Продолжается тридцатый сезон чикагского Trap Door Theatre. После драматургии Станислава Виткевича — спектакля “Прагматики” (“The Pragmatists”) по его первой опубликованной пьесе — театр обращается к Бертольту Брехту. Второй спектакль юбилейного сезона — “Мамаша Кураж и ее дети” (“Mother Courage and her Children”) по самой известной пьесе немецкого поэта и драматурга. Подзаголовок автора — “Хроники времен войны”. Перевод — Эрик Бентли. Режиссер — резидент театра Макс Труа. В ролях: Холли Черни (Мамаша Кураж), Рашаад Бонд (Швейцеркас), Билл Гордон (Эйлиф), Джоан Нахид (Катрин), Калеб Ли Дженкинс (Капеллан/Солдат), Нена Мартинс (Иветт), Трисия Роджерс (Солдат/Горожанин), Кевин Вебб (Повар/Офицер).
Европа, XVII век. В разгаре — Тридцатилетняя война. Маркитантка Анна Фирлинг везет свой фургон с товаром. Прозвище Кураж досталось ей за отвагу. Война войной, а обед по расписанию — с такой философией не важно, кто против кого воюет; важно, чтобы товар покупали солдаты и дети были накормлены. Детей трое: сыновья Швейцеркас, Эйлиф и немая дочь Катрин. Их отцы — солдаты разных армий, убиты или пропали без вести, в пьесе это не объясняется, да и какая разница. У детей есть мама, пока еще они все вместе, хотя ездить с парнями призывного возраста небезопасно. Все хотят заполучить их в солдаты… Много чего произойдет на свете, а мамаша Кураж будет все так же тащить свой фургон. “Война удачей переменной Сто лет продержится вполне, Хоть человек обыкновенный Не видит радости в войне: Он жрет дерьмо, одет он худо, Он палачам своим смешон. Но он надеется на чудо, Пока поход не завершен. Эй, христиане, тает лед, Спят мертвецы в могильной мгле. Вставайте! Всем пора в поход, Кто жив и дышит на земле!” (Перевод Б.Заходера.)
Трагическая история матери и ее детей, написанная Брехтом в 1938-39 годах, задумывалась писателем как предупреждение своей стране. Увы, предупреждение не сработало. Как сказал Брехт: “Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать”.
Премьера спектакля состоялась в 1941 году в цюрихском театре Шаушпильхауз. В спектакле были заняты немецкие и австрийские актеры-эмигранты, спектакль стал событием театральной жизни Цюриха. Успех у зрителей и критиков не принес удовлетворения Брехту. По его мнению, образ главной героини не поняли, и он написал новые варианты некоторых сцен. Премьера второй, окончательной редакции состоялась в 1949 году в Берлине. С этого спектакля началась история театра “Берлинер ансамбль”, с ним театр гастролировал по всему миру. В 1954 году спектакль был удостоен Первой премии за лучшие пьесу и постановку на Всемирном театральном фестивале в Париже.
Жена Брехта и первая актриса его театра Елена Вайгель говорила: «Я должна играть Мамашу Кураж так, чтобы зритель понимал, что я ее ненавижу». Мамаша Кураж способствует войне, наживается на войне и приветствует войну как источник своего процветания. Отсюда — придуманный Брехтом способ “отчуждения”, то есть дистанции между актером и его персонажем. Сам Брехт идет еще дальше. В январе 1953 года, говоря о “Мамаше Кураж…”, он пишет: “…Возникает образ Германии, ведущей разбойничьи войны, уничтожающей других и саму себя, не извлекающей уроков из всех своих катастроф”. Как актуально звучит это сегодня, во время продолжающейся агрессии России против Украины!
Брехт советовал постановщикам показать, “что на войне большую коммерцию ведут отнюдь не маленькие люди, что война, являющаяся ведением той же коммерции, но другими средствами, уничтожает человеческие добродетели даже самых добродетельных людей, что можно пойти на любые жертвы, лишь бы одолеть войну”. Посмотрим, последует ли его совету режиссер Макс Труа. Он хорошо известен чикагским театралам. С 2011 до 2016 года — художественный руководитель Oracle Theatre, с 2017 года — художественный руководитель Red Tape Theatre. С 2008 года — режиссер-резидент Trap Door Theatre. В активе Труа — спектакли “Мать” (лауреат нескольких премий “Джефф”, в том числе — за лучшие постановку и ансамбль), “A Couple of Poor Polish-Speaking Romanians” и “No Matter How Hard We Try…” по пьесам польской писательницы и драматурга Дороты Масловской, “Балкон” по пьесе Ж.Жене, “No Darkness Round My Stone” по пьесе Ф.Мелькио и оригинальная оперная интерпретация композитора Джонатана Гиллена пьесы Хайнера Мюллера “Гамлет-машина”. Труа — выпускник Oberlin College и Калифорнийского института искусств. В прошлые годы режиссер уже обращался к творчеству Брехта. Он ставил спектакль “Круглоголовые и остроголовые” (“Round Heads and Pointed Heads”) в Red Tape Theatre.
В дальнейших планах театра (11 апреля — 19 мая) — инсценировка романа Эмиля Золя “Нана” (“Nana”). Адаптация — Олуэн Ваймарк. Режиссеры — резидент-хореограф Мигуэль Лонг и директор театра, она же — ведущая актриса Николь Виснер. Нас ждет возобновление одного из лучших спектаклей театра — постановки 2002 года, в которой роль Наны исполнила Виснер. Актерский состав спектакля будет объявлен позднее.
Nota bene! Спектакль “Мамаша Кураж” идет с 18 января до 24 февраля 2024 года в помещении Trap Door Theatre по адресу: 1655 West Cortland Street, Chicago, IL 60622. Билеты — на сайте trapdoortheatre.com или по телефону 773-384-0494.