и публициста румынского происхождения Матея Вишнеча в постановке румынского театрального режиссера Иштвана Сабо (не путайте с однофамильцем – венгерским кинорежиссером!), “Вернисаж” (английское название почему-то совсем другое – “The Unveiling”) по одноименной пьесе великого Гражданина, первого Президента Чешской республики и блистательного драматурга Вацлава Гавела, “Юдифь” по пьесе английского драматурга Говарда Баркера “Юдифь: прощание с телом” (режиссер – Желько Дюкич). Последняя премьера театра – инсценировка пьесы польского драматурга Славомира Мрожека “Танго” (режиссер – Эмили Лотспич). Всего за четверть века в Trap Door Theatre было поставлено сто пятнадцать спектаклей, из них более чем в шестидесяти Беата Пилч выступила продюсером, режиссером, актрисой. Я спросил ее, помнит ли она первую постановку.
– Конечно. Мы хотели открыть театр в нашем здании, но к тому времени оно не было достроено. Зиги (Зигмунд Дыркаш – создатель и владелец Chopin Theatre Чикаго. – Прим. автора.) из театра “Шопен” предложил мне сыграть первый спектакль у них. Театр открылся в январе 1994 года пьесой Станислава Виткевича “Безумец и монахиня”. Актер Шон Марлоу исполнял роль Безумца, я играла роль доктора Грюна. Этот спектакль сразу заложил принципы нашего театра. Ниже опускать планку было уже нельзя. Мы старались идти только вперед… Мне с самого начала хотелось сделать что-то необычное. В противном случае нам пришлось бы лишь повторяться. “Грязные” пьесы Сэма Шепарда, Дэвида Мэмета – вот чем силен Чикаго. Экспериментальным театрам приходится тяжело. В Европе абсолютно другая ситуация. Я работала во Франции и знаю, как устроен, например, Авиньонский театральный фестиваль. Все театры – участники фестиваля – разделены на две части: большой и маленькой формы. Театры малой формы всегда идут по пути эксперимента. Им выделяются гранты, их спонсируют. Сумасшедший, авангардный театр – вот куда идут все деньги! Мольер никому не нужен…
– Как же вы выживаете все эти годы?
– Мы получаем гранты от штата, города и европейских культурных институтов. Некоторые посольства – например, посольство Франции – выделяют гранты на поддержку театров. Мы получаем гранты на развитие восточноевропейского театра. Благодаря этим грантам мы получили возможность пригласить режиссеров из Румынии, Польши…
– Почему такое название – “Trap Door”?
– Это была наша общая идея. Мы перебрали много названий, даже сделали список. Мне хотелось дать театру европейское имя. Например, “Шоколадная фабрика” – есть такой театр в Берлине. Но потом я испугалась, что американский зритель не пойдет в театр с необычным именем. Я стала искать название, которое звучало бы по-театральному. “Trap Door” – что-то есть в этом интригующее, правда? У нас появилось это название до того, как возникло помещение рядом с рестораном. А теперь, когда ресторан расширился и вход в наш театр оказался зажатым, получилась настоящая ловушка!
– Каков ваш критерий выбора актеров?
– Каждый актер нашего театра уникален и неповторим. Мне не нужны вторые Николь Виснер или Джон Грэй, потому что они у нас уже есть. Мне нужны актеры независимые, актеры, не боящиеся риска, актеры думающие, актеры синтетические. Например, Алжан Пелезик. Мы знали его много лет. Он из Боснии. Жил в Чикаго, вернулся в Боснию, потом снова приехал в Чикаго. Сейчас он в составе театра… Нам всегда нужны свежие силы. С нами работает драматург Милан Прибисик. Он родом из Белграда и помогает нам понять восточноевропейскую драматургию.
– Как бы вы охарактеризовали ваш идеальный театр?
– Идеальный театр – тот, в котором я работала, учась в Калифорнии. Это – настоящий, экспериментальный, “черный ящик”, в котором возможно все. В моем театре постоянно бы менялось сценическое пространство и был бы репертуар – я обожаю репертуарный театр. В театре Виткевича в Закопане порядка сорока спектаклей!
– Для Европы это – нормальная форма театрального существования…
– Я люблю такую форму и хотела бы, чтобы то же самое было в Америке… Все упирается в деньги. Если бы у меня были деньги, я бы удержала всех актеров и все спектакли, которые мы сделали за эти годы.
– Как вы считаете, Чикаго – хороший город для существования театра?
– По крайней мере, в Чикаго есть возможность для творчества. В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе каждый заработанный пенни надо складывать, чтобы потом заплатить за жилье. Некогда думать о творчестве! Плюс огромная конкуренция. А в Чикаго есть свобода… Чикаго – мультикультурный мегаполис. Мне нравится, что к нам приходят выходцы из Восточной Европы, в том числе из стран бывшего Советского Союза. Мы работаем с национальными общинами города и пригородов, и это тоже делает наш театр уникальным!
– Вы конкурируете с другими чикагскими театрами?
– Мне интересны другие театры, я слежу за тем, как они развиваются, но конкуренции я не чувствую. У каждого свой путь. После тридцати лет занятия театром мне кажется, что мы живем на каком-то острове. Мы ставим все новое. Даже если спектакль нашего театра будет ужасным, по крайней мере вы всегда сможете сказать, что такого вы еще никогда не видели и никогда не увидите. Часто, приходя в театр, через пять минут я уже знаю, чем дело закончится. Психологические драмы о неблагополучных семьях – ведущая тема американского театра. Но даже их ставят одинаково. Иногда мы видим американские пьесы в Европе, например, в Румынии и Польше, и не можем поверить, что это одни и те же пьесы. Мы смотрим Уильямса и не верим своим глазам – настолько это свежо, оригинально, интересно! К сожалению, здесь это встречается редко. Американскому театру не хватает воображения.
– Что вы думаете о будущем вашего театра?
– Моей мечтой является создание международной театральной компании, которая бы гастролировала по разным странам. Мы идем по этому пути. Мы несколько раз гастролировали в Румынии, Польше, Венгрии, Франции. Мне нравится путешествовать, обмениваться идеями, смотреть спектакли друзей. Мир шире и разнообразнее одной страны, даже такой, как Америка.
Trap Door Theatre – один из немногих, постоянно гастролирующих американских театров. Вот лишь один недавний пример. В октябре 2018 года коллектив представлял театральное искусство США на Международном театральном фестивале “Matei Visniec-from National to Universal” в Кишиневе (Молдова). Среди участников фестиваля было двадцать два театра из Бразилии, Франции, Японии, Греции, Италии, Турции, России, Польши, Германии, Великобритании, Венгрии и других стран. Trap Door Theatre показал спектакль “Западный экспресс“ (“Occidental Express“) по одноименной пьесе Матея Вишнеча (перевод – Ник Оуде) в постановке Иштвана Сабо (полная тезка кинорежиссера).
К двадцатилетию Trap Door Theatre Беата Пилч сделала себе подарок – пригласила в Чикаго художественного руководителя Театра имени Виткевича Анджея Джука.
Он поставил спектакль “Джон До” по мотивам пьесы “Безумец и монахиня” обожаемого Беатой Станислава Виткевича. К двадцатипятилетию Trap Door Theatre Беата придумала другое – поставить представление из двадцати пяти фрагментов двадцати пяти лучших спектаклей, поставленных Кейт Хендриксон, Майклом Пипером, Кэтрин Салливан, Беатой Пилч, Максом Труа, Кей Мартинович, Николь Виснер и другими…
Сказано – сделано. Уникальный перформанс играется всего семь раз. Четыре спектакля уже прошли. Впереди – еще три представления: 18-20 апреля. В представлении участвуют актеры Деннис Бисто, Антонио Брунетти, Холли Черни, Джон Кахара, Лесли Руттигер, Энн Сонневилл, Майк Стил, Кит Серни.
Театр приглашает зрителей прийти пораньше и посмотреть фильм об истории создания коллектива. Двери открываются за час до начала спектаклей. После спектаклей все приглашаются на вечеринку с участием актеров.
Я поздравляю Беату Пилч и весь коллектив театра с двадцатипятилетием! Уверен, вы не будете останавливаться на достигнутом и подарите нам еще много приятных сюрпризов. Так держать, Trap Door Theatre!
Nota bene! Все спектакли The Trap Door Theatre проходят по адресу: 1655 West Cortland Avenue, Chicago, IL 60622. $25. Справки и заказ билетов по телефону 773-384-0494, по электронной почте boxofficetrapdoor@gmail.com (Nora Ulrey) и на сайте театра www.trapdoortheatre.com. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.