Старейший театр Чикаго The Auditorium Theatre готов к новому сезону. Уникальное здание, построенное по проекту архитекторов Данкмара Адлера и Луиса Генри Салливана, достойно отдельного рассказа.
Все началось в 1885 году. В Чикаго – городе без оперного театра и каких бы то ни было оперных традиций – состоялся международный оперный фестиваль с участием лучших солистов мира. Это событие вызвало в городе огромный ажиотаж. Тогда впервые устроители фестиваля столкнулись с тем, что в городе не оказалось нормального театрального здания. Один из главных спонсоров, бизнесмен Фердинанд Пек задумал построить в городе постоянно действующий оперный театр. За образец было взято здание Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, но величиной зрительного зала Пек захотел превзойти Нью-Йорк. Затраты оказались огромными, и тогда Пеку пришла в голову еще одна грандиозная мысль. Он решил построить в здании отель, рестораны, офисные помещения и сдавать все это внаем, на время. (Позже подобная история случилась со зданием Лирик-оперы.) Мистер Пек выпустил акции на два миллиона долларов, облигации на девятьсот тысяч, привлек солидных инвесторов и объявил тендер на строительство. Лучший проект предоставила архитектурная фирма Адлера и Салливана.
Строительство началось 5 октября 1887 года. Первый камень в основание театра заложил тогдашний президент США Гровер Кливленд. Пек рисковал: две трети отведенных под строительство площадей еще не были выкуплены. Бизнесмен торопился поразить мир невиданным проектом. Строительство велось днем и ночью, на площадке круглосуточно работали двести человек. В 1888 году в частично построенном здании состоялась Республиканская национальная конвенция, на которой Бенджамин Харрисон был номинирован на пост президента. Наконец, 9 декабря 1889 года состоялось торжественное открытие театра. Выигравший в тот год президентские выборы Харрисон был настолько впечатлен увиденным, что, по слухам, шепнул на ухо вице-президенту театра Леви Мортону: “Нью-Йорк сдается?”
Крупнейшее в США и самое высокое в Чикаго здание театра стало настоящим чудом передовых технологий, воплощением лучших достижений архитектуры и дизайна. Вот только несколько цифр. Театральный зал рассчитан на 4232 места, что на тысячу двести больше, чем нью-йоркская Метрополитен-опера. (Мелочь, приятная каждому жителю Чикаго.) Здание было оборудовано непревзойденной акустикой, общим кондиционированием, требовавшим пятнадцать тонн льда в день, тремя тысячами пятистами лампочками накаливания (они стали применяться впервые в 1879 году), двадцатью шестью гидравлическими подъемниками, которые могли легко поднимать и опускать блочные конструкции для сцены, девяностопятифутовым чердаком над сценой для хранения элементов декораций. Огромное сооружение венчала семнадцатиэтажная башня. В здании располагался не только прекрасный театральный зал, но и роскошный отель на четыреста номеров и сто тридцать шесть офисов. На двух верхних этажах здания находился главный офис фирмы Адлера и Салливана. The Auditorium Theatre стал первым крупным проектом этой знаменитой архитектурной фирмы. После открытия театра фирма стала получать заказы со всех уголков США, а впоследствии архитекторы прославились строительством первых небоскребов.
Открытие The Auditorium Theatre стало международной сенсацией. Наряду с первым в мире небоскребом, построенном в 1885 году, и Чикагским университетом, основанным в 1892 году, театр сыграл ключевую роль в выборе Чикаго в качестве места проведения Всемирной (“Колумбовской”) выставки 1893 года. Основными конкурентами Чикаго выступали Сент-Луис, Нью-Йорк и Вашингтон. Окончательное решение принимал конгресс США. В качестве “козырной карты” городские власти продемонстрировали макет The Auditorium Theatre, и Чикаго победил своих конкурентов. Прошедшая Всемирная выставка помогла городу в кратчайшие сроки восстановиться после разрушительного пожара 1871 года. В помещении The Auditorium Theatre триумфально выступали Анна Павлова и Айседора Дункан, гастролировали многие балетные и театральные труппы, театр стал первым домом для только что образованного Чикагского симфонического оркестра и Chicago Grand Opera Company. В 1941 году театр закрылся, в годы Второй мировой войны здание использовалось городскими властями в качестве призывного пункта. С 1947 года The Auditorium Theatre является частью Roosevelt University. С 1960 года театр начал кампанию по сбору средств на открытие театра. Она велась семь лет, и 31 октября 1967 года The Auditorium Theatre вновь распахнул свои двери перед зрителями. В театре прошел балет “Сон в летнюю ночь” в исполнении труппы Нью-Йоркского городского балета. В главных партиях блистали солисты Эдвард Виллелла и Сюзанн Фаррелл.
Этот день в театре празднуют как второй день рождения. Вначале в театре проходили концерты рок-групп, позже к ним присоединились балетные труппы и симфонические оркестры. В театре гастролировали Большой театр, Ковент-Гарден, Мариинский театр, Танцевальная компания Марты Грэм и многие другие балетные труппы мира. Американский балетный театр впервые выступил в Auditorium Theatre в 1969 году. В том же году в помещении театра впервые состоялись гастроли Американского театра танца Алвина Эйли. С тех пор балетная труппа возвращается в Чикаго каждый год на протяжении сорока восьми лет! В следующем году традиция будет продолжена. С 1968 года в помещении театра выступает The Joffrey Ballet. С 1995 года эта труппа стала резидентом театра. Нью-Йоркский городской балет впервые выступил в Auditorium Theatre в 1941 году. Hubbard Street Dance Chicago выступал на сцене театра множество раз в восьмидесятые-девяностые. В марте 2018 года запланировано его первое за двадцать лет появление на сцене театра.
Исполнительный директор театра Таня Кастроверде-Москаленко говорит: “Зрители Чикаго получили историческое место, в котором возможно все: Национальная конвенция и масштабные театральные представления, балетные спектакли и мюзиклы, симфонические и рок-концерты. Стены нашего театра видели все, они хранят великую историю”.
В 1975 году здание The Auditorium Theatre было включено в список Национальных исторических зданий США. По словам мэра Чикаго Рама Эмануэля, театр представляет богатую традицию и уникальную архитектуру Чикаго: ”Благодаря таким культурным учреждениям, как The Auditorium Theatre, Чикаго остается общенациональным лидером в области искусства и культуры”.
В честь пятидесятилетия со дня второго открытия (Grand Re-opening) в The Auditorium Theatre состоится грандиозный балетный гала-концерт с участием солистов лучших балетных компаний мира: Американский театр танца Алвина Эйли, Американский балетный театр (АБТ), Голландский национальный балет, Hubbard Street Dance Chicago, The Joffrey Ballet, Балет Мариинского театра, MOMIX, Нью-Йоркский городской балет, Parsons Dance, The Suzanne Farrell Ballet, The Washington Ballet. В концерте мы встретимся с новым поколением танцоров – победителей международных балетных конкурсов, включая призеров конкурса Youth America Grand Prix. В программе вечера: Па-де-де из балета Мариуса Петипа “Дон Кихот” (Даниил Симкин и Мария Кочеткова, АБТ), “Les Bourgeois” Бена Ван Ковенберга на музыку Жака Бреля (Даниил Симкин, АБТ), Па-де-де из балета Дж.Баланчина “Тарантелла” (Дэниэл Ульбрихт и Меган Фейрчайлд, Нью-Йоркский городской балет), “Takademe” Роберта Бэттла (Соломон Думас, Alvin Ailey American Dance Theater), Па-де-де из балета Мариуса Петипа “Диана и Актеон” (солист Вашингтонского балета Бруклин Мак и солист Национального балета Кубы Вингсей Валдес), Па-де-де (солисты Joffrey Ballet, супруги Виктория Джаиани и Темур Сулуашвили). Полная программа станет известна позже. Почетной гостьей вечера будет Сюзанн Фаррелл (та самая солистка Нью-Йоркского городского балета, которая танцевала на сцене театра 31 октября 1967 года). Концерт состоится 12 ноября 2017 года.
Ближайшее событие – благотворительный концерт “Танец в борьбе за Жизнь” (Dance for Life). Он пройдет в помещении театра 19 августа. Собранные средства направляются в фонд помощи артистам, страдающими инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекциями и СПИДом.
Ежегодное мероприятие проводится под эгидой чикагского Фонда борьбы со СПИДом (AIDS Foundation of Chicago) и The Dancers’ Fund. В концерте принимают участие ведущие танцевальные компании Чикаго. Среди них: Giordano Dance Chicago, Hubbard Street Dance Chicago, Joffrey Ballet. В программе концерта – выступления Chicago Human Rhythm Project, Ensemble Español Spanish Dance Theater, Trinity Irish Dance Company, Jessica Miller Tomlinson Choreography, Visceral Dance Chicago. В финале концерта состоится мировая премьера композиции хореографа Рэнди Дункан.
Организация Dance for Life была создана в 1992 году для поддержки нуждающихся в лечении артистов. Подробности истории создания и деятельности организации – на сайте http://danceforlifechicago.org/.
А теперь несколько слов о других событиях нового, сто двадцать восьмого сезона The Auditorium Theatre. Конечно, главное внимание, как всегда, приковано к главной международной балетной программе ”International Dance Series”. В сезоне 2017-18 годов мы увидим три всемирно известные балетные компании.
23 и 24 сентября в Чикаго впервые выступит труппа современного танца “Балетное искусство Шен Вея” (Shen Wei Dance Arts). В программе – буддистские ритуальные песнопения “Складки” (“Folding”) на музыку Джона Тавенера и балет “Весна священная” на музыку И.Стравинского. Оба балета поставлены Шен Веем – американским дизайнером, хореографом и режиссером китайского происхождения. Он был одним из постановщиков церемонии открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине.
Среди наиболее интересных событий нового сезона – гастроли Балета Монте-Карло (Les Ballets de Monte-Carlo) с программой “La Belle” (3-4 марта 2018 года) и Национального балета Кубы с балетом “Дон Кихот” (18-20 мая 2018 года).
7-11 марта 2018 года состоится традиционное ежегодное выступление Американского театра танца Алвина Эйли (Alvin Ailey American Dance Theater).
Серию “Сделано в Чикаго” (“Made in Chicago” Dance Series) открывает 6 октября единственное выступление Испанского танцевального театра (Ensemble Español). В прошлом году состоялись триумфальные гастроли труппы в Испании. На сцене театра запланированы выступления The Joffrey Ballet с балетами “Жизель” Лолы Де Авилы (18-29 октября), “Щелкунчик” Кристофера Уилдона (1-30 декабря), “Современные мастера” (7-18 февраля 2018 года), “Сон в летнюю ночь” Александра Экмана (25 апреля – 6 мая 2018 года).
В предстоящем сезоне мы увидим выступления танцевальных трупп Hubbard Street Dance Chicago (23-24 марта 2018 года) и Giordano Dance Chicago (9 июня 2018 года).
30 сентября в театре состоится дебют замечательной американской оперной певицы Кэтлин Бэттл. В программе – американские песни и спиричуэлс.
В новом сезоне зрители снова услышат американскую версию оратории Г.Ф.Генделя “Мессия” – “Too Hot to Handel: The Jazz-Gospel Messiah” (13-14 января 2018 года).
Nota bene! Все концерты сезона 2017-18 годов пройдут в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. Абонементы и билеты – по телефону 312-341-2300, в кассе театра и на сайте http://auditoriumtheatre.org. Там же вы найдете подробную информацию об истории театра и концертах нового сезона.