Театры Чикаго закрыты, и вместе с тем театры работают. Вот только три примера.
Victory Gardens Theatre (художественный руководитель — Эрика Дэниэлс) показывает на своем сайте мюзикл лауреата премии “Тони”, американского композитора Жанин Тесори и поэта Лизы Крон “Веселый дом” (“Fun Home”). Режиссер — Гэри Гриффин. В ролях: Данни Смит (Элисон), Маккинли Картер (Элен Бекдел), Притиш Чакраборти (Джон Бекдел), Лео Гонзалес (Кристиан Бекдел).
Все началось с одноименного автобиографического романа-комикса карикатуристки Элисон Бекдел. Вышедший в 2006 году, он сразу попал в список бестселлеров New York Times. В 2015 году одноименный мюзикл получил двенадцать номинаций и пять премий “Тони”: за лучшие мужскую роль, либретто, оригинальный саундтрек, режиссуру и мюзикл. Екатерина Кудрявцева на сайте “Бумкнига” пишет о книге и мюзикле так (я оставляю без изменения орфографию автора): “Бекдел пересказывает свое детство с трех временных позиций: себя-ребенка, себя — студентки колледжа и себя-авторки. Последняя рефлексирует, вспоминая детство… Большая часть ее рефлексии, однако, посвящена не себе, а тому, как на нее повлияла фигура отца — отстраненного, иногда агрессивного закрытого гомосексуала, (возможно) покончившего с собой. Элисон растет в семидесятые годы в небольшом городке Пенсильвании. Быть открытым геем — социально неприемлемо и даже опасно… В русском переводе “Веселый дом” потерял важную для понимания глубины романа игру слов. В оригинале комикс называется Fun Home, где fun — одновременно fun (веселье, веселый) и сокращение от funeral (похоронный). Семья Бекдел владеет (и работает в) похоронном доме, пространстве смерти, который она и ее братья с детства превращают в пространство игры. Отсюда и словесный перевертыш, который показывает размытие границ: оптика может превратить веселое в трагичное и наоборот… Мюзикл по “Веселому дому”, вышедший в 2015 году, стал первым, где главной героиней была лесбиянка. И это не единственное “первенство” “…дома”… Джанин Тесори и Лиза Крон стали первой полностью женской командой, получившей “Тони” за лучший оригинальный саундтрек. Мюзикл более прямолинейно связывает опыт маленькой Элисон, которая только начинает осознавать свою гомосексуальность, с жизнью ее “закрытого” отца. Он предпочитает не замечать ее камин-аута и умирает, так и не успев его принять. Мюзикл показывает, что камин-аут — это не единоразовая акция, а процесс, который требует много сил от всех участников. Элисон… выросла в семье, где вопросы сексуальности и идентичности замалчивались, и мюзикл подчеркивает, насколько это нездоровая и опасная ситуация… Элисон вырастает в другое время, чем ее отец: он вынужден скрывать и стыдиться того, кто он есть; Элисон, напротив, может быть собой и проживать свою правду. Но зная, что то, что освободило ее, разрушило ее отца”.
Напомню, что последнюю работу Тесори — оперу “Голубая униформа” (“Blue”) — мы должны были услышать в июне в Чикагском шекспировском театре, но в связи с пандемией коронавируса чикагская премьера совместной постановки Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” (штат Нью-Йорк) и Вашингтонской национальной оперы перенесена на январь 2021 года.
В 2017 году постановка Victory Gardens Theatre номинировалась на пять премий “Джефф” и стала одной из самых успешных в истории театра. С 12 до 24 мая состоятся двенадцать показов. Цена одного билета — $20. На каждый показ продаются 259 билетов — ровно столько, сколько вмещает зал театра. Все подробности — на сайте victorygardens.org.
Еще один театр Чикаго, идущий по пути платных онлайн-показов, — TimeLine Theatre (художественный руководитель — Пи Джей Пауэрс). С 12 мая по 7 июня на сайте театра можно посмотреть спектакль “Искусство готовить” (“To Master the Art”, перевод мой) по пьесе Уильяма Брауна и Дага Фру. Режиссер — Уильям Браун. В главных ролях: Карен Джейнс Водич (Джулия Чайлд), Крейг Спайдл (Пол Чайлд). В ролях: члены труппы театра Джанет Улрич Брукс (Мадам Брассар, Авис), Джульет Харт (Джудит, Грейс), ассоциированный член труппы Терри Хамилтон (Бугнар, Биг Джон), Дженни Аффелдер (Мадам Дорин, Мария, Симка).
Спектакль рассказывает про кулинарную “икону” Джулию Чайлд и ее с мужем Полом романтическое путешествие в Париж в пятидесятые годы XX века. В процесс приготовления еды Джулия влюбилась во французском бистро. Вскоре она пошла на уроки кулинарного искусства и быстро преуспела… Газета Chicago Tribune дала спектаклю высшую оценку и назвала его событием, которое невозможно пропустить, а сам театр назвал предстоящие показы “онлайн-возобновлением”. Пьеса была написана по заказу театра. Премьера состоялась в 2010 году. Спектакль получил восторженные рецензии и пять номинаций на премию “Джефф”, включая категорию “Лучшая новая пьеса”. В 2013 году на сцене Broadway Playhouse вышла вторая версия спектакля. Эту версию мы и увидим. Билеты продаются по цене $15 или $25 (на ваш выбор, “pay-what-you-will”). Билетов 99 — столько, сколько вмещает зал театра. Один доллар с пятнадцати и два доллара с двадцати пяти идут в Фонд поддержки театров Чикаго (Chicago Theatre Workers Relief Fund). Покупая билет на определенную дату и время, вы получаете право посмотреть спектакль в течение недели с этого времени. За час до начала спектакля зрители получат ссылку и пароль. Театр проводит три бесплатных видео-конференций с участием драматурга Марен Робинсон и актеров. Они пройдут 26 мая, 3 и 11 июня в 6.00 pm. Все подробности – на сайте timelinetheatre.com или по телефону 773-281-8463 x6.
Подарок от TUTA Theatre (художественный руководитель, она же — сооснователь Жаклин Стоун) — в свободном доступе на сайте находится спектакль “Уроки на улице Фултон” (“Fulton Street Sessions”). Премьера прошла в феврале 2012 года в юбилейный, десятый сезон театра. У спектакля нет одного автора — это коллективный труд актеров во главе с режиссером (и сооснователем театра) Желько Дюкичем. Жанр спектакля его создатели определяют как “представление в стиле кабаре”.
В пародийных музыкальных номерах, скетчах и сатирических зарисовках театр затрагивает политические, экономические и социальные вопросы текущей жизни. В спектакле звучит оригинальная музыка известного американского композитора Джоша Шмидта. “Уроки…” стали его второй (после спектакля “Баал” по пьесе Б.Брехта) работой с театром TUTA. В спектакле участвуют: Кирк Андерсон, Джеймелин Грей, Стейси Бет Грин, Трей Маклин, Жаклин Стоун. Все подробности — на сайте www.tutatheatre.org.